Oh Mammy Blue и первый полевой сезон

Михаил Близнецов
По радиоприёмнику услышал песню "Mammy Blue" и вспомнил начало первого полевого сезона. В 1971 г. после учёбы в Пермском университете был распределён в геофизическую экспедицию на Средний Урал. Меня назначили оператором сейсмостанции и я стал настраивать и готовить сейсмостанцию к зимним полевым работам. В день выезда бригада рабочих "привязала" катанкой на ж. д. платформы жилые балки, сани, трактор и мою сейсмостанцию. Небольшой эшелон сопровождали тракторист и я, с проживанием в балке сейсмостанции. Балок отапливался, есть вода, хлеб, тушёнка и даже сало. Можно ехать, пока тихо, не едем и вдруг ночью сильный удар. Это тепловоз к нам прицепился и повёз на формирование большого состава. Потом при сортировке вагонов было ещё несколько ударов.

У сейсмостанции был качественный радиоприёмник на ДВ и СВ. Как-то ночью на СВ крутил настройку и вдруг услышал:
Oh Mammy, oh Mammy Mammy Blue
Oh Mammy Blue.
Красивая и запоминающаяся мелодия. Понятно, что песня о маме. Это сегодня в поисковике можно узнать, что автор песни французский композитор и песня появилась в 1970 г. Получается, что песню я услышал в 1971 г. и может быть даже одним из первых в советской России. Прекрасная мелодия песни запомнилась на всю жизнь, также как мой первый зимний полевой сезон.

Прибыли на станцию назначения и тракторист говорит, что нужно быстро освободить ж. д. платформы, иначе будут штрафы. Погрузкой занималась большая бригада, а освобождать платформы придётся вдвоём... Тракторист дал мне большое зубило на рукоятке, сам взял кувалду и начали рубить катанку. Срубили, тракторист завёл трактор и стали стаскивать балки. Я был прицепщиком, приподнимал тяжёлую тягу балка, трактор пятился на меня, я попадал тягой в фаркоп и вставлял шкворень. Это не кнопки нажимать в сейсмостанции... Небольшой эшелон был разгружен. А тяги от балка сейсмостанции пришлось вставлять в фаркоп трактора при каждом переезде по профилю. И главное, необходимо регистрировать сейсмическое волновое поле, возбуждаемое взрывом тротила в скважине, а волновое поле на Урале было похоже на случайный шум, с которым ещё предстояло разобраться. Так началась моя сейсморазведка кристаллических горных пород Урала. Эти горные породы неоднородны по скорости распространения сейсмических волн, можно даже утверждать, что это случайно неоднородная среда. Именно при изучении распространения сейсмических волн в случайно неоднородной среде был открыт эффект (а может и закон) завышения скорости. И этот эффект может изменить наши представления о причине красного смещения спектров. Можно посмотреть публикацию "Сейсмическая томография и красное смещение спектров".