Миллион фунтов стерлингов Карла Первого

Вадим Жмудь
11. Миллион фунтов стерлингов Карла Первого

Король Карл Первый в романе «Двадцать лет спустя» сообщает Атосу следующее:

«Но у меня остался еще миллион фунтов золотом; я зарыл его в подземелье Ньюкаслского замка, когда оставлял этот город. Ты один знаешь, где эти деньги; употреби их, когда тебе покажется подходящим, на пользу и благо моего старшего сына. А теперь, граф де Ла Фер, простись со мной».
Фунт стерлингов – денежная единица, которая соответствует одному фунту серебра, то есть 350 граммов. Золотой фунт стерлингов назывался соверен.
Названа по изображению короля на троне («суверена»). Номинальный вес монеты — 240 гранов (15,55 г), содержание золота — 15,47 г (23 карата, или 96 %), диаметр — 39,5 мм.
Легко подсчитать, что тысяча соверенов должна весить 15,55 килограммов, а миллион соверенов – 15,55 тонн.
Представьте себе пятнадцать с половиной тонн золота.
Представили?
Сообщу вам, что золото почти в 20 раз тяжелей воды, и что тонна воды – это куб со стороной один метр.
Соответственно, таких же размеров куб золота будет весить двадцать тонн. А 15 тонн золота – это слиток, размерами основания один метр на один метр и высотой 75 сантиметров. Представили?
А теперь представьте, что груду золота, равную такому вот слитку золота Карл Первый спрятал, а Атос – выкопал и увёз с собой. Представили?
Теперь читаем текст романа.

Далее в романе «Виконт де Бражелон» Атос неизвестно откуда знает, что золото хранится в двух бочонках. Но ведь Карл Первый не сообщал ему таких подробностей! Он лишь сказал ему, что «в подземелье Ньюкаслского замка» зарыт «миллион фунтом золотом». Никакой другой информации! Какое именно подземелье, где именно в нём, в бочонках ли, или, быть может, в гробу?
Атос оказывается весьма осведомлённым, неведомо откуда.
По какой-то причине Атос ведёт генерала Монка, который разрешил ему забрать этот миллион, не в подземелье, а в склеп. Может быть, склеп и подземелье – синонимы?
Мне бы казалось, что подземелье находится в замке, это своеобразный погреб для хранения вин и прочих продуктов, а склеп никак не может находиться в подземелье замка, ведь в склепе хоронят представителей этого рода. Мог ли сам Карл собственноручно перенести пятнадцать тон золота в склеп? Мог ли религиозный человек спрятать золото в могиле? В гробу?
Как мы знаем, Карл Первый катастрофически нуждался в деньгах для того, чтобы нанять армию для своей защиты, для возвращения себе всей полноты власти. Он обращался с просьбой к королям Испании, Франции и даже к Папе Римскому! Все ему отказали.
В склепе множество статуй, они разбиты, так как под ними шотландцы искали клад. Но Атос сразу понимает, что искать надо в гробнице святого каноника!
Вот что Атос говорит Монку:
«– Вы, вероятно, знаете, милорд, что ваши шотландцы, из религиозного чувства, отдают под охрану надгробных статуй все драгоценности покойников. Поэтому солдаты могли подумать, что под пьедесталом этих статуй, украшающих многие могилы, хранятся сокровища. Вот почему они разрушили статуи и пьедесталы; но над гробницей смиренного каноника нет статуи. Она совсем простая. Ее охраняет еще суеверный страх, который питают ваши пуритане к кощунству. Смотрите, она нигде не пострадала».
Итак, Шотландцы отдают сокровища под охрану статуй, солдаты искали их под постаментами статуй, зная, что шотландцы надеются на религиозные чувства и прячут сокровища именно там, где религиозные чувства мародёров не позволят им совершать акты вандализма, и, тем не менее, эти самые мародёры из религиозных чувств не тронули могилу каноника, хотя вопреки религиозным чувствам они тронули другие могилы. Странно до безобразия! А ещё более странно – что Атос столь легко разрешил эту загадку, хотя, как мы помним, Карл Первый не дал ему никаких указаний! Почему бы Карлу не сказать, что он спрятал золото в могиле каноника?

Далее интересно, как именно эти пятнадцать с половиной тонн золота Атосу удалось вывезти. Ему помог в этом генерал Монк следующим образом. Он обратился к одному из солдат.

«– Возьми лошадь и двух солдат.
– Лошадь и двух солдат, – повторил сержант.
– Да, а можешь ты достать вьючную лошадь с корзинами?
– Могу, в шотландском лагере. До него отсюда шагов сто.
– Сойди сюда.
Сержант спустился по ступенькам в подземелье к Монку.
– Взгляни туда, где стоит этот дворянин. Видишь два бочонка?
– Вижу.
– В одном из них порох, в другом пули. Надо перевезти их в селение, там, на берегу реки; я намерен занять его завтра отрядом в двести человек. Ты понимаешь, что это поручение – тайное; от него может зависеть наша победа. Привяжи оба бочонка к лошади и отведи ее под охраной двух солдат до дома этого дворянина, моего друга. Но смотри, чтоб никто ничего не знал».

Серьёзно?!?
На одной лошади пятнадцать с половиной тонн? В двух бочонках?

