Стыд провинциала

Армен Григорян
Раньше такого не было. На заре молодости у меня были солидные жизненные достижения. Поэтому на вопрос "откуда родом?" я, самоуверенно и гордо, называл свой городишко. Люди кивали головой — с пониманием, одобрительно цокали языком, удивленно вздымали брови — ишь ты, не на каждой карте найдешь, а поди же — какие орлы из этого гнезда вылетают....

Прошло время. Я взрослел, но оставался незрелым. Совершал массу мелких и судьбоносных ошибок. Вредил себе и окружающим. Поступки мои не поддавались объяснению, их нельзя было подвести под логическую схему.

Сейчас я осознаю, что свою долю вины в моей жизненной катастрофе имеет и захудалый городок, в котором мне выпал жребий появиться на свет. Принято считать, что маленькие города, окруженные лесами, горами и полями, благотворно воздействуют на своих жителей, в то время как обитатели мегаполисов лишены возможности наслаждаться природой, отчего и становятся нервными и злыми.

При этом забывают, что маленькие города имеют и отрицательное воздействие. Ограниченный круг знакомств, отсутствие возможностей для полноценного интеллектуального развития (кроме чтения), атмосфера сплетней, культивирование сентиментальной привязанности к природе, исполненное камерной напыщенности знание местоположения могилы прадеда, отставание от темпа эпохи....

Кроме того, хоть времена и меняются, но в столице ты остаешься провинциалом до тех пор, пока не предъявишь окружающим стандартный, ожидаемый набор жизненных благ: дом, автомобиль, солидную должность, обозначенный круг полезных знакомств. Если всего вышеперечисленного нет, то упоминая свою малую родину в ответе на вопрос "откуда родом?", читаешь нескрываемое, пусть иподсознательное, пренебрежение во взгляде собеседника. Ему-то есть чем похвалиться. Он понимает, что ты ему не ровня, пусть даже когда-то, на определенном этапе, ты сильно обогнал его. А раз в социально-экономическом отношении он выше, то и общение ваше - общение неравных. Причем твоя позиция - позиция ущербная, слабая.

Сколько бы мы не говорили о нравственности и морали, жизненный опыт показывает, что люди, на самом деле, боятся и уважают тех, кто превосходит их в социальной иерархии. Деньгами, властью, материальными благами, другими ресурсами - неважно. Важно само превосходство. А удел слабых и бедных - быть презираемыми и обиженными.