Казак становился воином с рождения

Новосельцев Григорий Петрович
Казак становился воином с рождения. С самих пеленок приобщался к казачьему укладу жизни. К укладу жизни православного воина. И с молоком матери он впитывал Дух Казацкий и является таковым, от макушки до пяток. От рождения и до смерти.
Воспитание.

     Очень серьезная и глубинная тема - это воспитание. Воспитание наших детей.

     Остановись прямо сейчас, отложи книгу и задай себе вопрос: «Что такое воспитание?». Как ты его понимаешь? Отложи книгу, ответь на этот вопрос в полной мере (на бумаге), а после вернись в книгу и увидь весь смысл сущего, что скрывается в этом слове.

     Говоря о воспитании, многие люди воспринимают его как некую тяжбу, поучение или наущение. Однажды я услышал такую фразу: «Воспитание - это вдалбливание в голову ребенка своих понятий и законов взрослой жизни». Представляешь, вдалбливание. И это еще не худший случай. Кто-то говорит, что: «Воспитание - это значит наказывать за проступки», кто-то говорит: «Воспитание - это значит запреты и ограничения, которые должны быть, чтобы ребенок вырос нормальным правильным человеком». Что значит «правильным», конечно, неизвестно.

      А я скажу по-другому, что воспитание - это прямая передача от сердца к сердцу навыков, знаний и понятий о мировоззрении и мироустройстве. Под словом мироустройство, я понимаю не молекулярный состав вещества, клеток, макрокосмоса или ДНК, а мироустройство сущего бытия. Бытия, которое строится на духовных и морально нравственных постулатах. Вот что такое есть истинное воспитание.

    То есть воспитание - это не багаж знаний по математике, физике, литературе и иностранному языку, воспитание - это огромный целостный духовный мир мировоззренческих понятий, прямо переданный от сердца к сердцу. Есть такая поговорка: «Кузнец воспитает кузнеца, а подлец воспитает подлеца». А почему? А потому, что кузнец живет своим делом, кузня - это дело его души, его сердца, и он воспитает именно кузнеца, то есть передаст свое знание от сердца к сердцу напрямую. А подлец - это есть суть подлой человеческой сущности, и она живет в его сердце и поэтому он, чтобы не рассказывал, чтобы не показывал, чему бы не поучал, он воспитает именно подлеца. Какому бы делу он не обучал ребенка, он воспитает именно подлеца.

     А посему: каков ты - таковы и дети твои. Запомни и пойми одно: дети - есть твое полное отражение, отражение твоей внутренней сущности. Дети не слушают внешнее проявление, они не слушают слов, они не слушают нравоучения, они берут саму внутреннюю суть.

***

     А теперь я разберу фундаментализм слова воспитание и суть его понятия.

    Вос-становление здания.

    Воз-рождение традиций.

    Вос-сияло солнышко.

    Вос-прял духом.

    Вос-питание Казака.

     Приставка «вос» или «воз» обозначает вновь, возврат, возобновление утраченного.

     Восстановление здания предполагает, что некогда оно было разрушено, либо частично приведено в негодность. Восстановить - вновь выстроить, построить, вернуть становление, то есть первозданный вид стана.

     Возрождение традиций - это значит дать или подарить ранее жившей традиции новую жизнь, новое рождение, с полной идентичностью былого. С полным повторением сути и внешней формы. Возродить - вновь родить.

     Воссияло солнышко - вышедшее из-за тучи или вновь вышедшее из-за горизонта солнышко. Снова (вновь) показало свой лик, свои лучики и воссияло добром. Воссиять - вновь обрести сияние, вновь засветить.

    Воспрял духом - человек некогда впавший в уныние, угнетенный, обиженный, упавший, напуганный, вновь обретает дух воина. Вновь обретает крепость духа, уверенность, силу воли, характер, восстает с колен. Воспрять - вновь стать прямо, вернуть ось, стержень, вновь войти в дух воина.

    Воспитание - ребенок некогда оставленный без питания духа, без родительского Права, морали, нравственности, без понятий о добре и зле, без фундамента мировоззрения и веры, вновь обретает это. Обретает питание духа и души. Восстанавливает питание, восполняет его, возобновляет питание, возвращает. Вновь питается.

     Воспитывать - вновь подарить питание, возобновить питание. Питание для будущего роста и становления его как человека, в данном случае как Казака или Казачки.

