Об экранизациях Мушкетёров Юнгвальд-Хилькевича

Вадим Жмудь
Есть в этой серии фильмов высшая притягательность.
И она гениальна.
Но даже то, что не притягательно, гениально не притягательно.

В целом всем тем, кому хочется плюнуть в этого режиссёра по фамилии Юнгвальд-Хилькевич – вы не правы!
 
Знаете, вот только один фильм "Ах, водевиль, водевиль!" стоит того, чтобы человек стал режиссёром. Это очень заметное явление в советском искусстве. Песни - шедевр. Даже кажется порой невозможным было сделать такой замечательный музыкальный фильм.

Песня про карточные гадания – это же шедевр!
 
«Сердце бьётся, гадалке внимая, и на всех перекрёстках Земли, выраженья лица не меняя, благородные лгут короли!»

Одна эта фраза стоит того, чтобы посмотреть этот фильм. А как поставлено?
В сравнении с этим попытка музыкального фильма под названием «Тридцать первое июня» - нечто более чем нелепое и странное. А ведь какой был актёрский состав, какие композиторы и поэты! Так что Юнгвальд-Хилькевич этим фильмом утёр нос всем злопыхателям. И вписался в историю советского кинематографа.

Теперь о «Мушкетёрах»

Лучшего д’Артаньяна я, простите, не видел. Даже Жан Маре тускнеет в этом сравнении.
И возраст нашего д’Артаньяна, как и всех других героев, вполне подходит сюжету. В «Трёх мушкетёрах» он – молод и горяч, затем – мудр и рассудителен.

Все песни очень уместны. Мы же говорим о фильме, об искусстве! Музыка и песни – неотъемлемая часть кинематографического искусства.

И если мне кто-то скажет, что трилогия Дюма – исторический серьёзный роман, а кино – мюзикл, я поспорю очень всерьёз.

Дюма писал роман-фельетон. Чистейшей воды развлекательное чтение. И оно имело успех именно как развлекательное.
От истории он отошёл весьма и весьма далеко. Имея возможность пользоваться историческими фактами, он предпочитал пользоваться сборниками анекдотов, широко известными как «Мемуары Ларошфуко», «Мемуары кардинала де Реца», «Мемуары Талемана де Рео» и прочими.
А также – двумя поддельными мемуарами от Гасьена де Куртиля де Сандра – «Мемуары д’Артаньяна» и «Мемуары графа де Рошфора».

Получились БАЙКИ.
Анекдоты, расширенные до романа.
Чего же вы хотите? 

Если вы мне скажите, что Король Людовик XIII показан клоуном, то отвечу, что он почти таковым и был.
Ревнив, чванлив, придирчив, к тому же почти доказано, что он был содомитом. Во всяком случае, к Королеве он почти не подходил, а фаворитов заводил из числа мужчин, из которых, де Люинь, де Сен-Симон и де Сен-Мар – самые известные. Кстати, де Шале и де Сен-Мара в итоге казнили. Так что вот такой он был, наш Людовик.
Если вас смущает сцена, когда придворные с жадностью набрасываются на объедки после Короля, то знайте, что именно так и было. Есть исторические сведения.
Доедать за Королём считалось за честь. А ел он мало, но готовили на него много. Слабый был у него желудок. Постоянно страдал несварением и ему слишком уж регулярно приходилось посещать отхожее место.

То, что в фильме противоречит истории, всё почти взято из романов Дюма. Так что есть отклонения от истории вместе с Дюма, за это едва ли следует обвинять режиссёра.

Так что скажу своё мнение в отношении сериала про мушкетёров - все серии кроме последней - гениальны. Последняя серия сильно ушла не только от текстов Дюма (у него и близко ничего не стояло!), но и от вообще здравого смысла.
Я бы эту серию высмеял, но не могу. Игра актёров – шедевр, гениально. А песня д'Артаньяна "Молю тебя" такая, что я этот фильм готов пересматривать хоть каждый месяц всю оставшуюся жизнь. За одно это я прощаю дурацкий сюжет и издевательство над идеями романа Дюма.

