Справедливость и милосердие

Игорь Го Марат
Если хочется поступить справедливо, то из Ветхого Завета: «Око за око, зуб за зуб».
Если хочется поступить милосердно, то из Нового Завета: «Любите врагов ваших».

Прежде, чем как – то поступить, задумаемся, а Бог милосерден или справедлив. Конечно же, милосерден.
«Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но не кающемуся и Он не прощает.»
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Если бы Господь был справедлив, то мир наш был бы уже пуст от всего живого и мало – мальски разумного.

Преподобный Исаак Сирин писал:
«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Не милосердие ли Господа нашего спасает нас от погибели, когда мы живем в грехе и грех грехом погоняем.

•  Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
•  Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
•  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
•  Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой  – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Сказал Господь: - Не убий.
А смертям нет конца.
Сколько войн в мире происходит каждый день, сколько семей теряют своих близких по причине пьянства или наркомании, сколько смертей из зависти к богатству других и высокомерия собственного.
Сколько убитых душ растлением и распущенностью, почему – то ставшей нормой жизни. Сколько детей привел мир к самоубийству своими экспериментами с гендерами и полами, убив их тем самым.
Уж не станем говорить о том, что ежедневно и ежегодно происходят убийства миллионов людей еще в утробе матери с помощью аборта и абортивных средств.
Как хочется поступить? Око за око? А мы все еще живы.
Это насколько Господь милосерден, что Он до сих пор спасает нас, долготерпит и любит?!

Сказал Господь: - Не прелюбодействуй.
Сам Иисус Христос говорил: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Кроме того, «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18; см. также: Мк.10:11-12).

А что мы? Живем как попало, любим, как попало. Сколько разводов в мире, сколько семей разрушенных несоблюдением этой заповеди.
Ходим по улицам и башкой вертим во все стороны за юбками, проходящими, за телами, прокачанными в спортзалах. Смотрим в интернете картинки срамные и восхищаем свою похоть. Жена постарела, молодуху ищем. Муж почему – то недостойным стал, нового ищем. И так во всем. И ничто нас не останавливает от греха этого. Даже дети, которые видят все это и страдают больше всех.
Сколько грешников живет в безбрачии, в блуде, называя это гражданским браком. А законный брак, как перед обществом, так и перед Богом называем просто формальной печатью, ни к чему не обязывающую. Что это, если не блудливые мысли, не сам грех блуда.
Справедлив ли Господь? Если бы так, то гореть нам всем, как Содому и Гоморре. Но Господь милосерден и с любовью, и с терпением ждет покаяния, чтобы простить нас грешных. Чтобы вспомнили мы, что семьи наши – это малая церковь, где кроме нас самих должен жить и Бог.

Сказал Господь: - Не укради.
«Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит».
свт. Тихон Задонский

Как еще лучше сказать, чем сказал святитель Тихон Задонский? Слава Богу, что не многие люди страдают этим грехом, но кто страдает, тот на себе ощутил все эти слова, сказанные святителем Тихоном.
Милосердие Господа нашего простирается далеко за пределы нашего сознания и лишь, поэтому еще есть надежда на покаяние и прощение.
Подавая милостыню, не пытайтесь ее потом украсть у самих себя.

Сказал Господь: - Не лжесвидетельствуй.
Клевета; (лжесвидетельство) –
1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо;
2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи;
3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство;
4) излюбленное занятие диавола.
Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9 й заповеди (Исх.20:10).
Христианство учит не доверять клевете.
Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета (Сир.19:13-15).

Вот уж где раздолье мысли и домыслия, так называемая свобода слова. Говорим, не думая, пишем, не осознавая. Подхватываем лживую новость из газет, ТВ или интернета и разносим по городам и весям. А уж «косточки кому перемыть» - это хлебом не корми, но дай. Осудить кого нам стало не проблемой. И если выясняем, что зря осудили, то с легкостью это переживаем, называя ложь ошибкой.
И забываем, что Господь давно еще сказал нам: «Не суди;те, да не судимы будете, ибо каким судом су;дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будет отмерено. «Библия Мф. 7:1–2»
Вспомните, сколько добрых и честных людей было смыто волной лжи из жизни в этом мире. Сколько страданий целым народам приносила ложь. Страшно подумать, как маленькое лживое слово может изменить историю нашу.
Ложь – оружие дьявола. Так не будем и мы оружием дьявола в его руках, лжесвидетельствуя о чем – либо или о ком – либо.
По милосердию Своему Господь дал нам эти слова, предупреждая, что всему есть предел. Есть время покаяться, и есть время отвечать за грехи свои.

Сказал Господь: -  Не пожелай ничего чужого.
За;висть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь.
Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий.
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).

Страшный и разрушающий душу грех. Стоит человеку в обществе занять публичное положение, стать у всех на виду, как тут же начинается его обсуждение. И что обсуждают? Сколько у него авто, и какие они. Сколько часов наручных и сколько стоят они. Как он одет и как это дорого или дешево. Что это, как не зависть! Кто – то скажет, что нет, я не завидую. Но тогда зачем обсуждаешь и более того – осуждаешь? Что мы видим в человеке, которого начинаем обсуждать? Его ум, его образование, его мудрость и знания, его умение использовать таланты, данные Господом? Нет! Мы этого не видим. Зависть застилает нам глаза и души, да и сердца тоже.

Чем кроссовки «Адидас» лучше домашних тапочек? Да ничем: и в той, и в другой обуви в гробу лежать одинаково!

А хуже того, еще и кража подмешивается, когда мы начинаем рассуждать о том – зачем такие дорогие часы у этого человека, мог бы на эти деньги бедным помочь. Подобными мыслями мы грешим грехом кражи, залезая в чужой карман мысленно и пытаясь распорядиться имуществом другого человека. Мы и в мыслях в этот момент грешим: завидуем и крадем. Вспомните Иуду, предавшего Христа Бога нашего, который стал миро переводить на деньги и пытаться объяснить, как правильно, по его мнению их можно истратить. Чаяно или нечаянно, но он уже украл, пытаясь распорядиться чужим имуществом.
И Господь, проявляя милосердие, и в этом случае подсказывает: смирись, покайся и полюби свои собственные тапочки.

Сказал Господь: - Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Мы без сомнения в большинстве своем любим и чтим своих родителей. Но кто из нас порой не обижал их своим поведением, своим невниманием по причине занятости? Кто из нас не расстраивал их своими грубыми ответами, потому что мы себя уже посчитали взрослыми и умными? Кто из нас не забывал говорить им, как мы их любим?
Господь милосерден к нам в этом случае через милосердие наших родителей. Ведь они, родители наши, нам многое прощали. Порой даже то, что простить вроде бы невозможно.
«Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе?».
Сир.7:29-30

Сколько бы мы не грешили, сколько бы ни ошибались и не спотыкались в жизни своей, Слава Богу, что Ты милосерден и долготерпелив к нам, грешным.
Мы иногда вопрошаем: почему Господь несправедлив к нам? Еще раз напомню слова преподобного Исаака Сирина:
«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».
И скажу, после этих слов прочитанных:
- Спаси Господи, что Ты милосерден!

Но не стоит забывать, что Милостью Божьей нам дано время на раскаяние, покаяние и прощение. И это время здесь, на земле. Там уже будет поздно каяться, и просить прощения.
 «У Бога всемогущество с правдой, милость с мерой и весом – поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого».
Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021)
«Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, – надеющийся и некающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла».
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).

Так Бог справедлив или милосерден?
А мы справедливы или милосердны? Или в нас и этого нет пока?