Аксумский обелиск и Ковчег Завета

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

    В 1937 году во время колониальной итальянской кампании  в Эфиопии, Муссолини по примеру древнеримских императоров, вывез в качестве трофея из города Аксум обелиск, получивший  в Вечном городе название   Аксумского обелиска. Это единственный монумент, которому посчастливилось вернуться из Рима на историческую родину.
    Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I веку н. э.  Известно, что столицей его был город  Аксум, что означает «Сад зеленеющий». Это был  большой город на торговом пути между Римом и Индией. Аксумиты вели торговлю рабами,   золотом, слоновой костью,  благовониями и ароматическими смолами,  изумрудами, а также африканскими  зверями и  шкурами.
     Есть сведения, что Аксумскому царству  предшествовали более древние государства,  территория которых распространялась подчас на Аравийский полуостров. Самым знаменитым из них было Сабейское царство с легендарной царицей Савской (X век до н.э). Согласно Библии, прослышав о мудрости и славе иудейского царя Соломона,  Саба (Шеба) «пришла в Иерусалим  испытать его загадками». (См. 10 глава Третьей книги Царств и 9 глава Второй книги Паралипоменон).
    Подарив царю Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней, царица Савская предложила царю загадки. В апокрифических эфиопских, арабских и европейских рукописях  даже приводятся примеры таких загадок.
   «Кто не рождался и не умрёт?», вопрошала царица. «Бог, да будет он благословен», ответствовал Соломон.
    «Что из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет?»  - «Нефть», отвечал мудрый царь.
    «Что неподвижно, пока живо, и движется, когда макушку снесут?» - «Дерево, из которого построили корабль».
    Помимо загадок, царица предлагала царю  и сложные задания «на сообразительность». Но и их Соломон решал с неизменным успехом. Иногда с помощью пчелы, когда надо было отделить настоящие цветы от  искусственных, а то и с помощью шелкопряда, который продевал шёлковую нить через изумруд с невидимой глазу трещиной.
    Хотя в Библии нет и намёка на  романтические отношения царственных особ,  в эфиопских,  еврейских, арабских, мусульманских и средневековых  легендах  этому вопросу уделено немалое внимание.
    Из  преданий следует, что Соломон, заранее интересовался обликом царицы Савской. Наслышавшись толков и    кривотолков об её ногах, Соломон организовал встречу с царицей  в тронном зале, где пол был стеклянным. Приняв стекло за воду, царица машинально приподняла подол своего платья. Так  Соломон смог увидеть её ноги, которые, по слухам, оказались то ли волосатыми, то ли кривыми. Несмотря на это, как поверяет нам  эфиопская легенда,  «однажды возлегли они вместе» и «спустя девять месяцев и пять дней, как разлучилась царица с Царём Соломоном, детородные муки объяли её, и породила она дитя мужеского пола»  и дала имя сыну Менелик. 
    Когда отроку исполнилось  двенадцать лет, Саба открыла  ему тайну высокородного отцовства и отправила Менелика в Иерусалим. Перед расставанием царица вручила сыну заветный  перстень, подаренный ей когда-то  царём Соломоном. Соломон сына признал, оказал ему царские почести, а, отправляя отпрыска на родину в сопровождении нескольких первенцев из иудейской знати, препоручил ему, по праву первородства, Ковчег Завета. По утверждениям эфиопов, Ковчег Завета, следы которого теряются после разрушения храма Соломона вавилонянами,  доныне хранится в аксумском  соборе Святейшей Девы Марии Сиона, которая веками остается местом паломничества эфиопских и не только эфиопских христиан. Даже на российском сайте можно найти сегодня предложения о паломнических поездках к этому храму в Эфиопии.
   Согласно эфиопскому преданию, первая церковь была построена в 372 году на руинах языческих святилищ в годы  установления христианства. Она считается самым древним христианским храмом на территории Африки. Величественная и богато украшенная церковь была специально предназначена  для хранения уникальной реликвии – Ковчега Завета.     В 1535 году церковь была разрушена       мусульманами, но уже в  1635 году  храм был восстановлен и даже расширен. С той поры именно здесь короновали эфиопских императоров.
   Впрочем,  древняя церковь Марии Сионской выглядит довольно скромно. Она сложена из небольших серого цвета камней, скрепленных глиной, перемешанной с соломой. Квадратный храм с зубчатыми стенами напоминает скорее небольшую  крепость. Но он увенчан позолоченным куполом, и  к дверям храма поднимается  широкая каменная лестница. Хотя окна закрыты деревянными решетками,  в полумраке храма можно видеть яркие фрески на  сюжеты из Священного Писания. Алтарь обычно закрыт  цветистым  покрывалом.  Словно высеченные из гранита кресла перед храмом прежде использовались для коронации эфиопских императоров.
    В 1955 году, отмечая  50-летие своего правления,  последний император Эфиопии, Хайле Селассие,  начал возводить рядом новый храм в неовизантийском стиле с  большим, нарядным  куполом и колокольней. Строительство  церкви  завершили в 1964 году, и одним из первых посетителей её  стала английская королева Елизавета II.
