Спасли меня реки, деревья и цветы!

Влад Лесной
Друзья!

В 2023 году исполнилось 25 лет моей компьютерной деятельности и 20 лет  с начала занятия цифровой фотографией.
Маленькую камеру Canon S45  я купил весной 2003 года.Денежки и скопились за продолжительный больничный период после тяжёлой операции на головном мозге и лечения в сургутской и нефтеюганской больницах.Мечтал о таком фотоаппарате давно,с 90-х годов. Компьютер позволял устроить"фотолабораторию" прямо в комнате.Конечно, сразу же выбросил на помойку фотоувеличитель, фотобачки,ванночки для проявителя и закрепителя. А плёночный "Зенит -TTL" подарил другу.
И вот уже 20 лет фотографирую природу только японскими цифровыми камерами Canon.Все цветные снимки Юганского Междуречья сделаны ими. (Моя книга-двухтомник "Песнь и плач Матери-Земли!",www.uralizdat.ru).
Общение с Обью и её протоками, фото и литературное творчество  подарило  и дарит мне здоровье.
Красота  наших рек, озер, деревьев, цветов, целебная прана Космоса, накопленная  кедрами и соснами, действуют лучше всяких таблеток!
Вл.Назаров

****************
1.ЭТА КОВАРНАЯ МЕНИНГИОМА...

(Заметки нейрохирургического больного)

Среди всех жизненных коллизий — тяжелая болезнь, возможно, наиболее серьезная вещь! И особенно тогда, когда приходит она внезапно, когда о ней не то что не догадываешься, но даже не знаешь о самом ее существовании на свете.

Читатели «Н.Р.» и областной парламентской газеты «Тюменские известия» помнят наверняка прошлогодние мои летние и осенние этюды и статьи о природе. Почти каждую неделю уезжал я и на местные протоки, и на Обь, и в целебные кедровники, и на обширные болота. За интересными впечатлениями, за «здоровьем», за хорошими цветными фотоснимками, за грибами и ягодами, за лекарственными растениями.

Тема природы в моем журналистском творчестве доминирует с юношеских лет. Поэтому в 2002 году я шибко «разорился» на новую японскую и отечественную фототехнику: два фотоаппарата «Canon», набор сменных объективов к ним (тоже японских), на фотоштативы, в том числе и один для мощного российского телеобъектива «Рубинар», которым мечтал снимать птиц и зверей крупным планом.

Мечтал...

Вся эта дорогая техника пылилась зимой. Продолжает лежать без движения и наступившей весной. Конечно, с октября по март я не написал ни одной статьи...

Возможно, лишь в конце мая и в июне отважусь снова отправиться в лес, да и только с небольшим легким рюкзачком.

Причина? Тяжелая внезапная болезнь, опасная операция и долгий мучительный период реабилитации после нее.

С 1985 года живу на Севере, практически никогда за это время не бывал в больницах (кроме стоматологии). Случались небольшие простуды, расстройства желудочно-кишечного тракта, небольшая бессонница: отрицательно действовали резкие перемены погоды, затяжные циклоны. Конечно, после лесных походов очень уставал, но зато и сон был «мертвецким»!...

... Инсульт случился со мной 15 октября прошлого года дома, у включенной газовой плиты, на которой к завтраку на чугунной сковородке жарилась яичница-глазунья. Помню: сознание мгновенно свернулось в голове как бы в спираль, я задохнулся, промелькнула отчетливо тягостная мысль: «Я — умер!».

Очнулся минут через 30-40 на полу в тесном углу кухни, между холодильником «Стинол» и кухонной мойкой, где стояло мусорное ведро. Вся кухня и квартира были наполнены дымом, чадом и гарью. Жир и яйца на раскаленной сковородке превратились уже в черные твердые комья-угли. В дверь стучали вызванные соседями пожарные!...

Так первый раз в жизни я узнал, что такое инсульт. Правая нога и рука стали плохо слушаться, но я все еще тешил себя мыслью, что «все пройдет»! Только через четыре дня вызвал «скорую помощь» и оказался в неврологическом отделении Нефтеюганской центральной городской больницы.