В целом про сериал - мне не понравился актёр на роль Ришельё.
В экранизации с Жаном Маре кардинал Ришельё идеален. Хотя он там показан старше своих лет, но он так и выглядел – старше своих лет. Он был больным человеком. Смотрите его портреты.

Остальные - гениально! Ну, правда, скажу про Маргариту Терехову. Ей удалось показать красивую, но противную женщину.
Это, по-видимому, режиссёр и зрители сочли удачей.
Но нет, увы!
Согласно задумке Дюма, эта женщина должна быть крайне привлекательной, молодой, выглядит свежей, чистой, такой – которой веришь только потому, что она так выглядит. Веришь ей, что она – ангел. Ведь и д’Артаньян в неё влюбился, и Атос в своё время. 
Выглядит ли Терехова в этой роли так, что про неё любой мужчина скажет: «Чертовски хороша!»?
Думаю, нет. Но это мелочи.

Портос тоже несколько сомнителен. Дюма называет Портоса гигантом. Смирницкий играл отлично, великолепно, но он не гигант. Его фигура должна вызывать восхищение и удивление. Имеет ли это место? Нет! Надо было позвать человека, размерами не менее Карелина, или использовать киноэффекты. Ну да бог с ними. Это тоже мы легко можем простить, и это надо простить!
Смирницкий хорош и точка.
Атос в исполнении Смехова и Арамис в исполнении Старыгина – высшая оценка из всех возможных и даже ещё выше.
Лев Дуров не похож на де Тревиля, но сыграл великолепно. Пять балов!

Есть несколько явных отступлений от линии трилогии. Очень сильные отступления.
Но они ГЕНИАЛЬНЫ.
Например, для того, чтобы выкрасть Монка, в книге д'Артаньян нанял одного бретёра. В фильме он уговорил на это дело Портоса. И этот эпизод заиграл новыми красками! Гениально!

В книге Мордаунт утонул и уже не выплывал. В фильме он спасся (невероятно, но у Дюма и не из таких передряг кое-кто спасался!). И Мордаунт выкрал Рауля де Бражелона. И обещал его вернуть только если все четверо мушкетёров явятся без оружия. Это - великое испытание их дружбы и самопожертвования. Гениально!

В книге, в начале романа "Двадцать лет спустя" д'Артаньян узнаёт, что Арамис - любовник герцогини де Лонгвиль. Зритель бы это вяло воспринял, этот образ в романах Дюма раскрыт слабо. Сценаристы заменили её на герцогиню де Шеврёз. Уверяю, что подмены никто, по-видимому, кроме меня, не заметил.
Я аплодирую этому режиссёру.

Если бы это режиссёр был бы жив, и если бы он взялся за мои фанфики!!!
Эх!!!

Я бы считал, что жизнь прожита не зря. Но это недостижимые мечты.
По гениальности экранизации я бы сопоставил этот фильм со следующими гениальными экранизациями.
Нашими. Позвольте не называть режиссёров. Итак всё ясно.

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Семнадцать мгновений весны.
Щит и меч.
Ищите женщину.
Здравствуйте, я ваша тётя!
Адъютант его превосходительства.
Золотой телёнок
Двенадцать стульев (обе версии)
Собака на сене
Гамлет
Много шума из ничего
Обыкновенное чудо
Золушка
Гусарская баллада


Наверное, этот список можно пополнять.

Средней гениальности экранизации (игра некоторых актёров зашкаливает на высший бал):
Гардемарины, вперёд!
Мэри Поппинс, до свидания!
Мастер и Маргарита (оба варианта)
Телевизионные спектакли по Островскому: «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди – сочтёмся»
Узник замка Иф

Неудачные (НА МОЙ ВЗГЛЯД) экранизации
Королева Марго
Графиня де Монсоро

Насчёт двух последних. Получились длинные и скучные сериалы, досмотреть которые просто невозможно. Так скучно. А книги, между тем, такие, что их читаешь, не отрываясь. Но при этом игра некоторых актёров гениальна.

Всем счастья. И будьте добрей к другим!