На чем ездил Пушкин 2

Поль Читальский
 Часть 2

О повозках в Письмах Пушкина к жене
(по изд.   « НАУКА »  ЛЕНИНГРАДСКОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ 1 9 8 6. СЕРИИ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ПАМЯТНИКИ»)

  20  июля  1830  г.  Петербург.
Мое  путешествие  было скучно  до  смерти.    Никита  Андреевич  купил  мне  бричку,  сломавшуюся на  первой  же  станции, — я  кое-как  починил  ее  при  помощи  булавок, —
на  следующей  станции  пришлось  повторить  то  же  самое — и  так  далее. Наконец,  за  несколько  верст  до  Новгорода  я  нагнал  вашего  В.<севоложского>,  у  которого  сломалось  колесо.  Мы  закончили  путь  вместе,  подробно  обсуждая  картины  князя  Г.<олицына>.   

30  сентября  1830  г.  Болдино.
Я  уже  почти  готов  сесть  в  экипаж,  хотя  дела  мои  еще  не  закончены  и  я  совершенно  пал  духом.  Вы  очень  добры,  предсказывая  мне задержку  в  Богородецке  лишь  на  6  дней.    Мне  только  что  сказали,  что отсюда  до  Москвы  устроено  пять  карантинов  и  в  каждом  из  них  мне придется  провести  две  недели, — подсчитайте-ка,  а  затем  представьте себе,  в  каком  я  должен  быть  собачьем  настроении.  В  довершение  благополучия  полил  дождь  и,  разумеется,  теперь  не  прекратится  до  санного пути.  Если  что  и  может  меня  утешить,  то  это  мудрость,  с  которой  проложены  дороги  отсюда  до  Москвы:  представьте  себе,  насыпи  с  обеих
сторон, — ни  канавы,  ни  стока  для  воды,  отчего  дорога  становится  ящиком  с  грязью, — зато  пешеходы  идут  со  всеми  удобствами  по  совершенно  сухим  дорожкам  и  смеются  над  увязшими  экипажами.  Будь проклят  час,  когда  я  решился  расстаться  с  вами,  чтобы  ехать  в  эту чудную  страну  грязи,  чумы  и  пожаров, — потому  что  другого  мы  здесь не  видим.

Около  (не  позднее)  1 декабря  1830  г.  Платава
Я  задержан  в  карантине  в  Платаве:   меня  не  пропускают,  потому что  я  еду  на  перекладной;  ибо  карета  моя  сломалась.  Умоляю  вас  сообщить  о  моем  печальном  положении  князю  Дмитрию  Голицыну  — и просить  его  употребить  все  свое  влияние  для  разрешения  мне  въезда в  Москву.

 2  декабря  1830  г.  Платава.
Бесполезно  высылать  за  мной  коляску,  меня  плохо  осведомили.  Я  в  карантине  с  перспективой  оставаться  в  плену  две  недели — после  чего  надеюсь  быть  у  ваших  ног.

8  декабря  1831  г.  Москва.
Вот  тебе  мой  Itin;raire.®  Собирался  я  выехать  в  зимнем  дилижансе,  но  мне  объявили,  что по  причине  оттепели  должен  я  отправиться  в  летнем;  взяли  с  меня  лишних  30  рублей  и  посадили  в  четвероместную  карету  вместе  с  двумя  товарищами.  А  я  еще  и  человека  с  собою  не  взял  в  надежде  путешествовать  одному.  Один  из  моих  спутников  был  рижский  купец,  добрый немец, которого  каждое  утро  душили  мокроты  и  который  на  станции  ровно  час отхарковался  в  углу.  Другой  мемельский  жид,  путешествующий  на  счет первого.  Вообрази,  какая  веселая  компания.  Немец  три  раз  в  день  и  два раза  в  ночь  окуратно  был  пьян.  Жид  забавлял  его  во  всю  дорогу  приятным  разговором,  например  по-немецки  рассказывал  ему  Su>an  'S;ijigtn; (ganj  charmant!)»   Я  старался  их  не  слушать  и  притворялся  спящим. Вслед  за  нами ехали  в дилижансах  трое  купцов,  княгиня  Голицына  (Ланская),  приятель  мой  Жемчужников,  фр.<ейлина>  Кочтова  и  проч.  Всё  это останавливалось  вместе;  ни  на  минуту  не  было  покоя;  в  Валдае  принуждены  мы  были  пересесть  в  зимние  экипажи,  и  насилу  дотащились  до Москвы.