«Вас никто не бил чем-то тяжелым по голове?» — этот вопрос врача врезался в память, как и первые капельницы в вену правой руки. (Лет пять назад я поскользнулся и ударился затылком о батарею отопления). Подумав, я и заявил об этом встревоженному невропатологу Александру Владимировичу Лаптеву, заведующему отделением.

Пользуясь случаем, сердечно благодарю его, а также лечащего врача-невропатолога Андрея Александровича Ведерникова, главного невропатолога Нефтеюганска Валентину Ивановну Базарову, принявших самое непосредственное участие в моем спасении от смерти! Именно А.В. Лаптев срочно отправлял меня на операцию в Сургут!... А А.А. Ведерников и В.И. Базарова внушили мысль о том, что еще не «вечер» и я еще проживу, дай Бог, лет 10-15. Как сказала мне Валентина Ивановна, я «родился в счастливой рубашке» и подобные операции уже не раз бывали с нефтеюганскими пациентами, которые еще живут...

Продолжая свое повествование, скажу откровенно: происходившее со мной в дальнейшем не помню! Ни как на инвалидной коляске меня подвозили к междугородному телефону в стационаре, где в трубку чуть не плакала испуганная престарелая мать, срочно позвонившая из города Серова.(Из редакции «Н.Р.» горькое известие от А.В. Лаптева сразу сообщили и в Кировград, Свердловской области, где живут мои дочери). Не помню, как мне делали УЗИ, томографию, флюорографию, как везли в Сургут, в филиал окружной травматологической больницы.

Чуть память прояснилась именно там: высокая импортная ортопедическая кровать, снова — капельницы, снова — томография (везли с четвертого на первый этаж на операционной каталке). И помню еще поездку на «скорой» в поликлинику НГДУ Сургутнефть, где мой мозг исследовали перед операцией на установке ядерно-магнитного резонанса (ЯМР). Погружение в туннель установки, плотные заглушки на уши и громкие, мощные звуковые удары работающего аппарата, все же достигавшие моих органов слуха. Срочно приехала из Свердловска младшая дочь Анна, работающая корреспондентом газеты «Жизнь». Она навестила меня прямо в палате, принесла фрукты, конфеты и т.д. Попросил ее купить в сургутских магазинах книги о природе. И она выполнила эту просьбу, положив на мою прикроватную тумбочку произведения Моуэта, Дарелла, Мантейфеля. (После операции я полностью, от корки до корки, прочитал «Заметки натуралиста» отечественного писателя-натуралиста Петра Мантейфеля. А повесть Моуэта «Не кричи, волки!» долго читал сосед по палате, оперированный по поводу грыжи позвоночника пожилой сургутянин).

После этого помню приход в палату молодого врача-нейрохирурга (фамилию не записал, так как после операции временно утерял способность писать) и вечернюю подготовку к утренней операции на следующий день. Обязательная клизма, стрижка и бритье головы. Утро — без завтрака; уже снова на операционной каталке мне вставляют в пенис трубку-катетер с емкостью между ног.

Лифт, двери операционной, хирургическая медсестра, сочувственно заглядывающая в мое лицо. Потом — укол, провал в беспамятство!...

Очнулся я в реабилитации поздно вечером. Тупая боль в голове, противная дыхательная трубка во рту, на левой и правой руках, привязанных к каталке-кровати, — автоматически надувающаяся минут через 10-15 манжета тонометра и опять же... игла и тонкая прозрачная трубка капельницы.

Только часам к трем ночи меня доставили в палату №405, где лежали уже оперированные пациенты и дожидавшиеся своей очереди на операцию больные.

