Жрец 9

Дориан Грей
9.

Женщины в Храме были. Женщин в Храме было много. В первые месяцы тяжелого духовного и физического становления Неофит не имел ни времени, ни желания задумываться о присутствии женщин, а также об их роли за «пологом Гекаты». Надев сутану Жреца, он получил возможность постигать иные смыслы, а значит, задавать иные вопросы. Вопросов было много, наличие в Последнем Храме женщин, их роль были одними из первых. Ответы он получил через голову Наставника, сразу же от Гелертера. Вернее, Гелертер сам подвел к обсуждению женского присутствия в Храме на одной из совместных прогулок по ущельям.
Случилось это так.
Новоявленный Жрец – то ли по совету Наставника, то ли по внутреннему зову – выбрал себе площадку для занятий у подножия изваяния Деметры. Так называл он это воплощение природной силы для внутренней простоты. Безусловно, Жрец знал множество имен, которыми древние в разных локациях тогда еще большого мира и у разных тогда еще многочисленных народов обозначали суть этого могучего, но спящего до нужной поры божества. Собственно, само имя Деметры включало две составляющих: «де» - «земля» и «ментро» - «мать». Мать Земля.
А поскольку земля для человека всегда была не просто почвой, а и родительницей, и кормилицей, и опорой, и надежным убежищем, и последним прибежищем, то невозможно не чувствовать самоё силу земли – это чуть ли не одно из созидательных свойств человека как представителя своего вида. Можно ли называть человеком того, кто не чувствует силу Земли?
И силу эту величали все, везде, часто и по-разному. Земля и дарует жизнь, и продолжает-поддерживает, и отбирает ее. В земле – все наши смыслы.
Для одних Земля – Мать, Туран. Человек всегда с почтением и благодарностью склонял голову перед той, кто даровал ему жизнь.
Перед тем, как плод появится на свет, его нужно выносить, отдать ему часть своих сил. Церера – «носительница плода».
Кто породил, тот и судит. Судьей, Юноной, величали Землю-Женщину.
Осудившая может и покарать. И карает. Финал один, и там будет ждать человека Сыра Земля, или Подземная Госпожа - Эрешкигаль.
Но Земля и охранит, защитит от бед – Герой защитницей, хранительницей, станет она для человека.
Всегда, всегда ощущали древние в Земле-Женщине ее ни с чем не сравнимую первобытную мощь, Шакти.
Землю-Женщину возводили на вышний, золотой трон и отождествляли с самим этим троном – Исидой.
Женщина может пылать в гневе, но может и целить раны, нести по живительным волнам. Ардви, влагой, или Афродитой, пеной, называли ее.
Как постичь все женские смыслы? Как объять разумом, что находится вне пределов и законов человеческого разума? Адити, бесконечностью называли Землю-Женщину.
Ал-Лат, госпожа, повелительница говорили о ней.
Гея, Земля, породила не только человека, но и весь мир. Матерью Мира, Джаганмантри, Пачамама называли ее.
Возможна ли Земля без Неба? Землю и Небо объединяли воедино, называя Женщину Хатхор, домом Гора, Небом.
Возможен ли свет без тьмы? Темную сторону Женщины-Земли чувствовали и признавали древние, говоря: Деви, Женщина-Дэв.
Аматэрасу-Солнце, Селена-Луна, Аврора-Звезда – все это она, Земля, Женщина-Богиня.
Что ты хочешь увидеть в женщине? Кто она для тебя? Будешь ли ты ее беречься или беречь? Убережет ли она тебя или погубит? Накажет или помилует? Как чувствуешь ее силу? Чего ждешь, то и получишь. От Земли. От Матери. От Дочери. От Женщины. От Природы. Только не говори, что ничего не чувствуешь – Деметра этого не прощает.
Теперь даже занятия с кадуцеем, физические упражнения, проводил Жрец не на площадке Ареса, а на площадке Деметры. Здесь же и вел он одинокие разговоры с самим собой, по шагу, по ступеньке ища пути к богам, к силам, к состояниям Природы. Здесь искал он вехи, малейшие указатели, распутные камни, блуждал по перекресткам, лабиринтам и, находя, по его мнению, правильное направление, ускорял шаги, бежал к цели.
Жрец любил одиночество, в парах и группах работал редко, но зато отдавался делу с полной увлеченностью. Вот и в этот раз не сразу заметил, что за его занятиями наблюдают. Или Гелертер просто умел быть незаметным до тех пор, пока сам не хотел, чтобы его заметили.
- Выбрала тебя? – Гелертер, высоко вздернув острый подбородок, смотрел, казалось, в глаза богини.
- Или я ее.
Жрец тяжело дышал после упражнений, говорить было непросто.
- Нет разницы, - улыбнулся Гелертер. – Пройдемся?