22  сентября  1832  г.  Москва.
Четверг. Не  сердись,  женка;  дай  слово  сказать.  Я  приехал  в  Москву,  вчера  в  середу.    Велосифер,  по-русски  Поспешный  дилижанс,  несмотря на  плеоназм,  поспешал  как  черепаха,  а  иногда  даже  как  рак.  В  сутки случилось  мне  сделать  три  станции. Лошади  расковывались  и  неслыханная  вещь!  их  подковывали  на  дороге.  10  лет  езжу  я  по  большим  дорогам,
отроду  не  видывал  ничего  подобного.  Насилу  дотащился  в  Москву, <***  > дождем  и  встревоженную  приездом  двора.  Теперь  послушай, с  кем  я  путешествовал,  с  кем  провел  я  5  дней  и  5  ночей.  То-то  будет мне  гонка!  с  пятью  немецкими  актрисами,  в  желтых  кацавейках  и в черных  вуалях.  Каково?  Ей  богу,  душа  моя,  не  я  с  ними  кокетничал,  они со  мною  амурились  в  надежде  на  лишний  билет.  Но  я  отговаривался незнанием  немецкого  языка,  и  как  маленькой  Иосиф    вышел  чист  от искушения. 

20  августа  1833  г.  Торжок.
Торжок.  Воскресение.
Милая  женка,  вот  тебе  подробная  моя  Одисея.    Ты  помнишь,  что от  тебя  уехал  я  в  самую  бурю.  Приключения  мои  начались  у  Троицкого мосту.  Нева  так  была  высока,  что  мост  стоял  дыбом;  веровка  была  протянута,  и  полиция  не  пускала  экипажей.  Чуть  было  не  воротился
я  на  Черную  речку.  Однако  переправился  через  Неву  выше,  и  выехал из  Петербурга.  Погода  была  ужасная. 2   Деревья  по  Царскосельскому проспекту  так  и  валялись,  я  насчитал  их  с  пятьдесят.  В  лужицах  была буря.  Болота  волновались  белыми  волнами.  По  счастию,  ветер  и  дождь гнали  меня  в  спину,  и  я  преспокойно  высидел  всё  это  время.  Что-то было  с  Вами,  Петербургскими  жителями?  Не  было  ли  у  вас  нового  наводнения? 
Вчера  прибыли  мы  благополучно  в  Торжок,  где  Соболевский  свирепствовал  за  нечистоту  белья.  Сегодня  4 проснулись  в  8  часов,  завтракали  славно,  а  теперь  отправляюсь  в  сторону,  в  Ярополец — а  Соболевского  оставляю  наедине  с  швейцарским  сыром.  Вот,  мой  ангел,
подробный  отчет  о  моем  путешествии.  Ямщики  закладывают  коляску шестерней,  стращая  меня  грязными,  проселочными  дорогами.  Коли  не утону  в  луже,  подобно  Анрепу,    буду  писать  тебе  из  Ярополжца. 
Наталии  Николаевне  Пушкипой.  В  Санктпетербург  на  Черной  Речке    на  даче  Миллера.

21  августа  1833  г.  Павловское. 
Ты  не  угадаешь,  мой  ангел,  откуда  я  к  тебе  пишу:  из  Павловска; между  Берновом  и  Малинников,  о  которых,  вероятно, * я  тебе  много  рассказывал.  Вчера,  своротя  на  проселочную  дорогу    к  Яропольцу,  узнаю, с  удовольствием,  что  проеду  мимо  Вульфовых  поместий,  и  решился  их посетить.  В  8 часов  вечера  приехал  я  к  доброму  моему  Павлу  Ивановичу, который  обрадовался  мне,  как  родному. 

26  августа  1833  г.  Москва.
Из  Яроп.<ольца>  выехал  я  ночью  и приехал  в  Москву  вчера  в  полдень. Отец  меня  не  принял.  Говорят,  он  довольно  тих. 9   Нащокин  сказывал  мне,  что  деньги  Юрьева  к  тебе  посланы.  Теперь  я  покоен.  Соболевский  incognito   прячется  от  заимодавцев,  как  настоящий  gentleman, и  скупает  свои векселя.  Дорогой  вел  он  себя  порядочно  и  довольно  верно  исполнил  условия,  мною  ему  поднесенные,  а  имянно: 
1)  платить  прогоны  пополам,  не обсчитывая  товарища,
2)  не <бздеть, пердеть  > ни  явным, ни  тайным  образом, разве во  сне  и  то  ночью,  а  не  после  обеда. 
В  Москве  пробуду  я  несколько  времени,  то  есть  два  или  три  дня.   Коляска  требует  подправок.  Дороги  проселочные  были  скверные;  меня  насилу  тащили  шестерней.  В  Казане  буду я  около  [первого]  третьего. Оттоле  еду  в  Симбирск.

