Вам мат, товарищ гроссмейстер

Анатолий Обросков
ШАХ И МАТ

Поздравляю всех любителей шахмат России и профессионалов этой интеллектуальной игры с Международным днём шахмат!
Международный день шахмат отмечается с 1966 года. Инициатива создания этого праздника принадлежит Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), которая была основана 20 июля 1924 года в Париже.
Имеено этот день и стал отмечаться Международной шахматной федерацией (Federation Internationale des Echecs, FIDE, ФИДЕ) как день шахматной игры при поддержке ЮНЕСКО.
Шахматы – одна из самых древних интеллектуальных и культурных игр, в которой сочетаются спорт, научное мышление и элементы искусства.
Многие страны оспаривают честь именоваться местом, где были изобретены шахматы.
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему индийскому брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерён, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т.д. Оказалось, что такого количества зерна (два в шестьдесят четвертой степени) достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км;. Так было изобретено математическое действие возведения в степень, а Индия стала считаться прародиной шахмат, которые там назывались чатуранга. Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск – боевых колесниц (ратха), слонов (хасти), конницы (асива) и пеших воинов, которыми руководил раджа, – расположенных по углам доски. В игре участвовали четыре человека, движение фигур определялось с помощью игральных костей, игра велась на истребление фигур противника.
Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце V – начале VIвеков. Имела два "лагеря" фигур и новую фигуру, изображающую советника короля – фарзина; играли два соперника. Цель игры – поставить мат королю соперника.
В VIII-IX веках шатранг распространился из Центральной Азии на Восток и Запад, где стал известен под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV века) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление, способствовало распространению игры.
В период раннего средневековья шатрандж проник в Европу – Испанию, Италию, позднее в Англию, Германию, Францию. В Византии, на Руси, в Болгарии игра стала известна примерно в X-XII веках. С арабским периодом связано и появление так называемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.
Несмотря на сопротивление первоначально мусульманского духовенства, а затем и христианской церкви, приравнявших шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.
Русское название игры пришло из тюркских языков: "шах мат" означает "правитель повержен".
Одним из первых теоретиков современных шахмат считается лучший шахматист Испании XVI века Руй Лопес де Сегура.

В XVIII века возникла французская шахматная школа во главе с Франсуа-Андре Филидором. В начале XIX века некоторые его идеи были развиты первым русским мастером Александром Петровым. В 1836 году в Париже начал издаваться первый шахматный журнал.

Первый международный турнир в истории современных шахмат состоялся в Лондоне в 1851 году и был приурочен ко Всемирной промышленной выставке.
С появлением компьютера шахматисты начали осваивать и его – появились компьютерные шахматные программы, начали устраиваться турниры среди компьютеров.

Российская шахматная школа обладает богатыми традициями. Начиная со второй половины XX века, СССР доминировал в шахматном спорте. В 1948 году Михаил Ботвинник открыл "советскую" эру, которая вплоть до распада СССР прерывалась только один раз, с 1972 по 1975 год, когда чемпионом был американец Роберт (Бобби) Фишер.

Будучи доступным и инклюзивным видом деятельности, эта игра может проводится в любом месте. В шахматы могут играть все, преодолевая языковые барьеры, а также различия в возрасте, поле, физических возможностях или социальном положении.
В Международный день шахмат традиционно в шахматных клубах проходят праздничные мероприятия, турниры, викторины.

ВЫЗОВ

Друзья! Как уже анонсировал, АФС представляет шахматную федерацию имени Бобби Фишера, вскоре состоится первая официальная игра!

В моей политической биографии есть знакомство с Кирсаном Илюмжиновым, это произошло в рамках празднования 300-летия Петербурга, в международном пресс-центре, в котором была аккредитована газета "Трезвый Петроград".