    Однако главная святыня храма - ларец с  Ковчегом завета   хранится ныне в соседней специальной часовне. По преданию, в ларце хранились золотой сосуд с манной небесной, жезл Аарона и две из десяти каменных скрижалей  с заповедями,  полученные Моисеем на горе Синай. В давние века  по большим церковным праздникам  Ковчег, накрытый покрывалом из зелёного и красного бархата,  носили  в торжественной процессии. Теперь же его заменяет копия Ковчега, которую по  торжественным случаям устанавливают в специально сооружаемой палатке. Здесь Ковчег остается на всю ночь, даруя благословение собравшимся вокруг верующим. Поутру копия Ковчега возвращается на свое место. 
   Оригинал драгоценной святыни  хранится в сокровищнице, и его не дозволено видеть никому, даже патриарху эфиопской церкви. Только один монах, специально избранный для хранения реликвии, имеет возможность видеть Ковчег. Но ему строго-настрого запрещено разговаривать с посторонними и даже покидать пределы храма в течение всей жизни. Должность хранителя пожизненная, и он сам назначает своего преемника.
   Надо сказать, что до наших дней в Эфиопии сохранилась и община «фалашей»,  потомков тех самых «первородных евреев», пришедших в Эфиопию вместе с Менеликом. К примеру,  последний император Эфиопии  Хайле Селассие I  причислял себя к династии Соломонидов и почитался  225-м потомком царицы Савской.
     Несмотря на то, что в Аксуме были распространены  и семитское язычество, и  иудаизм,   в 329 году при царе  Эзане государственной религией становится христианство. Свидетельством тому служит  так называемый   камень Эзаны, на котором, подобно знаменитому Розетскому камню, сохранилась памятная надпись на трех языках (эфиопском, сабейском   и греческом).
    Согласно  Новому Завету, христианство принёс в Эфиопию  апостол Филипп, и распространялась христианская вера вполне мирно. Эфиопская православная церковь  изначально подчинялась  Александрийскому  патриархату и сохраняла тесные связи с Коптской церковью.  В связи с многовековой изоляцией и отсутствием сведений о церковных расколах, вероучение и богослужение эфиопской, или абиссинской  церкви остается близким к православию. Современные абиссинцы считают себя единоверцами с греками, русскими и другими православными народами. Хотя  есть у них и обряды, заимствованные из других религий, к примеру, практикуется обрезание младенцев, соблюдаются специфические  законы о принятии пищи. В 1951 году,  впервые за 15 веков, митрополитом (или абуной) эфиопский церкви  был избран  эфиоп Василий, который позднее был возведён в сан Патриарха.  Тем самым была установлена автономия Эфиопской Церкви.
   Однако пора вернуться к обелиску. Как и другие аналогичные стелы, он был  установлен во времена процветания  древнего  Аксумского царства  (III-IV век н.э.) на месте захоронения некой важной особы, может быть даже царя. Это была стилизованная,  24-метровая башня, весом 160 тонн, напоминающая многоэтажный небоскреб. На четырех сторонах его  изображены многочисленные фальшивые двери и окна. Они ведут  в загробное царство, куда ушла похороненная здесь знатная особа. Для живых входы в потустороннее царство были закрыты. Остальная поверхность монумента  покрыта  замысловатым узором, напоминающим заклепки.  А вот верхушка у стелы не пирамидальная, как у обычных египетских обелисков, а  скруглённая наподобие диска, и дополнительно украшенная какими-то металлическими вставками.
   В конце X века на Аксумское царство напала  царица  Гедит (Юдит). Она возглавляла племя фалашей (скитальцев), или евреев, которые после  принятия христианства были изгнаны из Аксума и осели в гористой, труднодоступной местности. Жестокосердная красавица изгнала правителей из рода соломонидов,  завладела троном и царствовала в Эфиопии 40 лет. Ненавидевшая христиан Гедит сжигала христианские храмы, уничтожала памятники. Вероятно тогда был повержен и аксумский обелиск, который рухнув на землю,  разбился на пять кусков.  Так он пролежал до 1937 года, покуда  Муссолини не переправил его в Вечный город.  Там монумент тщательно отреставрировали,    смонтировали на пятистопной базе из травертина. И 20 октября 1937  года,  в  ознаменование 15-летнего юбилея марша фашистов на Рим,  в присутствии короля и Муссолини состоялось открытие памятника. Установили обелиск в начале зеленой аллеи Терм Каракаллы,  на площади Порта Капена,  напротив тогдашнего Министерства колоний (теперь ФАО).  Здесь Аксумский  обелиск простоял  несколько десятилетий.
      В подписанном в 1947 году мирном договоре Италия обещала вернуть обелиск Эфиопии,  и подтвердила это обещание в 1956 и 1997 годах. Но монумент  все продолжал стоять на прежнем месте. 28 мая 2002 года, как раз во время пребывания очередной эфиопской делегации в Риме, в обелиск, для прочности скрепленный изнутри металлическими стержнями,  ударила молния и верхушка его упала на землю. Это было словно знаком свыше. Эфиопское правительство забило тревогу и стало настоятельно требовать исполнения обещаний. Совет министров Италии принял постановление о возвращении обелиска и приступил к его демонтажу. Три громадных куска весом в 48, 65 и 87 тонн перевезли  на временное  хранение  в район аэропорта.
    А вот переправкой  монумента в Африку занимались российские летчики. За четыре рейса на самолете Ан-124 они перевезли в Эфиопию три куска обелиска и дополнительные монтажные устройства. Установкой обелиска  на его исконном месте  занималась итальянская  бригада. Открытие древнего монумента на родине, рядом с другими эфиопскими обелисками и стелой царя Эзамы,  состоялось 12 сентября, в день  празднования  эфиопского 2003 нового года.