2  сентября  1833  г.  Нижний  Новгород.
Перед  отъездом  из  Москвы  я  не  успел  тебе  писать.  Нащокин  провожал  меня  шампанским,  жженкой  и  молитвами.    Каретник  насилу  выдал мне  коляску;  нет  мне  счастия  с  каретниками.    Дорога  хороша,  но  под Москвою  нет  лошадей,  я  повсюду  ждал  несколько  часов  и  насилу  дотащился  до  Нижнего  сегодня,  т.  е.  в  пятые  сутки.   Успел  только  съездить
в  баню,  а об  городе  скажу  только  тебе  les  rues  sont  larges  et  bien  pav;es, les  maisons  sont  bien  b;ties.   Еду  на  ярманку,  которая  свои  последние штуки  показывает,  а  завтра  отправляюсь  в  Казань.

2  сентября  1833  г.  Нижним  Новгород.
На  другой  день  в  книжной  лавке  встретил  я  Н.<иколая>  Раевского.  Sacr;  chien,  сказал  он  мне  с  нежностию,  pourquoi  n';tes-vous  pas  venu  me  voir?  — Animal,  отвечал  я  ему  с  чувством,  qu'avez-vous fait  de  mon  manuscrit  petit-Russien? »    После  сего  поехали  мы  вместе  как ни  в чем  не  бывало,  он  держа  меня  за  ворот  всенародно,  чтоб  я  не  выскочил  из  коляски.  Отобедали  вместе  глаз  на  глаз  (виноват:  втроем  с  бутылкой  мадеры).  Потом,  для  разнообразия  жизни,  провел  опять  вечер у  Нащокина;  на  другой  день  он  задал  мне  прощальный  обед  со  стерлядями  и  с  жженкой,  усадили  меня  в  коляску,  и  я  выехал  на  большую Дорогу.
Я  нарочно  тянул  письмо  рассказами  о  московских  моих  обед<ах>, в   чтоб  как  можно  позже  дойти  до  сего рокового  места;  ну,  так  уж  и  быть,  узнай,  что  на  второй  станции,  где  не
давали  мне  лошадей,  встретил  я  некоторую  городничиху,  едущую  с  теткой  из  Москвы  к  мужу  и  обижаемую  на  всех  станциях.  Она  приняла меня  [за  смотрителя] весьма  дурно  и  нараспев  начала меня усовещевать и уговаривать:  как  вам  не  стыдно?  на  что  это  похоже?  две  тройки  стоят  на конюшне,  а  вы  мне  ни  одной  со  вчерашнего  дня  не  даете. — Право?  ска-
зал  я  и  пошел  взять  эти  тройки  для  себя.  Городничиха,  видя,  что  я  не смотритель,  очень  смутилась,  начала  извиняться  и  так  меня  тронула,  что я  уступил  ей  одну  тройку,  на  которую  имела  она  всевозможные  права, а  сам  нанял  себе  другую,  т.  е.  третью,  и  уехал. 
Городничиха  и  тетка  так  были восхищены  моим  рыцарским  поступком,  что  решились  от  меня  не  отставать  и путешествовать  под  моим  покровительством,  на  что  я  великодушно и  согласился.  Таким  образом  и  доехали  мы  почти  до  самого  Нижнего — они  отстали  за  3 или 4  станции — и  я  теперь  свободен  и  одинок.  Ты  спросишь:  хороша  ли  городничиха?  Вот  то-то  что  не  хороша,  ангел  мой  Tania, о  том-то  я и горюю. — Уф!  кончил.  Отпусти  и  помилуй.