Также мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с выдающимся шахматистом Валерием Саловым, международным гроссмейстером.
В шестнадцать лет Валерий выиграл юношеский чемпионат мира, а спустя год первенствовал на аналогичных соревнованиях европейского уровня. К двадцати годам Салов выполняет норматив международного мастера и получает от ФИДЕ соответствующий титул. В 1985 и 1986 годах молодой шахматист входил в делегацию Анатолия Карпова, который проводил матчи за звание чемпиона мира с Гарри Каспаровым (Министерство юстиции РФ включило Каспарова в список физических лиц-иноагентов). Работа с Карповым позволила Салову улучшить собственные турнирные результаты. В 1986 году Валерий делит первое место в высшей лиге чемпионата СССР с Александром Белявским (но проигрывает ему дополнительный матч за чемпионский титул). ФИДЕ присваивает Салову гроссмейстерское звание.
В 1989 году гроссмейстер вошел в состав игравшей на европейском первенстве команды Советского Союза. Вместе с партнёрами Салов завоевывает золотые медали. Кубок мира 1988-1989 годов запомнился болельщикам упорной борьбой Валерия с Карповым и Каспаровым. В 1991 году гроссмейстер выиграл мемориальный турнир, организованный в честь Макса Эйве. В итоговой таблице соревнований позади Валерия оказались не только Карпов и Каспаров (Министерство юстиции РФ включило Каспарова в список физических лиц-иноагентов), но и другие сильнейшие игроки планеты. В 1992 году Салов делит первое место в Вейк-ан-Зее с Борисом Гельфандом. После зимнего триумфа в Нидерландах гроссмейстер принимает решение переехать в Испанию, поселившись в Мадриде. На пресс-конференции, посвящённой этому событию, напротив Валерия стоял испанский флаг (хотя шахматист не заявлял о смене спортивного гражданства).
В 1993 году во время матчей командного первенства Франции Валерий отказался пожать руку Каспарову (Министерство юстиции РФ включило Каспарова в список физических лиц-иноагентов). Каспаров (Министерство юстиции РФ включило Каспарова в список физических лиц-иноагентов), обладавший тогда значительным влиянием на чиновников Российской шахматной федерации, отказался от выступлений в сборной совместно с Саловым. РШФ приняла позицию тринадцатого чемпиона мира ( (Министерство юстиции РФ включило Каспарова в список физических лиц-иноагентов) — Валерия перестали приглашать на самые сильные турниры для национальных сборных.
С 2000 года Салов перестал выступать на турнирах и занялся публицистикой.
https://chess-boom.online/valerij-salov

И, как глава шахматной федерации АФС, организатор Марафонской команды Всемирного посла бега совместно с Атлетика Ватикано, готовлю официальное письмо понтифику Франциско с предложением сыграть партию в шахматы.

Вообще, очень интересна история отношения к этой игре в католичестве.

В Ватикане в 2012 г. состоялся первый чемпионат мира по шахматам среди священников. Он прошёл впервые в истории в Ватикане, в римской Галерее Альберто Сорди и Папском Оратории Святого Павла.

«Эта инициатива прошла уникальный путь: сначала в 2009 году поступило удивительное предложение о. Стефано Вассалло. Намечалось нечто новое и оригинальное», — говорит психолог Джузеппе Сгро, — Первое мероприятие состоялось в Милане два года назад на национальном уровне. Но уже тогда поступило множество предложений расширить диапазон. И вот теперь в Риме собрались участники из Индии, Филиппин, Европы, Северной и Латинской Америки: практически здесь представлены все континенты. Мы очень благодарны за оказанную поддержку Итальянскому спортивному центру и его президенту Массимо Анкини».
В рамках встречи была проведена конференция «Шахматы и Церковь. Игры святых», посвященная истории отношения Церкви к этой игре. В истории существовали разные периоды: от неприятия и запрещения игры со времён святого Петра Дамиани до полной реабилитации в эпоху Папы Медичи, который сам был увлечённым шахматистом.
Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности.

Большинством голосов Европарламент, включая Италию, проголосовал в пользу принятия программы «Шахматы в школах» на территории Евросоюза и введения шахмат в учебные программы.

Лучио Коко, итальянский историк и богослов, утверждает следующее.
В одной из глав «Руководства к благочестивой жизни» (1608), посвящённой «Развлечениям законным и дозволенным», Франциск Сальский также упоминает о шахматах, предостерегая однако своих читателей: «Только не надо посвящать им слишком много времени и сил, ибо это будет уже не отдых, а занятия; и они будут не облегчать душу и тело, но утомлять, подавлять их.
Поиграй пять часов в шахматы, и ты почувствуешь себя усталым, выбившимся из сил». Эти слова немного предвосхищают окончательную отмену Папой Римским Павлом V в 1609 году осуждения игры, имевшей средневековое происхождение и корни (Парижский собор, 1212 г.).

Утверждения женевского епископа Франциска Сальского являются частью более общей атмосферы переоценки игры в шахматы, которая находит в одном из трудов святой Терезы Авильской, защитницы шахматистов, важную точку отсчёта. В главе XVI «Пути совершенства» (1562–1564), которую сама Тереза определяет как «очень важную», даётся интересное духовное прочтение древней игры.

Откровенно признав, что она тоже иногда пробовала свои силы в пешках и слонах и что ей «тоже знакомо это тщеславие», Тереза добавляет: «Говорят, что иногда такая игра дозволительна». Монахиня из Авилы пишет о стратегии достижения Бога и о том, как «победить короля»: это означает завоевание Бога для человеческой души. Поэтому необходимо уметь «хорошо расставлять фигуры в игре», иначе «в неё будут играть плохо», а тот, кто «не умеет объявлять шах, тот не поставит и мата». В стратегии кармелитки для победы Божественного короля очень важна королева: «Именно она может в игре объявить королю величайшую войну, пусть даже с помощью всех других фигур».