Здесь были разные люди, молодые и пенсионного, как я, возраста. С гематомами головного мозга, с сильным внутричерепным давлением, с грыжей позвоночника и т.д. И сургутяне, и нефтеюганцы, и школьник-старшеклассник из Приобья, и даже 42-летний чеченец, которому на родине уже делали трепанацию черепа, удалили обширную гематому (кровоизлияние в мозг), но неудачно: у бедняги все двоилось перед глазами, он не мог ни читать, ни писать...
Вл.Назаров
(в сокращении)
www.ecosystema.ru

*****************
2.Рисую мир и... фотообъективом!

... Мое увлечение фотографией началось в детстве, в классе 7-м. Родители съездили в ближайший город Серов (а жили мы в тайге, на маленькой железнодорожной станции Сотрино) и купили двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель-2».
На ту пору для школьников это была прекрасная камера, у которой имелись шахтный видоискатель с лупой и специальный объектив для наводки на резкость, сопряженный с главным. Откидывались черные шторки, поднималась лупа, и вы приникали глазом к этому окну в чудесный мир Природы. Там все было как на ладони: лесные цветущие поляны с яркими красками, речные омуты с нависшими весенними черемухами, наш бревенчатый дом с огородом на фоне белых кучевых облаков. Самое замечательное, что всем окружающим можно было подолгу любоваться, даже не снимая: такое красочное и увеличенное изображение давал видоискатель «Любителя-2».
Печатал я снимки контактным способом в темной комнате... под столом. Широкая пленка давала двенадцать фотографий размером 6 х 6. Конечно, на черно-белой бумаге ничего не оставалось от яркого, радужного окружающего мира. Поэтому вскоре захотелось перейти на цветную пленку.
Это позволили сделать сначала «ФЭД-2», потом «СТАРТ», «ЗЕНИТ-ТТЛ» и, наконец, пленочный «CANON EOS 3000 ». ( В моих фотоальбомах появились только цветные снимки природы, а в архиве хранится до сих пор много прекрасных цветных слайдов). Но, конечно, в фотографии все же главное — хорошая оптика!
... Но вернемся к тому, с чего начался наш рассказ, — к съемке природы: птиц, животных, цветов, жуков, бабочек, стрекоз и пр. Макросъемку я производил телеобъективом Canon 75-300 мм (в режиме макро, ближайшая дистанция наводки на резкость — 1,5 метра). Нашел и другой компромиссный вариант: заказал в Интернет-магазине удлинительные кольца для макросъемки фирмы «KENKO» (они выпускаются для различных фотоаппаратов).
Удлинительными кольцами, правда, для фотоаппарата «ЗЕНИТ-ТТЛ», я сделал немало снимков цветов, например, багульника или мирта болотного; грибов. А вот съемка насекомых удается плохо: они очень подвижны, и при наводке часто теряется резкость. Нужен был все-таки специальный макрообъектив!...
... И все же лучше иметь что-то, чем ничего!...
В начале июня 2000 года я снимал фотоаппаратом «CANON EOS 3000 » весенние грибы — строчки и сморчки. На высоком берегу обской протоки Девкиной в яркий солнечный день я увидел маленький сморщенный, шоколадного цвета, грибок-сморчок. Рос он у подножия молодого тальникового куста, среди прошлогодних листьев. Пришлось их подальше отгрести от грибной ножки. Поскольку минимальная дистанция у теле-макро полтора метра, а сморчок невысок над землей, прокладываю к нему «коридор» для макросъемки: убираю валежник, гнилые колоды, стебли брусничника и черничника. Ложусь на живот, прикладываюсь к окуляру видоискателя фотоаппарата. Так и есть! Мешает маленький сучок, воткнувшийся в почву. Приходиться вставать, снова очищать полутораметровую дистанцию макросъемки — ведь она почти у самой земли! Трудное это занятие — сделать в полный рост «портрет» карликового обитателя лиственного леса, который высотой не более семи сантиметров!...
И все же добиваюсь полного отсутствия в кадре лишних деталей; теперь сморчок резко и контрастно выделяется на расплывчатом, смазанном фоне окружающей травы, брусничника. Так и надо мне! Щелкаю несколько раз кнопкой спуска (перемотка пленки у «CANON EOS 3000» — автоматическая!).
