Приморье. 2. Ружино. Шестой класс

Таисия Фоменко
   В школу меня отвёл дядя Степан. Он отвечал за всех в семье и меня взял под свою опеку. Школа оказалась хорошая, здание новое, трёхэтажное. Рядом со школой двухэтажный дом для учителей. Дядя знал директора, его старшие дети  учились тоже в этой школе. Рассказал директору, что  у меня к шестому классу  это уже четвёртая школа. Директор сказал, что это не беда. Вот только плохо, что  иностранный надо начинать сначала, а дети учат второй год. У них в школе изучают английский. С языками мне не повезло. Зато повезло с учениками в классе. Я сразу вписалась в коллектив и чувствовала себя «в своей тарелке». Я полюбила физкультуру, у нас был хороший спортивный зал. На уроках физкультуры мы часто играли в волейбол и баскетбол. Когда выпал снег, мы на физкультуре стали ходить на лыжах кататься с сопок. Сопка у нас была не далеко от школы. Ставили в расписание два урока физкультуры рядом, и мы успевали как следует проветриться. Лыжи для меня были в новинку, у меня их никогда не было, и ходить на них я не могла, тоже пришлось учиться.
  В школе была хорошая библиотека, и я пристрастилась к чтению. Столько книг я никогда не видела. Я ходила среди стеллажей, смотрела, выбирала, и не знала, что выбрать. Хотела прочитать всё. Библиотекарь мне советовала, что почитать. Она знала, что мне посоветовать! Я читала «взахлёб». Она расспрашивала,  понравилась ли мне книга, что в ней понравилось, кто понравился. Я рассказывала. Она советовала другую, ещё больше увлекательную. Я ждала, когда закончатся уроки,  и можно будет читать.  Уроки учила кое-как.  Я больше жила событиями в книгах, чем действительностью. Хотелось скорее узнать, что будет с героями. Читала даже ночами. Ради этого я стала спать в кухне на полу. У дяди Степана попросила фонарь на случай, если будет страшно, я в кухне спала одна. Укрывалась с головой одеялом, чтобы никто не увидел что я не сплю, и читала с фонариком.
  Моей жизнью и моими успехами в школе никто не интересовался.  Я жила сама по себе. Тётя Галя не работала, занималась своим семейством, домашними делами. Дети были маленькие, им надо было много уделять внимания. Моя мама после работы старалась помочь тёте Гале по дому. Дядя Степан работал на какой-то ответственной работе, у него и дома была работа на уме. А если было свободное время от работы, они вместе со сватом ездили на рыбалку. У них на двоих была моторная лодка где-то на причале. Рыбу ловили разную. Красную рыбу, кету и горбушу,  ловили, когда она идёт на нерест. Ставили перемёты через Уссури, и рыба сама цеплялась на крючки, только надо было успевать вовремя снимать. Это было опасно, рыбу охранял рыбнадзор. Приходилось рисковать.  В доме у них всегда была разная рыба. А Неля была мне подружкой, она была старше меня на пять лет, но эту разницу в возрасте мы не замечали. Но общались с Нелей мы мало, она работала, а кроме работы у неё были свои дела и свои интересы.
  Возле дома у них был огород и сад, если несколько кустов смородины и несколько вишен можно назвать садом. Вишни у них росли необычные, дальневосточные, я таких никогда не видела. Они были на короткой ножке и покрыты, как крыжовник, чем-то, вроде шерсти. Они были более водянистые и сладкие, чем обычные вишни. А ещё у них был огород где-то на острове. Когда пришло время, мы, все взрослые, кроме тёти Гали, встали рано утром и на лодке поплыли на остров  сажать огород. Плыли по реке Уссури, а по берегам цветущая белая черёмуха. Такой необычной красоты я не видела нигде. А какая красота на острове, где был огород! Море цветов и пьянящий запах. Дядя Степан откуда-то привёл лошадь с плугом и бороной, участок быстро распахали, разбороновали, и мы дружно посадили то, что планировали. На нашу быструю работу ушёл весь день. Домой вернулись усталые, и довольные собой.
  В школе моими любимыми предметами теперь были география и история. Историю у нас преподавал директор. Исторические события он любил обсуждать со всем классом, спрашивал, что мы думаем по поводу тех или иных событий. Ему всегда нравились мои ответы, он не скрывал, что моё мнение совпадает с его мнением.
  Шестой класс я закончила не совсем хорошо. Были пятёрки по истории и географии,  и русскому языку, по литературе четвёрка, остальные тройки. Меня мои оценки почему-то не расстроили и маму тоже. Перешла в седьмой класс и, слава Богу. Я обрадовалась, что школа закончилась и теперь будет много времени для чтения.