Однако символическое толкование шахмат предлагает не только святая Тереза Авильская. В одном из сочинений XIII века, приписываемом Папе Римскому Иннокентию III, – но, скорее всего, только посвящённом ему, – даётся самое настоящее нравственное прочтение игры.

Уже в самом названии тема выражена с предельной точностью: «Моральность шахмат» (Quaedam moralitas de scaccario). Этот трактат известен также под другим заголовком: «Моральность Иннокентия», где упоминается этот Римский Папа, который настолько увлекался шахматами, что поместил в свой геральдический герб шахматную доску, на которой покоится орёл. Мир, пишет автор трактата, которого также отождествляли с францисканским богословом Джоном Уэльским, «напоминает шахматную доску, на которой одни клетки белые, а другие чёрные; так сменяют друг друга жизнь и смерть, благодать и грех».

Шахматные фигуры – «это люди мира сего, которые извлечены из мешочка – материнского лона – и которые занимают разные позиции, и каждая из них имеет своё название».

Во-первых, это король, который на шахматной доске «движется по вертикали, горизонтали или диагонали и имеет возможность брать со всех сторон, что свидетельствует о том, что король всё делает правильно и что он ни в коем случае не должен пренебрегать справедливостью». Затем идёт королева (ферзь), которая подчеркивает силу женского пола двигаться во всех направлениях. Далее есть ладья, «которая пересекает всю землю (шахматную доску) по прямой линии», а это означает, «что она делает всё правильно, защищая справедливость от коррупции». «Г-образный» ход коня подразумевает, что «рыцари и властители земли имеют право собирать налоги и налагать правильные наказания в соответствии с видом преступления, но они отклоняются на третью клетку, когда несправедливо вымогают подати со своих подданных». О слонах говорится, что они представляют епископов: в англоязычных странах эта шахматная фигура и сегодня называется епископом. Наконец, есть пешки, олицетворяющие «бедных на земле», которые движутся по одному квадрату по прямой линии, что свидетельствует об их «простоте и праведности», и они оказываются скомпрометированными лишь в том случае, если речь идёт о взятии. В самом деле, пешка, «когда она пытается получить что-то мирское или почести, всегда идет по диагонали с целью ухватить своё с помощью ложных клятв, лести или лжи».

«Цель игры, – пишет средневековый автор, – в том, чтобы одна фигура захватила другую». По окончании игры «фигуры снова бросают в мешочек, из которого их вытащили», и они вновь оказываются в одинаковом положении - все они равны перед Богом: уже нет разницы между королём и бедной пешкой; богатые и бедные – все они находятся в равном положении. Более того, часто случается так, что «король оказывается внизу, а пешки остаются сверху».
Конец цитаты.

В католическом городе-государстве Ватикан спорту придаётся огромное значение.

Там была создана первая женская команда по футболу, которую благославил сам понтифик, а мужской команде уже исполнилось более полувека. Спортом занимаются как служащие, так и сами монахи.

В две тысячи девятнадцатом году в Ватикане была организация создана ассоциация спортсменов лёгкой атлетики, в которую вошло около полсотни любителей бегать. У команды появилась своя форма с гербом страны.

Шахматисты Ватикана не входят в ФИДЕ.

Немного личного. Расчехлил в политштабе шахматные доски, включая подаренную трезвой России в моём лице энтузиастами "Соколиной охоты" стоклеточную, расставил фигурки и вспомнил, что всегда особо котировал чёрного ферзя.

Насколько понимаю, пока ещё под флагом Антарктиды, Антарктического шахматного союза (АШШС) не выступали ни один шахматист, ни один шашист.

АШШС не входит в ФИДЕ, на соревнования под эгидой АШШС это решение не распространяется.

«НЕ ЗНАЮ НИ ОДНОГО ТРАНСГЕНДЕРА, КОТОРЫЙ ИГРАЛ БЫ В ШАХМАТЫ» — ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФШР О ЗАПРЕТЕ FIDE

Исполнительный директор Федерации шахмат России (ФШР) Александр Ткачев не видит практического смысла в запрете Международной шахматной федерации (FIDE) на выступление трансгендеров в женских турнирах.

16 августа FIDE запретила игрокам, сменившим пол с мужского на женский, принимать участие в турнирах среди женщин.

— FIDE запретила трансгендерам выступать на женских турнирах по шахматам. Как вы это прокомментируете?

— Я не знаю ни одного трансгендера, который играл бы в шахматы. Думаю, это не более чем популистское заявление. Дань моде. Понимаю, в лёгкой атлетике такое может быть. На Олимпиаде;80 говорят, что в сборной ГДР по плаванию были все там [под допингом, влияющим на гормоны, — прим. «Матч ТВ»]. Но в шахматах такой проблемы нет. Уверен, и не будет, — передает слова Ткачева «Матч ТВ».

Ранее Международный союз велосипедистов (UCI) и Всемирная легкоатлетическая ассоциация (World Athletics) запретили трансгендерным спортсменам участвовать в соревнованиях среди женщин.