И солдаты даже не подумали, что «один бочонок с порохом» должен весить совсем не так, как такой же бочонок с золотом?!?
Хорошо, допустим, что для них свинец и золото весят одинаково. Но порох!!!
Вообще-то даже свинец по весу они легко бы отличили от золота, поскольку свинец весит в 1,7 раз легче, чем золото, а иметь дело со свинцом солдатам было не в диковинку, ведь из него делают пули! Скажем, вы ведь отличили бы бочонок, который весит 20 килограммов от бочонка, который весит 34 килограмма? Или десятикилограммовый бочонок от семнадцатикилограммового?
Но я должен напомнить, что каждый бочонок должен весить более семи с половиной тонн, чтобы в сумме был миллион фунтов стерлингов золотом.
Убеждён, что даже если бы бочонок весил в сто раз меньше, то и тогда два бочонка были бы весьма обременительной ношей для одного коня. Представьте два бочонка по 77 килограммов каждый!
Так вот, таких бочонков должно было быть в сто раз больше!
В СТО РАЗ БОЛЬШЕ, вдумайтесь в это! Необходимо было бы сто коней нагрузить каждого двумя бочонками по 77 килограммов, тогда все вместе они увезли бы 15,55 тонн золота!
Так что получается, что Атос с помощью такого вот приключения мог бы доставить Карлу Второму максимум не миллион, а всего лишь десять тысяч фунтов стерлингов.

Надо было Александру Дюма придумать, что Карл Первый спрятал отнюдь не золото, а бриллианты и другие сокровища английской короны. Тогда ему удалось бы спрятать миллион фунтов стерлингов в виде бриллиантов.

А теперь для того, чтобы понять, что такое было миллион фунтов стерлингов, обратимся к той сумме, за которую, как пишет Дюма, был продан Король Карл Первый.
В романе «Двадцать лет спустя» Дюма утверждает, что шотландцы продали своего короля за двести тысяч фунтов.
Вот как это звучит:

«— Честь — прекрасная вещь, ваше величество, но им надоело сражаться за нее, и сегодня ночью они продали вас за двести тысяч фунтов, то есть за половину того, что вы были им должны.
— Невозможно, — воскликнул король, — чтобы шотландцы продали своего короля за двести тысяч фунтов!»

На самом же деле Король сражался против шотландцев, будучи также и их Королём, унаследовав корону, точно также, как и корону Англии. Война разразилась из-за несогласия шотландцев с ужесточением законов и увеличением налогов.
Но это история долгая. Важно другое – проиграв войну шотландцам и англичанам, то есть собственному народу, Карл Первый призвал ирландцев, но и с ними войну он проиграл.
Когда же у него не осталось войска, он фактически попал в плен к шотландцам. Они обращались с ним уважительно, но он ни в коей мере не был их предводителем, начальником, королём. Он уже был только военнопленным.
Лондон потребовал, чтобы шотландцы передали его в распоряжение парламента как военнопленного. После этого шотландцам следовало бы отбыть домой, в Шотландию.
Но Король задолжал им жалованье.
Парламенту пришлось согласиться выплатить это жалованье, чтобы шотландцы убрались восвояси, отдав Короля.
Это и было сделано. Они получили двести тысяч фунтов, хотя им причиталось четыреста тысяч фунтов, ибо такова была задолженность Короля.
Так что сумму долга Дюма называет правильно, а вот продажными он называет шотландцев совершенно несправедливо!
Итак, Король задолжал шотландцам четыреста тысяч фунтов. У него был спрятан миллион. Так почему же он не расплатился с ними? Почему он не нанял их на ещё больший срок, если у него был миллион? Или почему он не выплатил им хотя бы двести тысяч фунтов, а на оставшиеся восемьсот тысяч не нанял ещё войска?
Ответ мы знаем. У Карла Первого уже не было таких денег, и даже в десять раз меньших денег у него не было, иначе он использовал бы их для того, чтобы успокоить шотландцев и убедить их сражаться за него.
И теперь вот как происходила выплата шотландцам заработанными ими денег.
«Громадное количество монет сложили в двести ящиков, по тысяче фунтов в каждом, ящики погрузили на тридцать шесть телег, для охраны обозу придали отряд пехотинцев, которому объявили, что каждый офицер или солдат, словом или делом оскорбивший шотландца, будет подвергнут самому суровому наказанию». Источник: Валерий Есенков. Кромвель: Восхождение.
Что ж, каждый ящик должен был весить 15,55 килограммов, на каждой телеге было 6 ящиков, вероятно, дополнительные телеги были взяты на всякий случай, ведь иначе если бы одна из телег сломалась, довести ценный груз было бы очень сложно, или же груз был распределён не совсем равномерно. Итак, в каждой телеге было 6 ящиков по 15,55 килограммов, по 93 килограмма золота в каждой телеге.
По всей видимости, в этом случае деньги для выплаты долга шотландцам были не в золоте, или не только в золоте, но и в серебре. Фунт стерлингов серебра весит 350 граммов.

Но на одного коня всё-таки я бы не советовал грузить на спину более 150 килограммов. Можно погрузить и больше, но коню будет очень тяжело.
Итак, Александр Дюма в своих фантазиях преувеличил возможности одного коня в 200 раз!
А порох весит, по меньшей мере в 50 раз легче золота, если не ошибаюсь. Могли бы солдаты поверить, что грузят порох, поднимая бочку с золотом?

Вот так Дюма!