Как Александр III рояль ломал

Ирина Литвинова
 
1. ЦАРЬ-ВИРТУОЗ *
 
Неправда это. Не ломал  роялей  Александр III - император Всероссийский.  К царю музыкальных инструментов царь-Миротворец был   равнодушен до омерзения. В 12 лет как   усадили за инструмент, так и ссадили. Безрезультатно.   Любви не получилось.  Душою «чистой, правдивой, прозрачной как кристалл»  Саша остался  верен  первой  любви в искусстве:

«Ему не было трех лет, когда выпрашивал «настоящую трубу, чтоб играла». Один из воспитателей пожалел малыша и на свои деньги «приискал в игрушечной лавке детскую трубу из цинка, которая при лёгком надувании производила звуки через так называемую гармонику». Звук у  изделия был  мерзким, а увлечение игрушкой — искренним и длительным. Царевич  довёл домашних до белого каления. И когда ему через полгода прислали из Германии новые игрушки, оттуда заранее были изъяты все духовые музыкальные инструменты. Во избежание.

Но тягу к прекрасному не убьёшь. Повзрослевший Александр основал группу: «Хор наследника цесаревича Александра Александровича». Спустя какое-то время группа пережила ребрендинг — окончательным названием стало: «Общество любителей духовой музыки». Александр оказался способным музыкантом. Одним из его любимых инструментов был корнет-а-пистон — разновидность трубы. О том, каких высот  достиг в освоении этого сложного инструмента, может рассказать англо-американский виртуоз-корнетист Джулс Леви: «Я часто с ним играл. Цесаревич — прекрасный музыкант-любитель, и корнет — это его инструмент». Может быть, его коньком стал бы и геликон —  басовый духовой инструмент, который вешают на левое плечо через голову. Партия баса ему нравилась, и с геликоном цесаревич управлялся весьма умело. Но с возрастом  заматерел, и  плечи перестали влезать  в стандартный инструмент…»

Можно улыбнуться увлечению царя-виртуоза, если любовь маленького мальчика  к дудочке не привела бы к расцвету культуры вверенного ему государства:

 «Грандиозный взлёт русской классической музыки, повышенное внимание к народным музыкальным инструментам и хорам, а также любопытный феномен широчайшей популярности духовых оркестров — это всё его заслуга. Причём заслуга личная.»
Оставшемуся без спонсоров композитору Чайковскому помогал,  передвижникам,  ни одной войны не затеял. Хороший был царь, добрый. Одно слово -  Миротворец.


2. В ТАРУСУ

Погуляв по страницам истории,  вернемся в наше время.  В Тарусу. На ежегодный фестиваль  классической музыки Фонда Святослава Рихтера, куда едут  Юрьна с сыном и соседкой Леночкой.

По дороге чае-мыслительница сообщает компании кто такой пианист Александр Гиндин, на концерт которого едут, как выглядит и почему она его не любит. Лучше бы помалкивала. На вкус и цвет товарищей нет, и все такое.

- Ты мне концерт испортила!   -  в антракте предъявляет претензию Леночка, - я все  отделение соображала, почему он плохо играет.

- Если это плохо, то что тогда хорошо?- улыбается сын.

- А вроде и неплохо играл, - пожимает плечами обвиняемая.

Хорошо играл, в конце весь зал разбудил до последней полуживой старушки, соображает про себя Юрьна. Публика сплошь интеллигентная, от младенцев до глубоковозрастных экземпляров с палочками и личными сопровождающими.

-  Моя проснулась! Разбудил в конце, - восторгается сопровождающая, мимо которой   Юрьна протискивается на свежий воздух в антракте.

- А носки его видели?

- Видела. Это называется "Funny socks". Мода такая.

- Смешные носки?

- Да.


3. FUNNY SOCKS


Придется реабилитировать Юрьну. Почему  не по душе  игра пианиста. Разобралась, почитав  интервью в Интернете. Привыкла к   сухой манере игры Рихтера, а Гиндин   последователь эмоциональной школы Оборина.  Это лишние подробности, конечно, чувства разуму неподвластны, это самое «нравится-не нравится»  у одного и того же человека  с легкостью меняется от  дуновения ветерка. Ветер подул в нужную сторону,   помирил с пианистом.

Сюрпризы начались с появления  на сцене.  Облик поменялся до неузнаваемости. Ждала  гладко бритого корпулентного  малого  в  свободной белой  рубахе навыпуск,  а увидела  мужчину  в сером  строгом костюме без единой морщинки и  улыбку  добрых глаз, сияющую сквозь  царские усы и  бороду.

