Непрощённое покаяние

Магда Кешишева
  Есть вещи, которые прощать нельзя,
  иначе в мире нарушится равновесие.
                \Борис Акунин\

   Так уж устроен мир, что порой мы делимся сокровенным, открываем душу не родным или близким, а совершенно чужому человеку. Впервые встретив его в зале ожидания аэропорта, купе поезда, в гостиничном номере, на отдыхе, мы облегчаем душу своим откровением. Возможно, происходит это потому, что вероятность новой встречи равна нулю, а общих знакомых нет.

   Душевный стриптиз мне не очень импонирует, поэтому "обнажаться" перед малознакомыми людьми - не мой конёк. Но - уж не знаю, почему - люди всегда охотно делятся со мной своими секретами, спрашивают совета, интересуются моим мнением.

   Каждый раз подобные разговоры производят разное впечатление. Одно оказывается интересным, другое удивляет или вызывает сочувствие. Бывало, исповедь поражала, возмущала. Но всегда это были неповторимые истории.
   Одну из них я хотела бы вспомнить в надежде на ваш интерес, дорогие мои читатели. Было это 30 лет назад, но память сохранила каждое слово ТОЙ исповеди.

   Конец ноября. Поезд Тбилиси - Ереван. В вагоне мало народа: по одному - два в купе. Я возвращаюсь из командировки. Вхожу в купе и вижу миловидную женщину в чёрном. Познакомились, разговорились. С дозволенной откровенностью я рассказала о себе, женщина(назовём её Ириной) глубоко вздохнула, как - то грустно улыбнулась и рассказала о себе. Услышанное повергло меня в шок. Прошли годы, но до сих пор я помню почти дословно всё, о чём говорила женщина.
   Ирина ... а, впрочем, лучше предоставить слово ей...

   В Ереване меня встретят муж и младший сын. Мы почти не расстаёмся, но в этот раз я должна была поехать... Мне трудно говорить об этом... Я и мужу не скажу... а вам расскажу... Может быть, немного легче станет... Мы с Эриком жили в одном доме и с детства дружили. Нас даже во дворе дразнили "женихом  невестой"... После школы мы поступили в Университет, продолжали дружить. Постепенно детская дружба  переросла в сильное чувство и, закончив третий курс, мы решили пожениться. Ни для кого это не было сюрпризом, и наши семьи стали готовиться к свадьбе. Выбрали день, составили список гостей, заказали музыку. Мамы обсуждали меню, мужчины закупали вино... А мы с Эриком выбирали свадебное платье...

   Настал долгожданный день... Господи, какие мы были счастливые!.. Свадьба... Всё - цветы, музыка, поздравления, веселье, тосты, пожелания, танцы, песни...  - всё было замечательно. Казалось, счастливы не только мы, но и все присутствующие... Но, как оказалось, счастливы были не все...
   Под утро, когда ушли музыканты и разъехались гости, раздался звонок в дверь.
 - Кто - то что - то забыл, - засмеялся папа.
 - Я открою, - сказал мой старший брат и направился к двери. Открыв её, он остолбенел - на пороге стоял мужчина и придерживал рукой ... гроб. Придя в себя, брат накинулся на него и, если бы не папа и Эрик, он бы спустил с лестницы незванного гостя.

   Оттеснив брата, папа сердито спросил, что всё это значит? Мужчина понял, что его совершенно не ждали... Стою я в свадебном платье, Эрик - в костюме, с цветком в нагрудном кармане, наши родители, нарядные... Достаёт мужчина из кармана какую - то бумажку и молча протягивает папе. Папа грубо вырывает бумажку и читает. А на бумаге - наш адрес и... моё имя...
 - Что это значит?! - кричит папа. - Кто ...кто ...?
 - Извините, пожалуйса, я не виноват. Когда заказывают гроб, имя заказчика не записывают. Пишут имя покойника и его адрес... Я знаю только, что просили доставить ... это ... под утро... Сказали, покойника привезут из деревни.

   А теперь попробуйте представить себе наше состояние. Я плачу, маму и бабулю приводят в себя валерьянкой, мужчины ходят взад - перёд, хватаются за головы, стучат по столу кулаками... Мы с Эриком в прострации: кто, кого винить? Говорить о мести, ревности - абсурд. Но, так или иначе, настроение у всех было испорчено.

   Прошло время, переехали мы в Ереван, родились у нас два сына. В семье всё было хорошо. И вот неделю назад позвонила мама и сказала, что её сестра, моя тётя, при смерти и хочет меня видеть. Я знала, что тётя давно болеет. Конечно, быстро  собралась и поехала. Прямо с вокзала поехала на квартиру тёти. Здесь были и мама с папой, и брат с женой. Поздоровалась, обняла всех и прошла в комнату тёти. У кровати, согнувшись и прижимая к глазам платок, сидела её дочь Анна...

   Вид у больной был ужасный: она была очень худая, бледная, и тыжело дышала. Я подошла к кровати ... села на край и взяла руку тёти. Она сморщилась и слёзы потекли но щекам. Сердце сжалось от боли - умирал родной человек... И тут мимикой   
тётя попросила дочь выйти. Анна поднялась и медленно вышла, а тётя тяжело вздохнула и тихо сказала:
 - Я должна ... сказать тебе ... признаться ... выслушай меня... По ... мнишь ... свою ... свадьбу?... Тот гроб ... послала я... и с того дня ... мне нет ... покоя... А моя Аничка ... так и не вышла замуж... Бог наказал её ... за мой грех... Я всю жизнь ... мучаюсь, ... я не могу ... уйти,... ты должна ... меня простить... Скажи, ... скажи, что ты ... прощаешь меня,... не молчи...

   Тётя вся тряслась, слёзы лились по морщинистым щекам, а рука из последних сил сжимала мою кисть. Я осторожно высвободила руку, встала и молча вышла. Кто - то осудит меня, но я не могла поступить иначе.
   Когда я вышла из комнаты, мама обняла меня, по - своему истолковав мои слёзы и потерянный вид.
   Ночью тётя умерла и унесла с собой своё непрощённое покаяние.

 - Скажите, как  вы считаете: правильно я поступила? Знаете, столько лет прошло, а я нет - нет и вспомню ТОТ день, пытаясь найти ответ на этот вопрос... А как бы вы поступили?
 - Я бы тоже не простила, - после короткого молчания ответила я. - Жестоко? Да. Не по - христиански? Безусловно. Но простить можно далеко не всё... И не случайно ваша тётя всю жизнь страдала... Она понимала тяжесть своей вины, и, хотя просила прощения, сама себе она не простила ТОГО греха.