12  сентября  1833  г.  Языково.
Из  Казани  написал  я  тебе  несколько  строчек — некогда  было;  Я  таскался  по  окрестностям,  по  полям,  по  кабакам  и  попал  на  вечер  к  одной blue  stockings,   сорокалетней,  несносной  бабе  с  вощеными  зубами  и  с  ногтями  в грязи.   Она  развернула  тетрадь  и  прочла  мне  стихов  с  двести,  как ни  в  чем  не  бывало.  Баратынский  написал  ей  стихи  и  с  удивительным
бесстыдством  расхвалил  ее  красоту  и  гений. Сегодня  еду  в  Симбирск,  отобедаю  у  губернатора  и к  вечеру  отправлюсь  в  Оренбург,  последняя  цель  моего  путешествия.

14  сентября  1833  г.  Симбирск.
Опять  я  в  Симбирске.  Третьего  дня,  выехав  ночью,  отправился  я к  Оренбургу.  Только  выехал  на  большую  дорогу,  заяц  перебежал  мне ее.   Чорт  его  побери,  дорого  бы  дал  я,  чтоб  его  затравить.  На  третий  станции  стали  закладывать  мне  лошадей — гляжу,  нет  ямщиков — один  слеп, другой  пьян  и  спрятался.  Пошумев  изо  всей  мочи,  решился  я  возвратиться  и  ехать  другой  дорогой;  по  этой  на  станциях  везде  по  6  лошадей, а  почта  ходит  четыре  раза  в  неделю.  Повезли  меня  обратно — я  заснул — просыпаюсь  утром — что  же?  не  отъехал  я  и  пяти  верст.  Гора — лошади не  взвезут — около  меня  человек  20  мужиков.  Чорт  знает  как  бог  помог — наконец  взъехали  мы,  и  я  воротился  в  Симбирск.  Дорого  бы  дал  я, чтоб  быть  борзой  собакой;  уж  этого  зайца  я  бы  отыскал.  Теперь  еду  опять  другим  трактом.   Авось  без  приключении.

2  октября  1833  г.  Болдино.
  Последнее
письмо  мое  должна  ты  была  получить  из  Оренбурга.  Оттуда  поехал  я в Уральск — тамошний  атаман  и  казаки  приняли  меня  славно,  дали  мне два  обеда,  подпили  за  мое  здоровье,  на  перерыв  давали  мне  все  известия, в  которых  имел  нужду — и  накормили  меня  свежей  икрой,  при  мне  изготовленной.  При  выезде  моем  [23  сентября]  вечером  пошел  дождь,  пер-
вый  по  моем  выезде.  Надобно  тебе  знать,  что  нынешний  <год> а   была  всеобщая  засуха,  и  что  бог  угодил  на  одного  меня,  угоТовя  мне  везде  прекраснейшую  дорогу.  На  возвратный  же  путь  послал  он  мне  этот  дождь, и  через  полчаса  сделал  дорогу  непроходимой.  Того  мало:  выпал  снег,  и я  обновил  зимний  путь,  проехав  верст  50  на  санях.  Проезжая  мимо  Языкова,  я  к  нему  заехал  (отобедать),  застал  всех  трех  братьев,  отобедал с ними  очень  весело,  ночевал  и  отправился  сюда.  Въехав  в  границы  Болдинские,  встретил  я  попов,  и  так  же  озлился  на  них,  как  на  симбирского зайца.  Недаром  все  эти  встречи.  Смотри,  женка.  Того  и  гляди  избалуешься  без  меня,  забудешь  меня — искокетничаешься.  Одна  надежда  на
бога  да  на  тетку.  Авось  сохранят  тебя  от  искушений  рассеянности.  Честь имею  донести  тебе,  что  с  моей  стороны  я  перед  тобою  чист,  как  новорожденный  младенец.  Дорогою  волочился  я  за  одними  70  и  80-летними старухами — а  на  молоденьких  < ****ей > шестидесятилетних  и  не  глядел.