- Николай II, – определила навскидку.

- Нет, мам, Александр III.

- Точно. Ты прав.

Чакона Баха приближалась к середине, когда взгляд слушательницы опустился к педалям рояля. Произведение довольно громкое,   хотелось понять,  как педали справляются с задачей продлить и одновременно не смазать звуки.

Под   туфлями исполнителя педали ходили ходуном. Когда стоял на сцене, брюки  открывали лишь  закругленные   кончики носков этих туфель.  Теперь же, в сидячем положении пианиста, туфли целиком вышли на свободу вместе с носками,  являвшими настоящее и весьма неожиданное произведение искусства.

Представьте себе, что у вас есть черная сковорода и перепелиные яйца. Вам хочется сделать из них яичницу-глазунью так, чтобы каждый отдельный «глаз»  не прилипал к соседям,  отделялся от них черными протоками дна сковородки.  Где-нибудь с краю  можно положить один зеленый листик.

Вся эта вкуснота попала на носки пианиста, выразительно поглядывая на зрителей своими желтыми глазками. Листик зеленел на пятке.  Очень милая картинка. Про Баха можно временно забыть, испытав приступ аппетита.

Если  прищурить глаз и охватить картинку  вместе с туфлями  на плоской подошве, то можно увидеть черные лапти с белыми онучами,  перехваченными черными веревочками. 

Вообще не до Баха. Мысли роятся. Их положено додумывать до конца. Зачем обматывать ноги яичницей и надевать лапти? Если ты царь? Хоть и народник? А в лаптях за рояль садиться? Царю-богатырю?

Полное ощущение, что человек не своим делом занимается.  Бах вывел из забытья мощными аккордами. Пазл сложился.   Александр  III в лаптях  ломает рояль.

Как узнала позже, император действительно с детства ненавидел рояль, в отличие от папеньки Александра II. Дудочки любил, духовые инструменты, как   любимый дедушка Николай I и двоюродный дед Александр I.  Тот на флейте играл и на скрипке.

Что касается оригинальных носков пианиста, то как еще может выразить свободу натуры творческий человек благообразной царственной внешности, если из рубахи вольного художника   переоделся в строгий костюм? Никак.


В антракте купили в магазине три мороженых и съели.  Два. Обиженная на Юрьну Леночка сопротивлялась да последнего звонка, но в зал входила с  третьим мороженым и беззаботной улыбкой.

 
4. ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА


Во втором отделении заснуть не удалось. Даже глаза закрыть. Они сами вылезали из орбит.  Юрьна многое слышала, но такой силы звуки впервые. До Александра Гиндина никому  не удалось.

Задумчивый тихий Григ сменился воинственным «Шествием гномов».  Компания волшебных существ сметала препятствия на пути.

Человеческие пальцы, даже  пальцы пианиста-богатыря, не могут извлекать из клавиш  такую мощь!  Тем более, сразу после еле слышного виртуозного бисерного «пиано». 

То был грохот крушащего  вокзал  поезда, на полном ходу сошедшего с рельс.  Катастрофа. Глаза вытаращивались сами собой, чтобы понять, куда летят щепки рояля, и не придавит ли тебя рухнувший потолок.

Рояль остался цел, стены на месте. Пианист улыбался доброй улыбкой, кланяясь публике. Овации с  криками «Браво!» продолжались долго.

Пришлось бисировать. Одно произведение, другое. Дайте отдохнуть человеку, он три часа играл! А он улыбался и играл, объявляя номера сам. Когда заговорил, еще раз приятно удивил слушателей прекрасной речью и даром доброго рассказчика.  Поведал увлекательную историю создания завершающего концерт произведения - «Итальянской польки» Рахманинова. Сыграл музыкальную шутку ярко, грациозно, на большом душевном подъеме.

Компания уезжала очарованной. Леночку больше всего очаровали тихие места и речь, Юрьну добрые умные глаза и яркая игра пианиста-виртуоза, впервые вышедшего на сцену Большого зала Консерватории в 12 лет.

Неделя прошла, а в глазах всё стоит  улыбка копии Александра III,   заслуженного и большого музыканта.  Хочется улыбаться.





(*)  Царь-виртуоз. Как Александр III поднял русскую музыку на небывалую высоту | История | Общество | Аргументы и Факты (aif.ru)