При увеличении снимка до размера 15х21 см он не потерял резкости. Хоть сейчас вставляй в красивую рамку — и на стену в комнате собственной квартиры! (А я сразу запасся полутора десятками рамок названного размера; дарю фото нашей северной природы друзьям, знакомым).
То есть макросъемка телеобъективом «Canon 75-300 EF» мм дело вполне реальное. Хотя несколько затруднительное, и очень мелкие предметы не удается снять в масштабе 1:1. А теперь — о телесъемке.
... Пару лебедей я увидел днем на протоке Девкиной, недалеко от ЛЭП-500
Магистральная-Сомкино. Было это после обеда 21 мая нынешнего года. Денек стоял пасмурный, небо хмурилось...
Птиц я сначала услышал, а не увидел. Кормились они за дальними тальниками, метрах в 600-800 от меня. Вскоре два грациозных белоснежных лебедя (самка и самец) выплыли на чистую воду. В 12-кратный бинокль они, увы, виднелись далеко не полный рост. И все же я мог различить гордо изогнутые шеи, сложенные большие крылья и пышное оперение. Птицы, высоко поднимая зад, погружали головки в воду, разыскивая что-то клювами в иле, в прибрежной траве.
Лебеди иногда издавали короткие клики, удалялись и приближались по протоке друг к другу. Ясно, это была неразлучная лебединая пара, дружная семья пернатых, правда, пока без птенцов.
Захотелось снять на цветную пленку красавцев-птиц. Но для штатного объектива (3876 мм) расстояние до них было слишком велико. А для «CANON EOS 3000» у меня тогда еще не было адаптера, чтобы ввинтить «МТО-500» (телеобъектив российского производства с фокусным расстоянием 500 мм). Поэтому ставлю на штатив «ЗЕНИТ-ТТЛ» с этой «пятисоткой», вворачиваю в спусковую кнопку специальный спусковой тросик (это все для предотвращения колебаний фотоаппарата во время съемки; с применением телеобъектива кадры могут быть полностью смазаны, оказаться нерезкими, если снимать с руки).
Зеркально-линзовый объектив Максутова («МТО-500») не имеет диафрагмы, у него постоянное относительное отверстие — 8. Понятно, что наводить на резкость с такой «дыркой» затруднительно, тем более что видоискатель «ЗЕНИТА-ТТЛ» (1984 года выпуска!) не очень просветлен. Однако деваться некуда: медленно вращаю кольцо наводки на резкость «МТО-500». Вот очертания птиц на матовом стекле видоискателя приобрели удовлетворительные очертания; нажимаю на кнопку спуска с помощью тросика. Теперь надо перевести пленку на новый чистый кадр. Поворачиваю рычаг взвода затвора «ЗЕНИТА» и снова прикладываюсь к окуляру: не сбилась ли резкость?... В течение примерно получаса снимаю лебедей. Они уже выплыли поближе, кормятся слева от тальниковых кустов. Выбираю момент, когда парочка устремляется максимально близко друг к другу. Так, снова щелчок затвора!...
Отступление.
Приведу для контраста письмо моего друга из Германии Юрия Мягкова: «Здравствуйте, Владимир!
С удовольствием прочитал Вашу статью «Через пойму — к Оби» и немного ее подредактировал для чтения на ПК.
Здесь в Германии у всего населения с детства воспитывается бережное отношение к природе. На дорогах установлены дорожные знаки: «Осторожно: олени, ежи, лягушки, улитки, совы» и т.д.
Я живу рядом с двумя школами, и перед моими окнами растут облепиха — громадный куст, анютины глазки, сирень, тюльпаны, и никто ни одного цветка не сорвал. А дикие утки и гуси, стоит только начать их кормить, слетаются со всей реки и не дают даже пройти. Совсем не боятся людей. В доказательство прикладываю фото моего сына Сергея с нашими дикими птицами, которое я сделал два года назад».
Таково отношение к дикой природе в городке Хайнихайнен, на территории бывшей ГДР. Видимо, прошедшие социалистические времена для восточных немцев оказались в духовно-экологическом отношении весьма благоприятными!