30  октября  1833  г.  Болдино.
Вчера  получил  я,  мой  друг,  два  от  тебя  письма.  Спасибо;  но  я  хочу немножко  тебя  пожурить.  Ты,  кажется,  не  путем  искокетничалась. Смотри:  не  даром  кокетство  не  в  моде  и  почитается  признаком  дурного тона.  В  нем  толку  мало.  Ты  радуешься,  что  за  тобою,  как  за  сучкой,  бегают  кобели,  подняв  хвост  трубочкой  и  понюхивая  тебе  <жопу >;  есть чему  радоваться! Не  только  тебе, но  и Парасковьи Петровне  легко за собою приучить  бегать  холостых  шаромыжников;  стоит  разгласить,  что-де  я большая  охотница.  Вот  вся  тайна  кокетства.  Выло  бы  корыто, а  свиньи будут.  К  чему  тебе  принимать  мужчин,  которые  за  тобою  ухаживают? не  знаешь,  на  кого  нападешь.  Прочти  басню  А.  Измайлова  о  Фоме  и
Кузьме.   Фома  накормил  Кузьму  икрой  и  селедкой.  [Фо<ма>]  Кузьма стал  просить  пить,  а  Фома  не  дал.  Кузьма  и  прибил  Фому  как  каналью. Из  этого  поэт  выводит  следующее  нравоучение:  Красавицы!  не  кормите селедкой,  если  не  хотите  пить  давать;  не  то  можете  наскочить  на  Кузьму.
Видишь  ли?  Прошу,  чтоб  у  меня  не  было  этих  академических  завтраков.

28  апреля  1834  г.  Петербург.
На  качелях  не  являлся; 5   завтра
будет  бал, 6   на  который  также  не  явлюсь.  Этот  бал  кружит  все  головы  и сделался  предметом  толков  всего  города.  Будет  1800  гостей.  Расчислено, что,  полагая  по  одной  минуте  на  карету,  подъезд  будет  продолжаться 10  часов;  но  кареты  будут  подъезжать  по  3  вдруг,  следственно  время втрое  сократится. Вчера  весь  город  ездил  смотреть  залу, кроме  меня. Соболевский  здесь,  но  занял  у  меня  50  р.  и  с  тех  пор  ко  мне  не  являлся.
Лев  Серг.<еевич>  переезжает  сегодня  от  Энг.<ельгардта>  к  родителям. Честь  имею  тебе  заметить,  что  твой  извозчик  спрашивал  не  рейнвейну, а  ренского  (т.  е.  всякое  белое  кисленькое  виноградное  вино  называется ренским),  впрочем  твое  замечание  о  просвещении  русского  народа  очень справедливо  и  делает  тебе  честь,  а  мне  удовольствие.  Тетка  третьего  дня  заезжала  ко  мне  узнать  о  твоем  здоровьи  и  пококетничала  со  мною  из <каре>ты.

15  и  17  сентября  1834  г.  Болдино.
Почта  идет  во  вторник,  а  сегодня  только  еще  суббота;  итак  это письмо  нескоро  до  тебя  доберется.  Я  приехал  третьего  дня  в  четверг поутру   — вот  так  тихо  ездят  по  губернским  трактам — а  я  еще  платил почти  везде  двойные  прогоны.  Правда,  что  отовсюду  лошади  были  взяты под  государя,  который  должен  из  Москвы  проехать  на  Нижний.   В  деревне  встретил  меня  первый  снег

21  сентября  1835  г.  Михайловскоё.
Я  много  хожу,  много  езжу  верьхом,  на  клячах,  которые  очень тому  рады,  ибо  им  за  то  дается  овес,  к  которому  они  не  привыкли.  Ем  я печеный  картофель,  как  маймист,   и  яйца  в  смятку,  как  Людовик  XVIII. Вот  мой  обед.  Ложусь  в  9  часов;  встаю  в  7.  Теперь  требую  от  тебя  такого  же  подробного  отчета. 

2  октября  1835  г.  Михайловское.
Милая  моя  женка,  есть  у  нас  здесь  кобылка,  которая  ходит  и  в  упряжке  и  под  верхом.  Всем  хороша,  но  чуть  пугнет  ее  что  на  дороге,  как она  закусит  поводья,  да  и  несет  верст  десять  по  кочкам  да  оврагам — и тут  уж  ничем  ее  не  проймешь,  пока  не устанет  сама.

18  мая  1836  г.  Москва.
Жена,  мой  ангел,  хоть  и  спасибо  за  твое  милое  письмо,  а  всё-таки  я с  тобою  побранюсь:  зачем  тебе  было  писать:  Это  мое  последнее  письмо, более  не  получишь. Что  же  теперь  со  мною  будет? 

Натали, вероятно знала, О ЧЕМ она извещала мужа в мае 1836, когда ее горничная (или служанка) Лиза, собиралась носить ее записки барону  Жоржу д-Антесу на его квартиру в Новой Деревне (об этом растрезвонил князь Трубецкой) :

больше муж никогда от нее писем не получит  …

Так и случилось, или шло-шло и произошло  …