Охранять природу значит охранять родину

Татьяна Хлебянкина
Эти крылатые слова принадлежат Михаилу Пришвину и с ними нельзя не согласиться.
И на земле Талдомской было немало природолюбов: Салтыков - Щедрин, Сергей Клычков, Иван Сергеевич Романов, меценаты и благотворители, имена которых связаны с именем Пришвина... Например, один из прообразов Пришвина купец Дмитрий Иванович Волков, сотрудники музея...

Здание музея в г. Талдоме - одно из красивейших в городе, оно построено в стиле модерн в начале XX века предположительно кашинскими мастерами на средства купца Дмитрия Ивановича Волкова (10.05.1862-06.12.1941), который жил в нём со своей семьёй до революции.
Созданию музея в г. Талдоме предшествовала деятельность учительского кружка «активного метода», занимавшегося краеведческой работой в школах с осени 1918 г., а также открытие в соседнем уезде музея Дмитровского края.
Первые документальные упоминания о создании музея мы находим в протоколах заседаний Ленинского исполкома Совета депутатов (в то время г. Талдом - с 1918 г. по 1929 г. назывался г. Ленинском) от 19 сентября и 4 ноября 1919 г., где речь идет об «отпуске средств на открытие музея... в сумме 3 тысяч рублей».
1 мая 1920 года Союз работников просвещения и социалистической культуры совместно с другими организациями торжественно открывают «Музей природы и жизни местного края», в котором к тому времени имелась 21 коллекция. Обслуживание музея ведёт правление Союза работников просвещения (председатель Союза - Сосенкова Е.В., секретарь - Садовникова Н.С. и казначей - Киселёва Е.К.). В организации и работе музея принимали деятельное участие руководители края М.П.Седов, И.Г.Зябликов, Б.А.Двинский (Духовников), А.К.Костерин и др., а необходимую методическую помощь оказывали сотрудники музея Дмитровского края под руководством заведующего музеем К.А.Соловьёва.
О работе музея в 1920-х - начале 1930-х годов сохранились интересные воспоминания руководившей в то время музеем Евгении Викентьевны Сосенковой и материалы, опубликованные на страницах журнала «Башмашная страна» № 1-3, издававшегося «временным бюро краеведения» в 1925-27 гг.
22 мая 1924 г. в г. Талдоме по почину М.М. Пришвина, жившего в то время в нашем крае, было организовано общество краеведения, основателями которого являлись Н.О.Павлов, И.С.Романов, М.П.Седов, А.А.Семёнов и другие. 21 ноября 1926 г. состоялась 1-я краеведческая конференция, созванная инициативной группой совместно с музеем, а вскоре, в марте 1927 г., 2-я краеведческая конференция. Благодаря совместным усилиям музея и краеведческого актива (С.Е.Лысова, К.Ф.Большакова, Н.П.Адриановой) при участии Губ. Музея МОНО и Общества изучения Московской губернии музеи стал регулярно пополняться новыми коллекциями и экспонатами.
Плодотворная работа музея была прервана Великой Отечественной войной. На фронт ушёл директор музея Л.Н. Парижский, автор очерка «Как я стал краеведом», руководивший музеем с 1932 г., который погиб в 1944 г. в боях за Псков.
В 1940-х гг. музеем руководит А.П. Гук. Сотрудники музея занимались сбором денежных средств и тёплых вещей для фронта, отправляли посылки нашим воинам. В подвале музея располагалось бомбоубежище.
С 1950 г. по 1969 г. (с перерывами) директором музея работал С.М. Пантюхин. За это время открылись новые экспозиции, в том числе «История г. Талдома». На страницах местной печати публиковались интересные исторические материалы: «Откуда пошёл Талдом» и др. За три года директорства Г.А.Беляевой (1956 - 1959) были установлены связи с родственниками М.М.Пришвина, в дар музею получены новые экспонаты, открылась экспозиция, посвященная писателю-природолюбу, а в д. Костино - мемориальная доска на доме, где он жил. С 1969 по 1986 г. музеем руководила Т.Н.Куликова. Здание музея было отремонтировано, появились 9 новых экспозиционных отделов: «Дореволюционное прошлое», «Изба кустаря», «Отдел природы», «Писатели края» и др. В 1977, 1978, 1979 гг. Талдомский музей занимает второе место среди краеведческих музеев области и награждается дипломом.
С ноября 1986 г. по август 2003 г. музеем руководит Н.В.Рязанова, а во время её отсутствия, с декабря 1988 по декабрь 1991 года, её обязанности исполняет Т.А.Хлебянкина. Музей получает акт на землепользование и дополнительное помещение - бывший склад купца Д.И.Волкова. Начинается реставрация экспонатов.
Великими художниками русской жизни и родной природы ХХ века мы можем по праву назвать Константина Паустовского (1892-1968), Сергея Клычкова (1889-1937), Михаила Пришвина (1873-1954) – всех тех, чьё писательское кредо «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» ещё сто с лишним лет тому назад, в 19-м веке, впервые провозгласил их гениальный предшественник, пророк и духовный наставник, писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889). Ныне, в Год экологии в России, мы опять возвращаемся к его творчеству, с болью и любовью перечитываем вещие строки: «…Покуда леса были целы - жить было можно, а теперь словно последние времена пришли. Скоро ни гриба, ни ягоды, ни птицы  - ничего не будет» («Благонамеренные речи. Опять в дороге»(1873)… И снова – о муках творчества: «Ах, это писательское ремесло! Это не только мука, но целый душевный ад. Капля по капле сочится писательская кровь, прежде нежели попадет под печатный станок» («Мелочи жизни»). Так же трепетно относился к писательскому ремеслу и Константин Паустовский: «…Рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать, вовсе не оттого, что я поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире» («Первый рассказ»). С этими словами, пожалуй, согласились бы многие писатели-талдомчане, современники Паустовского:  Сергей Клычков,  Иван Сергеевич Романов (1888-1965),  Лев Зилов (1883-1937) (автор строк «И я с Дубны…»),