     Без питания любое семя со временем погибает. И только тогда когда семя (зерно, ядро) помещено в благоприятные условия, воссоздано питание, возвращено питание напрямую из души в душу (как в утробе матери), семя способно расти и развиваться. И естественно так и только так оно принесет достойные плоды и подарит жизнь будущему поколению.

     Покуда зерно лежит в амбаре, оно не способно прорасти, созреть и дать потомство. И только в том случае если оно помещено в благодатную, заранее подготовленную почву (вспаханную, лущеную, напитанную дождевой водой), оно прорастет и одно семя подарит десять.

     Так и с детьми.

    Задача родителя создать благоприятную почву, восстановить питание своему семени. Возвернуть питание напрямую из души в душу. В добре и благости, в понимании, осознанности и трезвомыслии. И только собственным примером. Собственной душой и духом.

    А уж если мы говорим о воспитании Казачат, то во-первых самому быть Казаком в Духе своем, а во-вторых создать условия для взращивания, роста и развития Казака!

 

 

Воинское воспитание Казачат

 

Казаком мало родиться, им нужно стать.

Казаком мало стать им нужно быть.

Казаком мало быть им нужно умереть.

 

    Казаки учились ходить и держать в руках оружие одновременно. Казаки это те люди, которые могли воевать и на суше и на море, в степи, лесу, горах и пустыне. Говоря сегодняшним языком - универсальные солдаты, подготовленные ко всему.



    Что касается ведения боевых действий в море, то каждый казак это готовый диверсант, боевой пловец. Способный подплыть, поднырнуть, подорвать, проникнуть на корабли, организовать диверсию и так же без шумно скрыться. Чего только стоит один бытийный факт, о походе Степана Разина за зипунами. В ходе которого, состоялось величайшее по тем временам морское сражение, в котором Казаки Разина победили крупнейшую Персидскую армаду. Это сражение получило название Бой у свинячьего острова. Войско Разина насчитывало около 1200 человек, тогда как Персидское в 7000. У казаков было 30 низкобортных речных стругов (корабликов), а у Персов 70 сандалов (крупные военно-морские корабли). Из вооружения Казаки имели 20 малых и 20 средних, переносных пушек. А У персов была целая артиллерия, кроме того лучники.

     Не числом, а умением. Благодаря тому, что Казаки были обучены с детства. Умели плавать, нападать и драться на воде и под водой они применили жесточайшую тактику штурмового боя. Не оставляя при этом противнику, ни единого шанса на отступление. Казаки заманили противника в море, подальше от берега, с тем расчетом, чтобы даже бежавшие вплавь не добрались до суши. Действовали как актеры, изображая жертву и отступая. Затем молниеносно развернулись в Лаву и пошли на штурм. Искусное владение навыками абордажных боев сделало свое дело, в ход пошли шесты с кошками, крючья, зажигательные смеси. Казаки «ходили» по воде как по суше. Подожгли и потопили главный корабль Махмед-хана, тем самым деморализовали войско. Сам Махмед бежал на трех кораблях, остальные же были потоплены и сожжены. Все подробности этого сражения ты можешь прочесть из других источников, а я подведу небольшой итог. Из семидесяти сандалов осталось три. Из семи тысяч Персидских воинов, в отрытом бою, от казачьих шашек погибло две с половиной тысячи, остальные утонули или сгорели вместе с кораблями. Менее четырех сот человек спаслись бегством на трех кораблях. В этом сражении потери Казаков составили 50 чел ранеными! А за все время похода за зипунами, который продолжался 2 года, потери составили около 200 человек. Два года на море, и в шторм и в штиль и в мороз и зной. Два года непрерывной войны на маленьких речных стругах.

    Слава Богу, что мы Казаки!

    А что если я вспомню Азовское сидение? Величайшее побоище, силы в котором были чудовищно неравны. Семь тысяч Казаков, включая женщин и стариков, и почти 300 тысяч янычар. Лучших турецких воинов совместно с наемниками сов сего света. Но, как и прежде победа была за Казаками.

    А сколько еще таких сражений, а сколько еще таких событий. И все как один они указываю нам на то, что Казаки это не чернь, не крестьянское восстание, а настоящие войны. Спецы, асы своего дела. Как говорится в современности, элита, спецназ.

***

     Казак это Воин, по-особому подготовленный с самого рождения.

