Камо грядеши Гольденштерн все

Капитан Медуза
Сенкевич свою главную книгу написал неправильно. Хотел правильно, получилось неправильно; хотел от души - а вышло так себе. Но зато премию дали, напиши ж' он книгу действительно хорошо, как мечтал - плакали его денежки! И церковь бы не одобрила, и никто бы не понял тогда, в эпоху дилижансов.

Зато теперь становится ясно какой должна была быть книга Камо грядеши, это лишь сейчас проявляется.

Эпический роман о первых христианах Рима на фоне эпохи, разнообразие типажей, характеров, судеб, обретение веры, смерть мучеников. Старенький апостол Петр, поддавшийся соблазну спасти себя. А может быть даже не себя?! Почему мы привыкли так упрощенно смотреть на события и характеры?! Вполне возможно, что апостол Рима хотел спасти церковь, сохранить то, что, как казалось, ещё можно сохранить на фоне крушения всего и вся, пожертвовав тем, чего так или иначе уже не спасти, ведь происходящее виделось современникам явной катастрофой.  Может, именно так всё и было, тогда как Сенкевич, этот последний представитель литературного романтизма, даже не подозревал о подобных тонкостях в своей богохранимой Польше. У него и в других романах всё как-то наивно, будто ребёнок рисовал - этот Збышко с его славянской душой нараспашку, эти литовцы несчастные, эти чугунные крыжаки...

Но ладно, не в том дело. Возможно, Петр и был не римским папою, а ловцом человеков - не настоящий Петр, а тот Петр, которого Господь Бог докопался в легенде - куда, мол, идешь, опять решил прикинуться, что ты тут совсем ни при чём?!

И надо иметь в виду - это всё на фоне эпохи! Конечно, во времена дилижансов, во времена Сенкевича, Рим и весь мир представлялись чем-то незыблемым, по определению значительным, до конца понятным; и поэтому помешательство Нерона казалось этаким нонсенсом, странностью, сбоем. В наше время куда проще представить как всё было на самом деле!

И император Нерон, и апостол Рима, и вообще вся обстановка в наши дни видятся выпукло, ясно, узнаваемо. Нерон сидит в своём пустынном мрачном дворце и потихоньку сходит с ума, воображая себя поэтом, мудрым благодетелем народа, оплотом нравов и традиции, не подозревая, что всё это страшные знаки безумия, разрушения и гибели. Апостол - всего лишь перепуганый старик, но в то же время он ощущает себя столпом, наместником Учителя, от которого готов отречься снова ради сбережения церкви и идеи. Но самое интересное, самое важное то, как сейчас видятся нам первые христиане, главные герои эпоса. Отнюдь не то, чем всегда принято было их считать, но - сборище дураков, алкоголиков, бездельников и невежд, сторонников всевозможных теорий заговора, нелепейших суеверий, всякого рода разочарованных в системе плоскоземельщиков и прочего сброда города и мира - вот оно, то самое малое стадо! И замечательна в нем не праведность его представителей, праведность, которой не было и быть не могло, потому что праведны были другие - фарисеи и патриции, а не этот вот сброд; замечательно в нем совсем иное, то, чего нельзя увидеть, скользя взором по поверхности, какая-то особая Правда, ищущая истинной жизни и настоящей свободы!

Вот почему у Блока в его 12 впереди Исус Христос, Которого не видит никто, кроме поэта. А Сенкевич поэтом не был. Потому и Христос его схематичен и тускл, потому и христиане его похожи больше на набожных поляков, чем на нас грешных.

Ей, гряди, Господи Иисусе!

Второе пришествие близко. Начала и столпы зла обрели невиданную до сих пор мощь, влияние и масштаб, неправда заполнила все речевые пространства, и может показаться, что ей уже никто и ничто здесь не противостоит. Но неприметным образом силы Свободы, Истины и Жизни вершат небесные купола. Иисус Христос сейчас близко - как близко Он не бывал с того, первого Своего раза, увенчанного Вознесением.

Иерусалим. Рим. Снова Иерусалим, и снова Рим.

Каким оно станет, Твое второе пришествие - того нельзя знать. Ей, гряди, Спаситель живых!

Когда Мариам родила Младенца - было как сейчас, было именно то же самое, что сейчас!

А  человек  -  он  есть  перманентная  линия  пересечения  и  сборки  Космоса,  это  объясняет  всё.

Куда  идёшь, человек - но не по Сенкевичу, нет, нет, лишь бы не по Сенкевичу!

ГОЛЬДЕНШТЕРН   ВСЕ