...Фотосъемка природы приносит большую радость не только самому снимающему. Ею он может поделиться с другими людьми, даря сделанные на природе снимки. В газетной или журнальной статье о жизни природы фотографии просто необходимы, ведь они дают представление об ощущениях и чувствах пишущего, вдохновленного красотой какого-то лесного уголка, водоема, полянки, птицы, насекомого и т.д. Но чтобы сделать удачный кадр, надо пройти и проехать порой десятки километров, потратить целые дни на поиски самого объекта съемки, что предполагает обязательные и долгие пешие странствия, борьбу с гнусом, сыростью и холодом, топями, лесными завалами и многим другим. Нередко выпадает не очень уютная ночевка на берегу протоки или в таежных дебрях.
Те, кто посвятил себя профессиональной съемке природы, всегда оказываются в лучшем положении: у них и фотоаппаратура, особенно объективы с латинской буквой L, т.е. высококачественные, гарантирующие и превосходные снимки, которые обязательно будут опубликованы с соответствующим денежным вознаграждением. Снимают профессионалы в гораздо более благоприятных условиях — в заповедниках, заказниках, в дикой нетронутой природе. Фотограф-любитель работает поблизости от дома, в условиях деградированной природы, поэтому в итоге и рассчитывает не на публикации, а в основном на ... свой домашний фотоальбом (с приобретением
компьютера и цифровой камеры этот фотоальбом у меня переместился на жесткий диск ПК). Время для съемки он урывает за счет своей основной работы. Деньги на покупку новых фотоаппаратов, оптики и принадлежностей к ним тратит из своего кармана, ущемляя семью, близких. Ему самому нередко приходиться сидеть буквально на воде и хлебе, чтобы осуществить свою заветную мечту и купить дорогую импортную вещь, которая одна и способна расширить его творческие возможности.
... Но если хотя бы один-два читателя с любовью отложат вырезки моих статей с моими же снимками, то буду вполне удовлетворен. Значит, не зря потеряны время, средства, не зря нажиты мозоли на ногах и не сходят царапины и ушибы на теле.
В чье-то сердце влилась Красота Природы!...
Эти строки были написаны после того, как я приобрел в 2003 году современную цифровую зеркальную фотокамеру «Canon EOS 300 D». И с нею не расставался в моих лесных путешествиях более пяти лет! На жестком диске моего ПК хранятся тысячи цветных фотографий природы Юганского Междуречья, Урала, Кавказа и др.
Потом, увы, японская камера.поломалась. Пришлось купить новую- «Canon EOS 1000 D»: она прослужила лет шесть. Сегодня на смену ей пришла «Canon EOS 100 D», самая маленькая зеркалка в мире, очень легкая и удобная в моих лесных путешествиях! К ней я уже приобрел прекрасный штатный зум-объектив «Canon EF-S 17-55 f 2,8 IS USM» и два сменных объектива: «Canon EF-S f 2,8 60 mm Macro USM» и «Canon EF-S 55-250 mm f 4,5-5.6 IS STM». Конечно, на эти дорогие покупки у меня ушло более года (копил свои кровные пенсионные!).
...А сегодня имею  уже и третью фотокамеру-беззеркалку Canon M50,купил её года три назад после "купания " в трясине на  верховом болоте в окрестностях протоки Сырой Аган. Как говорится, нужда заставила! Хотя и с трудом, но высушил  за неделю и Canon EOS 77 D  с телеобъективом с помощью своей электросушилки. А потом сам же и почистил матрицу камеры очень  недешёвым ( в DNS Нефтеюганска) импортным  набором. Без скидок на своё фотолюбительство и пенсионный возраст.
Вообщем,  безжалостный капитализм на дворе!

Вл.Назаров
20 июля 2023 года.