Они неспешно двинулись по ущелью – мимо величественных статуй и небольших статуэток, мимо келий служителей, площадок для занятий, мимо пещерных сводов и узких ответвлений, что уводили в многочисленные неведомые укромные уголки Последнего Храма. Навстречу попадались Жрецы, женщины, поклонами здоровались с Верховным Жрецом и его спутником. Однажды даже прокосолапил огромный рыбовед. Жрец никак не мог привыкнуть к присутствию этих созданий на территории Храма. Рыбовед двигался на четырех лапах, в сторону Гелертера и Жреца бросил недружелюбный взгляд и рыкнул так, что Жрец невольно снял кадуцей с плеча. Но, не желая, чтобы жест выглядел агрессивно, просто сделал вид, что использует кадуцей как посох.
- Это Ворчун, - улыбнулся Гелертер. – Добрейший малый. Лучший в Храме элевар. Советую заглянуть к нему в пещеру. Или нет, приходи лучше ко мне под вечер, у меня есть бочонок эля от Ворчуна в келье.
- Непременно, - с радостью согласился Жрец. – Всякий раз, когда вижу рыбоведа за «пологом Гекаты», вспоминаю о старом своем ноже.
- Думаю, не только присутствие рыбоведов в Последнем Храме удивляет тебя, - Гелертер еле заметно повел навершием кадуцея по направлению взгляда Жреца. – Женщины. Не завел еще себе подругу? Или подруг?
- Несколько раз приходили в келью гости, - признался Жрец. – Честно говоря, я пока не могу…
- Определить статус женщин в Храме? – закончил Гелертер. – Все просто. Они есть. Их много. Больше, чем Жрецов.
- Женщины Храма – Жрицы?
- О нет! – Гелертер позволил себе смешок. – Хотя некоторые боги требуют обязательного женского присутствия. Иначе не откликаются. Загрей, например. Кама, Эрос… Много их.
- Но… Как называть женщин Храма? Не могу разобраться с именами. На равнине все просто: есть Трактирщик, есть Жена Трактирщика; есть Стеклодув, есть Жена Стеклодува. Жены Жрецов?
- Да хоть так! – теперь Гелертер рассмеялся неожиданно легко и задорно для человека его возраста. – Называй их иеродулами, пифиями, надиту, весталками, менадами. Или придумай свое имя. Дай его женщине, которая рядом с тобой, и она будет носить его до тех пор, пока будет рядом с тобой. Имя женщине дает мужчина.
- Совершенно запутался, - признался Жрец.
- Все просто. Как звали твою возлюбленную с равнины?
- Люба.
- Не Жена Трубадура, а Люба?
- Она не была мне Женой.
- Сколько имен ты сменил за свою жизнь? Сейчас ты Жрец. Года два назад был Неофитом. Еще год назад – Трубадуром. До смерти твоего приемного отца – Сыном Трубадура. И, насколько я понимаю, ты вспомнил имя, которое носил до того, как оказался на равнине.
- Дмитрий, - кивнул Жрец.
- Поэтому богиня и нашла тебя. Дмитрий – посвященный Деметре. Скажи, почему звучало каждое из этих имен именно так, не иначе?
- Ходил вслед за приемным отцом, Трубадуром, был его Сыном. Когда отца сожрал могильщик, сам стал Трубадуром. От селения к селению рассказывал истории на площадях. Это была моя профессия, это было мое имя. Наставник… Тогда его звали Бухгалтер. Наставник привел меня к «пологу Гекаты», песен я больше не пел, меня принял Храм. С тех пор меня стали звать Неофитом. Это имя мне дал именно ты. Потом я обнаружил в келье сутану. Надел ее. Теперь я Жрец.
- Всякий раз смена твоего имени была связана с?..
- Со сменой профессии.
- Восхитительно! – обрадовался Гелертер. – Скажем иначе: смена имени была связана со сменой функции. Человек – животное социальное (при слове «животное» Жрец поморщился). Общество – это механизм.
- Я видел целые ряды, целые улицы механизмов на Кладбище у Пирамиды, - вспомнил Жрец.
- Именно, - кивнул Верховный Жрец. – Механизмы состоят из деталей. Каждая деталь выполняет свою функцию. Помнишь оружие, что подарила тебе Люба?
- Вольф, - ответил Жрец. – Револьвер.
- Револьвер не самый сложный механизм. Но и он состоит из многих деталей. Есть видимые: ствол, барабан, патроны, курок, спусковой крючок. А есть скрытые: всякие ползуны, пружины, собачки. Общество – очень сложный механизм, и детали в нем – люди. У каждой детали своя функция. Каждая деталь на своем месте. Даже если человек уходит в полное исихаство, в аскезу, забирается в пещеру, то и там он остается членом общества и несет свою функцию. Не всем понятную, но – важную функцию.
- Это мне понятно, - сказал Жрец, внимательно следивший за ходом мысли собеседника.
