58. Первая в мире Энциклопедия

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/07/13/1271

1 июля 1751 года во Франции вышла из печати необычная книга. Это была первая в мире энциклопедия в том виде, в котором подобные издания существуют сейчас.

"Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел" (Encyclop;die, ou dictionnaire raisonn; des sciences, des arts et des m;tiers) - выдающийся труд эпохи Просвещения, книжный памятник и крупнейшее справочное издание XVIII века, охватывающее все области знаний.

"Цель Энциклопедии - объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живём, и передать их людям, которые придут за нами, дабы труды минувших веков не были бесполезны для веков грядущих, дабы наши потомки, став образованнее, стали также добродетельнее и счастливее и чтобы мы могли умереть в сознании исполненного пред человечеством долга."

Это вступление к новому научному справочному изданию (по сути благородное послание в будущее) звучит как манифест идей Просвещения. Слова принадлежат одному из создателей Энциклопедии, Жану Лерону д’Аламберу.

Истоки этого выдающегося предприятия - в деятельности безвестного (поначалу) Эфраима Чеймберса. Он происходил из простой семьи, родился в Милтоне (Англия), учился в гимназии Хевершем, затем  работал подмастерьем картографа и мастера по изготовлению глобусов в Лондоне. Именно здесь он разработал план Циклопедии, или Универсального словаря искусств и наук (Cyclopaedia, or An Universal Dictionary of Arts and Sciences).

Свой Словарь Чеймберс издал в Лондоне в 1728 году в 2-х томах с посвящением королю Георгу II. Издание имело большой успех, неоднократно переиздавалось. За эту работу Чеймберс был избран членом Лондонского королевского общества.

Уже после смерти Эфраима Чеймберса, в 1747 году, парижский книгоиздатель Луи Бретон предложил знаменитому философу и писателю-просветителю Дени Дидро перевести на французский язык и редактировать английский Словарь Чеймберса. Дидро согласился, но начавшаяся работа переросла в идею создания большой французской энциклопедии, охватывающей все области знаний, существующих на то время. Эта деятельность стала делом всей жизни писателя-просветителя. Дидро посвятил энциклопедии, вместившей в итоге более чем 60 тысяч статей различной тематики, почти 30 лет.

После длительной работы мир увидел 35 томов энциклопедии, причём Дидро являлся единоличным редактором первых 28-ми из них. Писатель, философ и драматург Дени Дидро (1713–1784) был главным редактором, автором большинства статей по точным наукам, экономике, механике, философии, политике, религии и движущей силой проекта, для которого "Энциклопедия" стала главным делом всей жизни.

Книги содержали не только сплошной текст, энциклопедия была заполнена множеством иллюстраций, поясняющих ту или иную статью. Выполнены они были в виде гравюр и из 35-ти вышедших томов полностью занимали 11.

Вскоре после выхода первых нескольких томов к работе над энциклопедией присоединился учёный Жан Лерон Д'Аламбер (1717-1783). Он стал вторым редактором.  Член Парижской академии наук, философ, математик и механик, он написал  большое количество статей на тему физики и математики. Его перу принадлежит знаменитое Предисловие, ставшее манифестом философии Просвещения.
 
Участие в составлении энциклопедии приняли также самые выдающиеся мыслители века Просвещения: Франсуа Мари Вольтер, Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескьё, Поль Адриан Гельвеций и другие.
 
Вольтер сравнил Дидро и Д'Аламбера с Геркулесом и Атласом (Атлантом), несущими земной шар на своих плечах.

Эти два человека своим подвижническим трудом, собственными личностями подтвердили победу идей Эпохи Просвещения.

Дени Дидро родился в семье мастера по изготовлению ножей. Учился в иезуитском колледже в Лангре, получив степень магистра гуманитарных наук в области философии в 1732 году. Отказался от карьеры в духовенстве в 1735 году, учился в Париже на юридическом факультете. Изучение права было недолгим, и в начале 1740-х годов решил стать писателем и переводчиком.
Мы знаем его как писателя, философа-просветителя и драматурга. Он был иностранным почётным членом Петербургской академии наук (1773).

Д'Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен. Младенец был подкинут матерью на ступени парижской церкви. Воспитывался в семье стекольщика. Жил в доме приёмных родителей до 48-летнего возраста.
Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование - сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику.  Интересовался медициной. Философ, математик и механик.

Член Парижской академии наук (1740), Французской Академии (1754), Лондонского королевского общества (1748), Петербургской академии наук (1764) и других академий.
В 23 года был избран адъюнктом Академии. В 1746 году он был избран в Берлинскую академию, а в 1748 году стал членом Лондонского Королевского общества.

В 1764 году в статье "Размерность" (для Энциклопедии) впервые высказал мысль о возможности рассматривать время как четвёртое измерение.

Д’Аламбер вёл активную переписку с российской императрицей Екатериной II. В середине 1760-х годов Д’Аламбер был приглашён ею в Россию в качестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял. В 1764 году был избран иностранным почётным членом Петербургской академии наук.

В 1781 году был избран иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук.

В 1783 году после долгой болезни Д’Аламбер умер. Церковь отказала отъявленному атеисту в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.

В честь Д’Аламбера назван кратер на обратной стороне Луны.

Опираясь на систему Фрэнсиса Бэкона, Д’Аламбер классифицировал науки, положив начало современному понятию "гуманитарные науки".

Д’Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики: трактат "О свободе музыки".

Дальнейшая судьба проекта стала толчком для выхода подобных энциклопедий во многих странах. С 1772 года в Эдинбурге начала выходить "Британника", а с начала XIX века собственные энциклопедии создаются в Германии, Испании, России.

Иллюстрация: На фронтисписе к первому тому изображена аллегория основной идеи "Энциклопедии": отдельные науки являются частью единой науки. Все научные знания соотносятся с тремя свойствами человека: памятью, рассудком и воображением.

Разворот титульного листа первого тома "Энциклопедии" украшает аллегорическая композиция, выгравированная в 1772 году Бонавентурой-Луи Прево и основывается на рисунке Шарля-Николя Кошена.

На иллюстрации на фоне колонн Храма Истины стоит нагая фигура, олицетворяющая Истину. Она покрыта вуалью, исходящий от неё свет рассеивает облака. Расположенные справа Разум и Философия приподнимают и срывают пелену с Истины, у её ног коленопреклонённая Теология. За Разумом находятся Память, Современная История и Древняя история, опорой для пишущей Истории служит Время.

Ниже расположены Геометрия, Астрономия и Физика, под ними - Оптика, Ботаника, Химия и Агрономия. Фигуры внизу представляют несколько искусств и профессий, берущих начало в Науках.

Слева от Истины мы видим Воображение, приготовившееся украшать Истину. Под Воображением находятся Эпос, Драма, Сатира и Пастораль. Далее расположены прочие искусства: Музыка, Живопись, Скульптура и Архитектура.


Продолжение  http://proza.ru/2023/07/29/1275