Мой первый рейс

Лариса Тунеголовец
          После окончания третьего курса университета решили
мы с девчонками на каникулах подзаработать, записаться в
студенческий отряд, на рыбную путину. Кто уже побывал, рассказывали.
Очень трудно, но деньги приличные, если путина будет хорошая.
Благо, учились во Владивостоке, ехать никуда не нужно, всё под рукой.
Нашли организацию, где формировались отряды на путины, но увы,
нас туда не взяли. Все места заполонили студенты из Западных и
Сибирских вузов. Та же история со строительными отрядами.
Как говорится: «Комсомольск и БАМ, вам друзья не по зубам!»
Мы уже заразились этим вирусом «заработать» хоть где, хоть куда.
Давай изучать, куда ещё можно податься. Ага, вот! Проводники на
пассажирские поезда дальнего следования. Владивосток – Москва,
Владивосток – Новосибирск, Владивосток – Харьков. Знающие люди
Советовали:
- Проситесь на Харьковский. Там купите ящик- два яблок, дынь, привезёте,
продадите базарным тётечкам и будете в наваре. Так и подзаработаете.
Это были годы, когда с китайцами торговых отношений ноль. Яблоки и
мандарины могли купить только к Новому году и то не все. В общем не
было тогда в стране такого изобилия фруктов, как сейчас.
С горем пополам, мне удалось попасть в штат этого яблочного обоза.
Так его все проводники назвали. Все везли на продажу яблоки.
Зарплаты у проводников небольшие, а у таких как я – вообще, пшик.
Ни опыта, ни стажа, но как говорят: «Охота, пуще неволи!»
       Перед самым отъездом опытная напарница меня спрашивает:
- А ты, что ничего не везёшь?
- Как не везу, а что надо? – вопрошала я.
- Ты бы хоть ящичек другой огурцов, помидор взяла. Будем по Сибири
ехать, продашь. Ты же по дороге проешься так, что зарплаты не хватит
восполнить, не то, чтобы заработать! – поучала меня умудрённая
опытом проводница.
Я замельтешилась, как заяц попавший в силки. Мои родители
 жили в частном доме, рядом с железной дорогой.
На этой станции будет остановка. Звоню домой:
- Папа, еду в поездку. Встречайте Харьковский, вагон 5. Срочно соберите
бурые помидоры, огурцы.
Встретила родителей, затарилась. Мама плачет:
- Дочь, да дадим мы тебе денег. Куда тебя в такую даль несёт?
Но дело сделано. Я раньше думала, вот проводники счастливые,
везде побывают, посмотрят и всё бесплатно. Красота! Но с первых
же километров пути поняла, какая это тяжёлая и неблагодарная работа.
Подай, принеси, выдай, помой, убери, вовремя разбуди. Ужас! Хоть
бросай всё и беги, но куда?
Где – то на третьи сутки немного успокоилась.
В Сибири забрали мои овощи, а мне отдали деньги. Уже не помню сколько,
но радости было, не передать. Проезжая Байкальскую Слюдянку, все
затарились Байкальским омулем. Пассажиры для еды, проводники для
для перепродажи .Я тоже несколько штучек купила. В вагоне духман!!!
         Стала ждать Харькова. Там же эти яблоки нужно купить.
Ребята из бригады успокаивали:
- Да не боись, там к поезду столько принесут, замучаешься выбирать.
В Харькове простояли часов 15-20 и снова в путь, теперь домой!
Фруктами мы заполнили все свободные пространства. Старшая на
некоторых станциях выносила ящики и  продавала.
Я каждый день, когда была не моя смена, доставала свои ящики и монотонно
перебирала яблоки. Зачем? Выбирала подгнившие и подпорченные.
Откладывала в сторонку, обрезала и грызла, грызла до тошноты.
Выражение: «Да, Вы там яблоки едите!» Уже не казалось мне замечательным.
И так десять дней! Я их перебирала каждый день, а они гнили с невероятной
скоростью. На яблоки уже не могла смотреть, а выбросить жалко!
Точно такая же история у меня была с красной икрой, когда я после универа,
работала на камчатке. Икру ели ложками – быстро надоедает, хочется борща и
хлеба.
На обратном пути в подарок папе ,в Слюдянке купила омуля. Папа у меня
был страшный любитель рыбы, любой, даже с душком. На перроне, когда
я ему передала пакет с рыбой, он тут же откусил рыбки и заурчал словно кот.
Ещё не сгнившие яблоки достались маме.
        Целых и хороших яблок осталось десятка два. Угостила своих
сокурсниц в группе. Как они надо мной смеялись:
- Ну, ты, Лариска, даёшь, десять дней гнилушки ела!
Вот такой был мой первый и последний рейс в роли проводника и человека,
который решил таким образом подзаработать.Деньжат подкинули родители!
       Не создан для коммерции, не берись!

20.07.2023г.Владивосток