- Если деталь-человек находится на своем месте, выполняет свою функцию, то жизнь его будет складываться добротно, ладно, правильно. Но стоит возомнить себя кем-то иным, и в негодность придет и сама деталь, и весь механизм в целом. Курок нужно взводить, на спусковой крючок – жать. И тогда последует выстрел. Трубадур должен петь, Пивовар – варить пиво, Пастух – пасти мохоедов, Жрец – общаться с богами. Таков порядок.
- Мы говорили о женщинах, - напомнил Жрец.
- Мы говорим о людях, - нахмурился Верховный Жрец. – У женщин – своя функция. Сложная, важная, я бы даже сказал – великая. Быть рядом с мужчинами. Если женщина рядом с Трубадуром – она Жена Трубадура. Если рядом с Трактирщиком – она Жена Трактирщика. Не так ли завелось на равнине?
- Так, - подтвердил Жрец. – Но мы говорим о женщинах Храма.
- В Последнем Храме много профессий. Призваний. Функций. В Храме есть Охранники, Почтальоны, Глашатаи, Пионеры, Монетчики, Наставники, Служители, Миротворцы, Смотрители. Бухгалтер был, теперь его заменила твоя Люба.
- Она не моя, - понурился Жрец.
- Ученые есть, - Гелертер не обратил внимания на реплику ученика. – И среди Ученых - Физики, Филологи, Историки, Теологи. Кстати, Теолог – последнее мое имя до того, как нарекли Гелертером. Эти имена не закреплены за Жрецами навечно. Несешь Почту – ты Почтальон. Несешь вести – ты Глашатай. Разведываешь новые территории – ты Пионер. И при этом мы все равно остаемся Жрецами. Мы меняем имена, когда обретаем новое призвание, когда приступаем к выполнению новой функции. Почему у женщин должно быть иначе?
- Подробнее.
- Женщина в Храме – спутница мужчины. Спутница Жреца. Сколько, говоришь, было у тебя храмовых подруг за эти годы? – и пока Жрец мысленно загибал пальцы, Гелертер ответил за него. – Не больше десяти, я думаю. Но дело не в количестве. Как долго задерживались он рядом с тобой?
- Кто приходил на ночь. Некоторые возвращались вновь, - Жрец никак не мог понять, чего хочет от него Гелертер, зачем все эти вопросы.
- Как ты звал их?
- Никак. Приветствовал. Прощался. Благодарил.
- А пробовал хоть одной из них дать имя?
- Как-то не возникало желания… Да и какое же имя я мог дать?
- Любое. Какое женское имя приходит на ум?
- Люба.
- Ни одну из них не хотел назвать Любой?
- Люба одна. И она сейчас в Анкетной башне.
- Вот видишь: Люба для тебя одна. И это правильно. Но никто не мешает дать лучшей из приходящих к тебе женщин другое имя.
- Да какое же?
- Тебе решать. Вот хоть имя твоей покровительницы.
- Деметра?
- Любое из ее имен. Или любым словом. Обычным словом…
- Кротомышь?
- Можно и кротомышь. Так ты видишь свою женщину?
- Было сказано: любым словом.
- Кротомышь - это юркий бесхвостый норный грызун с гладким черно-серым мехом. Довольно крупный. Так ты понимаешь функцию своей женщины?
- Функцию?
- Функцию. Что женщина привнесет в твою жизнь? Вернее, что привносит? Чего ждешь от ее присутствия?
- Не знаю. Покоя, наверное.
- Покой ты обретешь в царстве богов. Да и то вряд ли. От женщины покоя не жди. Разве что на короткий срок.
- Страсти жду.
- Вот тебе и имя для женщины – Страсть. Как найдешь такую, так и назови. Или одним из имен, которым древние обозначали это божество. Например, Нанайя. Или Кадеш. Страсть… - Гелертер посмаковал слово и улыбнулся. – Женщине понравится. Правда, страсть недолговечна.
- Забота долговечна, - предложил Жрец.
- Гестия. Хорошее имя. Радость? Ждете от женщин радости? Баст. Да еще и в образе кошечки.
- Кошечки?
- Древнее такое животное. Маленький сфинкс. Только пушистый. Может, красоты, понимания, удачи, праздника, помощи ждешь от женщины? Для всего есть свое название, свое имя. Выбери любое и дай его своей спутнице. Важно лишь одно условие.
- Какое?
- Чтобы твоя женщина откликалась на это имя с удовольствием и благодарностью.
- А благодарность-то за что?
- Хороший вопрос, - похвалил Гелертер. – За то, что ты правильно почувствовал, нашел и определил ее функцию в твоем присутствии.
- Если вспомнить про револьвер, то пружина будет благодарна, если ты назовешь ее пружиной?
- Конечно. А вот если назовешь пружину спусковым крючком, она обидится. И будет права.
Собеседники и не заметили, как добрели до кельи Гелертера.
- Не забудь, - Верховный Жрец протянул руку, прощаясь, - мы расстаемся до вечера. Бочонок эля от Ворчуна и я ждем тебя.