     В день рождения сына, батя (или крестный) шел к кузнецу и заказывал добротный нож или кинжал. Сам принимал участия в его ковке. Это и был первый и главный подарок сыну. Да не подарок, а принадлежность к родству. «Казак всегда с оружием»! - так дед говорил. «Не шашка о мать родная».

     Нож ложился в люльку, вначале под простынку, опосля и рядом. Он с пеленок знал, что он воин, защитник. Нож ему становился как родной, как третья рука. Рос малец, дух его и дух оружия тоже. «Кода нож твой, он как живой играить в руке и сам находить цель. И попробуй яво забери».



     С измальства, хлопчик тренировался с ножом, метать, резать, колоть. После дядька (или дед) делал ему шашку из дерева, лук со стрелами, рогатку, пику. И тот в игре побеждал невидимых врагов Отечества.

     Обучение с детства было в виде игры. Разнообразные игры развивали предчувствие, смекалку, выносливость, чуйку, способность ориентироваться, добыть пишу, взять в плен, связать. Все эти навыки приучали Казаченка с детства быть охотником (впоследствии появилось название разведчик). Сначала охотником на зверей, затем охотником на людей. Настоящим воином.

     Вся жизнь казачка с самого рождения была окутана воинским духом. Шашка на стене, Казачья справа (одежда), дедовский мундир, кресты, погоны, ружья, наганы, красный уголок с иконами. Дядькины рассказы, дедовы байки. Сказки, песни о Славных Казаках и Атаманах. Хлопец, впитывал, впитывал, как губка саму суть духа Казацкого.

      Казачата с рождения, надевали на себя образ и жил в нем. Образ Казака. Вся жизнь Казачья - образ. Это уклад его жизни, атрибутика, манера поведения, внешний вид, характер, мировоззрение.

     С самого детства Казак приобщался к своему роду, казачьему роду, к воинскому роду. С рождения Казачек  погружался в особый мир, в особый образ, в мир и образ Казачьего Духа. И с самого детства, сызмальства, буквально с рождения он знал, какого рода-племени и к чему он принадлежит. И кто он в жизни и кем ему надлежит стать.

     Для сравнения спроси у современного 10-ти летнего мальчика, кто он? Вот то-то же.

***

     Конечно, к большому моему сожалению, о сегодняшнем дне говорить, не приходится. В современности ребенок погружается абсолютно в другую среду. И не то, что в казачью, а даже русского мало найдешь в домах современных людей. Евроремонт, китайские поделки, фотографии в американских рамках, Санта Клаус, все по фэн-шую. Буквально каждый праздник, который отмечается, он уже имеет европейский характер. Одежда, утварь, приборы, практически все, что имеем в своих домах и близко не относится к Русской, а уж тем более к Казачьей  культуре. Утварь, различные журналы, книги, косметика, бытовая техника, все от иностранных производителей. Все надписи  на иностранном языке. То есть все свое, все, что было наше, свое и коренное, мы растеряли. Прискорбно...

     А вот теперь проведем две параллели. Рассмотрим мир, когда ребенок с детства погружается в традицию и другой мир - когда он погружается с детства в мир чуждой ему традиции, я бы даже сказал, анти-традиции. В интернациональный, смешанный мир, похожий на помойку, где все навалено в кучу, и не разберешь, что это вообще такое есть. Одним словом помойка, мусорная яма вселенских отходов. Отступая от традиции, мы отступаем от своих корней. Если ребенок оторван от корней и отступил от традиции - он уже обрезан, его древо упало. А теперь вспомни статью о Силе Рода, если нет корней, то не будет и верхушки, то не будет и точки роста, которая тянет все дерево вверх. Оно будет лежать, и на нем будет расти мох.

     Воинский дух закладывается с самого детства, с рождения. Конечно же, врожденный характер, генетические особенности, наследственность - это очень большой фактор, который влияет на это, но даже все эти факторы не устоят перед правильным воспитанием.

     Если же ребеночек взят со стороны и по крови не является Казаком, допустим вышедший из какой-то другой национальности, это не беда. Погрузившись в казачий мир, в казачий уклад, он становится таковым. Частичка его духа начинает перестраиваться, вся его генетика перестраивается на необходимый лад. И таких примеров воспитания в казачьей жизни было очень много. Раньше было так, любой приехавший на казачий присуд (землю), казаком не являлся, если он жил по-казачьи и воплощал в себе образ казака, он становился Приписным. А вот его дети, выросшие в этой среде, уже могли стать Казаками. И нести эту Славу на своих плечах.

    С самого рождения казачек чувствовал свою принадлежность к определенному роду. Когда у малого резался первый зуб, ему давали попробовать на зуб пулю или стрелу (в более древние времена).

    Когда казачонку исполнялось три годика, совершался священный воинский ритуал - «Посажение на коня». Боевого коня наряжали во всю походную сбрую, а мальчонка в парадную справу, с оружием наперевес. Крестный с отцом и дедами сажали малого на коня и водили его под уздцы, по базу. Вся родня пела песню «Конь боевой с походным вьюком...». Грустная песня переходила в веселую, затем пускались в пляс, стреляли в воздух и кричали - Любо Казаку! Это был особый ритуал приобщения малого к Казачьему Роду. Батя, наказывал казачонку стать и быть настоящим Казаком. Деды говорили так: «Казаком мало родиться, им нужно стать. Казаком мало стать им нужно быть. Казаком мало быть им нужно умереть».

     Почему три года? Да потому что в этом возрасте формируется сознание Я, появляется осознанность. Мы мало что помним из детства до 4 лет, а если помним, то самые яркие моменты. Посажение на коня, это добрая, светлая и яркая память, об этом дне казачек будет помнить всю жизнь. И самое главное, что именно там, в малом возрасте он принимает первое осознанное решение, решение быть Казаком!

***

     А как же девки? А с девками все точно так же, только совсем наоборот.

     Когда девочке исполнялось три года, в курене собиралась вся родня и все подруги матери. Весь мужской состав покидал жилище, и в доме оставались одни бабы. Они по-особому наряжались, одевались в яркие цвета, украшали курень лентами, платками, венками. Затем во всей «походной справе» месили тесто, пекли пироги, вышивали кукол, пели песни, гутарили о любви, о замужестве, о материнстве. Малая девчушка принимала участие во всех процедурах, ей давали месить, шить, заплетать косу. Она сама готовила «Батькину кутю» (кашу для отца), кутя была разносольная, с добавление всего, что ни есть в доме, и соли, и перцу, и горчицы. По окончании дня, батя должен был съесть угощение, причем, чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает дочь во взрослой жизни. Все в символичной форме, шутливо, но по-взрослому. Самое главное, в этом ритуале то, что девочке показывали пример материнства, пример женского начала, чего-то доброго, светлого и родного, что зовется главным словом в жизни каждого - МАМА.



     Казак прежде всего должен стать воином, а казачка - матерью. У мальчика свой ритуал у девочки свой. Но и тот и другой, подводит их к главному решению, решению быть и жить по-казачьи.

***

    С трех лет детей брали на церковные службы. Служба приобщает не только к вере и дает духовное начало, но и дисциплинирует. Для ребенка очень сложно отстоять три или четыре часа и не сотворить пакость. С самого детства малого казачонка приучали к воинской дисциплине, к самоконтролю, к самоорганизации. И Церковная служба лучший помощник. Служба это твердое Право. Впоследствии, когда Казак вырастал, он с трепетом и большим уважением относился к Богу, Церкви и своему Роду. Потому как любовь и служение этим незыблемым ценностям прививались с раннего детства.

***

     В дальнейшем, когда хлопец вырастал, с 6-7 летнего возраста он переходил на мужскую половину куреня. Где жил со своими старшими братьями, дядьками и дедами. Приобщался к тем разговорам, которые они гутарили. Старшие обращались с ним как с ровесником, давали ему играть с оружием. Деды учили его всяким премудростям, как силки, ловушки делать, на воробьев охотиться, стрелять. Делали ему деревянные шашки, карабины, лук со стрелами. Для малого это был новый жизненный рубеж, и черта самоопределения, за которой была полная осознанность к себя как мужчины, как воина. А вместе с этим, в воспитании начинали преобладать духовные и моральные ценности, понятия о чести, о мужестве, о доблести Казачьей. И уже не шаткие, а конкретные понятия о сути Права и его обретении. Теперь уж дядьки напрямую вкладывали в него дух Казачий и требовали отзывчивости.

     Малой обретал Право хозяина, Право мужчины, Право воина. Вообще традиция передачи и обретения Права была очень крепка, и являлась основой Казачьего духа, того духа, который отличал его от прочего люда.

