Память Божия

Екатерина Домбровская
Приходит время, когда сбываясь в срок, высыхают твои земные слезы. Хоть разорви да скрути сердце мука-боль, но не выгнать, не накопить ей слезы под веком, не вытолкнуть ее силой нерукотворной - всеблагомощной, неземной.

Но вот вопреки всему навернется она - из откуда? - и заплачет отреченное сердце горько-сладко, и слезу родит - полновесную, родниковую, хрустальную... Только б прикоснулся к сердцу тот миг молитвенный, только б приблизилась к нему на земном бездорожье чудная, сокровенная, нездешняя Память Божия.

Так вот назвали ее благодатные многострадальные Божии дети - отцы. А иначе как тут сказать? Ручко ли Небесная Богородицы вдруг дотронулась до иссохшего сердца, Зрак ли Божий - сама Любовь в этом мире неведомая, несказанная, в которой тает и плавится человеческое сердце, - глянула тебе в очи?
Как бы не искать слов, а все лучше не сказешь: Память Божия это, святая, Небесная, - великий спасительный дар преображенному сердцу.

А еще говорят, что это и есть непрестанная сердечная молитва, в которой пребывает душа и без слез,  и какой становится та душа, тоже никому не под силу описать. Неужто просто хороший - по людскому сосложению - человек? Нет, чаще совсем безвидный, а то и странный человечишко, готовый на все, что угодно, лишь бы спрятать себя под шутовским колпаком или козлиной шкурой, лишь бы не выдать, не променять свою тайную нездешнюю любовь, свою надежду, свое упование, свой сокровенный плач ожившего сердца на людские вниманья - эти суховеи, эти морозы убийственные.  Не зря ж так пели на Руси: "Кабы на цветы да не морозы, и зимой бы цветы расцветали"...

;;
Фрагмент двусторонней новгородской иконы 12 века "Спас Нерукотворенный", к которой по мнению экспертов много позднее приложили руку владимирские изографы рублевского круга, создав образ Спаса в Византийском или, скорее, Киевском ключе. На обороте - древний новгородский образ Поклонение Кресту. По мнению историка Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969:

Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции.