Театр
Что это за странная и загадочная страна – театр? Что за искусство? Манящее праздником и тайной, знавшее за столетия своей истории столько преданности и энтузиазма создателей и столько любви и преданности зрителей?..
Вечер. Манит огнями фонарей и сияньем люстр высокое красивое здание, торопливо и звонко стучат по тротуару каблучки, взволнованны голоса, и настроение приподнятое…
Гродненский драматический театр в открылся в октябре 1947 года в старинном здании, построенном в конце 18 века. Послевоенная труппа проработала на его сцене около сорока лет. Первым режиссёром был Николай Ковязин, а первыми актёрами - выпускники московских театральных вузов. Премьерным спектаклем стала пьеса "Правда хорошо, а счастье лучше" Александра Островского.
Городские театралы хорошо помнят времена расцвета труппы и репертуарного разнообразия, когда коллектив возглавляли Александр Струнин и Владимир Короткевич (тёзка известного белорусского писателя). Десятки зрелых актёров получили тогда звание заслуженных артистов республики. Нынче провинциальных актеров так не балуют, и заслуженных в гродненской труппе можно пересчитать по пальцам. О своих проблемах они предпочитают говорить с иронией, и в праздничных капустниках обыгрывают вечные темы - невостребованности стареющей примы, жаждущей главных ролей, и страданий молодого актера, которому предстоит полжизни добиваться роли своего ровесника Гамлета.
Зато уже сорок лет театр работает на сцене нового и просторного здания театра, возведённого на крутом берегу Немана. В нынешнем репертуаре есть всё: классика, белорусская драматургия, пьесы современных иностранных авторов, много комедий.
Но давайте вместе войдём внутрь.
- Ваши билетики, пожалуйста…
Ну да, театр начинается даже не с вешалки, а с контролёра. Знакомьтесь: старейший работник драмтеатра Мария Александровна Жук. Со школьных времён нас регулярно водили в театр, и двух женщин, стоявших на контроле и в старом здании, и в новом, мы знали в лицо не хуже актёров.
- Поначалу я работала в парикмахерском цеху, - поясняет Мария Александровна, - а выйдя на пенсию, осталась здесь контролёром.
- За время вашей работы театр пережил этапы как подъёма, так и снижения интереса у публики. Какой период запомнился вам особенно?
- Пожалуй, время, когда работал Александр Петрович Струнин. Спектакли были очень хорошие: «Порт-Артур», «Я присягал Родине», «Мораль пани Дульской», «Три товарища».
- И вы наверняка помните актёров того времени?
- Хорошо помню Юрия Сидорова, Якова Николаевича Кимберга, народного артиста БССР, Гречинского, заслуженного артиста, Шашкину, Николаева, заслуженную артистку Ковязину, народного артиста Корноухова, который потом работал в Москве. Кто-то в Минск уезжал, все – в большие города.
А сразу после войны на нашей сцене работала труппа Русского театра из Минска с главным режиссёром Орловым. И только в конце 1947 – начале 1948 к нам приехала труппа из Бобруйска, которая и осталась здесь. В её составе был мой будущий муж Михаил Жук. Он заведовал труппой, был помощником режиссёра, но и на сцену выходил как актёр. Как приходил в театр утром, так только ночью уходил. Мы поженились, родилась дочь…
- Вы не хотели, чтобы она стала актрисой, ведь выросла в театре?
- Она сама не захотела. Поступила в пединститут, работала учительницей в райцентре.
***
И вот мы уже в нарядном, сияющем гирляндами хрустальных люстр фойе. Ещё несколько шагов – и можем заглянуть в зрительный зал: пустой, молчащий, с непроницаемым и всё равно влекущим к себе занавесом.
Но прежде, чем идти в зал, задумаемся: кто же творит для нас ежедневное театральное чудо? Кто эти люди: режиссёры, актёры, художники, мастера других, невидимых, но необходимых театру профессий?
Итак, режиссёр берёт в руки новую пьесу. Он вчитывается в неё, вживается. Драматург обозначил её жанр: лирическая драма. Но у режиссёра свой жизненный опыт, свои взгляды, своя позиция. Он наверняка пропустит содержание пьесы через себя. Представит героев спектакля в облике своих актёров. И начнётся самое главное – работа с ними.
Известный советский режиссёр Анатолий Эфрос вспоминал, что первые репетиции в Центральном детском театре в Москве были для него мукой. Он должен был опять идти к этим ужасным людям – актёрам. А они, опытные, столичные, известные, не принимали недавнего студента ГИТИСа. Спустя годы Эфрос говорил: «Репетиция – любовь моя».
***
Актёр – главная, неотъемлемая ценность театра. Его искусство особенное. Если хотите, штучное. Двух одинаковых актёров просто не бывает. Если у скульптора есть камень и резец, у художника – холст и краски, то у актёра материал для самовыражения только он сам, его душа, его тело. Он сразу и творец, и материал для творчества, который лепит образ из того, что кроется внутри. Причём и на репетициях, и на спектаклях эта невидимая работа совершается публично.
Сложно… Трудно. Но они любят свою профессию. Вот что говорил мне об этом актёр Гродненского драмтеатра Валерий Смирнов.
- Вы уже 18 лет в нашем театре. Не разочаровались в профессии?
- Нет, наоборот: я понял, что это и есть моё призвание. Хочется играть как можно больше. В месяц мы выпускаем по два новых спектакля. Это немало. Сейчас работаем над спектаклем «Выбор», застольный период, у меня роль художника Комицына, интересный образ. Буквально на днях выходим на площадку.
- А какой из периодов подготовки спектакля наиболее сложный и трудоёмкий?
- Самый сложный – застольный, когда нужно согласовать с партнёрами и режиссёром, о чём спектакль, как играть. Но это очень интересный процесс, самый творческий, психологический. А спектакль – это уже результат.
- Ваше отношение к герою уже начинает складываться?
- Конечно. Художники бывают разные, а этот – скорее администратор.
- То есть?..
- В юношеские годы он имел возможность стать хорошим художником, но избрал другой путь – более удобный, лёгкий. У него есть звания, регалии, а главное – призвание художника и мастерство - он утерял. К 40 годам задумался над этим, пытается вернуться к творчеству, но прошлое не вернёшь, талант угас.
- Грустно…
Тут раздаётся осторожный стук, дверь гримёрки приоткрывается. На пороге прима театра Елена Гайдулис, с которой мы как-то вместе вели музыкальный радиоэфир. Она не только красавица, но ещё и классно поёт, и пошутить любит.
- Елена Андреевна, расскажите что-нибудь забавное из жизни актёрской братии…
- Надо подумать… Вспомнила. Был у нас такой актёр – Кузнецов. Мы очень его любили именно за весёлость и смешливость. И вот однажды, возвращаясь с выездного спектакля из какой-то тьмутаракани, попали под жуткий ливень. Дорога непроходимая, наш «пазик» застрял, а трактор, который его тащил, перевернулся!.. Кругом лес, вылезть из автобуса практически невозможно, и всё-таки администратор отправился за другим трактором! И когда нервы у всех уже были на пределе, и люди готовы были бросаться друг на друга в поисках виновных, Кузнецов принялся имитировать голоса зверей, птиц, травил анекдоты - и мы так хохотали, что забыли, где и в какой ситуации находимся, что с утра на ногах и неизвестно, когда доберёмся в тепло…
***
Мало кто знает, но когда идут генеральные репетиции только родившегося спектакля, в тёмный зрительный зал выходят люди в рабочих костюмах: декораторы, бутафоры, костюмеры, театральные портные. С не меньшим, чем у актёров и режиссёра, волнением, ждут они поднятия занавеса… Сегодня и их экзамен, их праздник, итог общего труда.
Вот что рассказывает о своём вкладе в создание спектаклей Олег Третьяков, заведующий бутафорским цехом театра.
- Наша последняя работа – спектакль «Он и она» для малой сцены. Какую делали бутафорию? Маску индейца, парусник, оформление бара, веночек для актрисы.
- Я видела этот спектакль. А что-нибудь необычное делали – такое, что требует смекалки, находчивости?
- В «Весёлом портняжке» летали мухи, золотой гусь, и каша из горшка вылезала и назад пряталась. Всё крепилось на лесках, которые за сценой тянули. Крылья – на резиночках, а гусь летал на тросике-невидимке.
- И кто придумывал всю эту механику?
- Самому надо было придумать. Не за один день, бывало. Не сразу всё приходит в голову. И по дороге на работу думаешь, и дома. Есть специальная литература – читаешь. А то в музей идёшь смотришь, если что-то из истории фигурирует, из давнего времени. Если оружие современное, обращаешься в воинскую часть.
***
Ну а что думают о нашем театре сами зрители? В антракте я спросила об этом у двух дам, оказавшихся сёстрами.
Зинаида Филимоновна Юдина:
- Я приехала сюда в гости к сестре, а живу в Москве, работала в проектном институте, сейчас на пенсии. Сестра решила показать вашу достопримечательность, мы даже поинтересовались, кто проектировал это здание, потому что у меня зять архитектор, и, вернувшись, я доложу ему, какой у вас красивый театр… Выбрали спектакль «Ретро», который здесь популярен, и, знаете, получили удовольствие.
Валентина Филимоновна Беликова:
- Когда я работала, то заведовала детским садом в военном городке. В новом здании театра уже не первый раз. Пошли на «Ретро», чтобы сравнить с игрой московских актёров. Там мы смотрели этот спектакль с участием Лебедева. Тема злободневная: неустроенность стариков, одиночество, то, что молодёжь неправильно относится и к жизни, и к своим старикам…
Звенит звонок, приглашая нас в зрительный зал. Ещё секунда – и подымется занавес…
--------------------------------
Фото автора.