***

     Право на жену - в день свадьбы, после всех испытаний и выкупа невесты (традиция выкупа была не везде), жених преподносил отцу невесты символический подарок, допустим фуражку или папаху и передавал Право. Отец невесты принимал из его рук нагайку, и бросал под ноги, жених поднимал ее с полу и вновь передавал в руки. После чего становился, опершись двумя руками на стол. И выгибал спину колесом (подставлял под удар). Отец невесты протягивал жениха три раза с напутственными словами, о том, чтоб любил, берег, воспитывал, заботился, содержал, а главное помнил, как досталась и дорожил ей. После чего жених благодарил за Науку, а отец возвращал ему нагайку со словами - Твое Право. И с этого момента он имел на жену полное Право. Право, Править по чести и совести.



     Право на старшего - раньше переезды из одного населенного пункта в другой были очень долгими, и приходилось где то искать ночлег, оставаться на постой. Люди были раньше доброжелательными и всегда радовались гостям. А уж тем более, если здоровкаится по-нашему и в хату входить по-нашему. Так вот когда хозяин дома пускал на ночлег гостей, он всегда спрашивал кто старший? Если старшего не было он должен был быть назначен моментально. Если старшего нет, то это сброд, стадо. Значит ответственности в них нет, самоорганизации нет, осознанности нет, значит задуматься надо, пускать их на порог али нет. После определения старшего хозяин кидал ему под ноги нагайку, старший в группе поднимал ее и передавал в руки хозяину. Если он этого не делал, если уровень его гордыни не позволял принять Право хозяина, то хозяин дома прощался с такими гостями. Естественно, кому хочется иметь незваных гостей, да еще таких которые не имеют чести и морали. В том случае если постоялец принимал Право, хозяин протягивал его вдоль спины и наставлял, говоря о порядке, о нормах поведения и о том, что в случае неправомерных действие хотя бы одного из них, спрос будет с него и очень жесткий. В случае нарушений, старшего можно было выпороть, если сил у хозяина маловато, то на помощь могли прийти хуторяне, соседи. А если гости бунтовали или дебоширили, их можно было застрелить как псов поганых и на это хозяин дома имел полное Право.

 

    Так же право на старшинство, Батя (хозяин куреня) передавал старшему сыну или старшему мужчине в случае своего отъезда или долговременного отсутствия. Дабы он Правил и держал семью.

    Про право Атамана ты уже знаешь. Да и не только эти примеры можно привести, традиция передачи Права прослеживается во всем. Но не сама плеть важна, хотя это могучий символ, важны слова, важно наставление, важен наКаз, то есть то, что говорится и вкладывается в душу батей, во время правки. Слово всегда подкреплялось делом, а дела всегда подкреплялись словом. Именно в этой стихии, где и рассказ, и показ, и практика и жил казачок. Слухал, на ус мотал, глядел и себе повторял.

***

   Много слухал баек и небылиц, о наших многих умениях. Изредка,  Батя брал его с собой на посиделки, где он слушал взрослые разговоры. Когда байки травит незнакомый дядька это вдвойне интереснее. Он слухал, на ус наматывал, рассказы о былых сражениях, о былых подвигах, воинах, великих Атаманах, и в его уме, в его сознании созревало семя, созревал образ. А главное появлялось желание стать таковым и с гордостью нести честь и славу Казака на своих плечах.

    Слава Богу, что мы Казаки!



     Сегодня, нам ни в коем случае не нужно отступать от традиций. Отступим от традиции - потеряем себя, потеряем род свой, потеряем народ свой. И, как следствие, рухнет государство, потому как исчезнет государство-образующий народ и та платформа, на которой, держится наше Отечество. Отступление от традиций крайне опасно для государства.

     Нам, Казакам, нужно пристально следить за воспитанием своих детей и понимать выше изложенные вещи. Дабы не дать наших детей на съедение бесовской силе, которая оболванивает наш народ, используя средства массовой дебилизации. Псевдо культура, больное прозападное общество, врываются в наш мир и пытаются разрушить его изнутри. Пора с этим покончит, пока не поздно.

     Нужно хранить свое, свою родовину, свою кровиночку, свой отчий исток и передавать его в своих детях, в будущих поколениях. Сделать это очень просто - просто будь Казаком. Воплоти в себе Образ Казака. Просто будь с детьми. Рассказывай, показывай своим личным примером, сам имей в душе своей и честь, и мужество, и веру, и тогда и дети твои обретут Отечество. Все очень просто. (Выдержки из книги "Казачья Наука").