Первое сентября

Гоар Рштуни
Скоро Первое сентября. Для меня праздниками были всегда Новый год и Первое сентября. С середины каникул я уже прочитала учебники и хрестоматии, и нетерпеливо ждала начала занятий. Тётя прекрасно шила, к этому дню мы ВСЕГДА надевали новое платье, новые туфли, новые тетради, ручки... иногда и сумка... Разве это не праздник? Давно не хожу в этот день в школу. Но первого сентября надену новое платье и пойду в библиотеку... Узнавать новое. 
С праздником ваших детей, внуков!  Вот я удивляюсь, как это школьники не любят школу и не ждут Первое сентября ; А Университет? Страх не поступить и пропустить Первое сентября?
А новые учителя?..
В этот день (да постоянно! ; я всегда по одному вспоминаю своих учителей... Первая учительница меня сразу не взлюбила - мне было шесть лет, в первые дни я не понимала, что нельзя вставать во время урока и горланить выученные вчера стихи. Я уже бойко читала, а там мы ещё буквы не проходили... Вызвали отца к директору и потребовали год подождать. Я не сразу сообразила, что мне грозит, но папа - тут же директрису пообещал снять с работы. Мол, девочка давно за первый класс готова... Оставили, да ещё и мама с килограммом пряников пошла к училке - вот какие тогда были взятки ; Но я её давно простила ))))
Второй и третий класс я проучилась в здании армянской школы им. Ширванзаде, где работала мама. Это был ужас - она учительницу по-армянскому языку всё время заменяла, та была болезненной какой-то, и мама ни разу мне пятёрку не поставила! Чтобы перед учениками родственность не выставлять! Маму тоже простила ))))
Потом пришлось нам всё же в 55-ю перебраться, Чехова. Она в центре города. Вот это был расизм! Зинаида Арамовна невзлюбила всех, кто пришёл с окраины города - сейчас Комитас считается центром, а тогда трамвай заворачивал до Комитаса... И занижала оценки. А учились в классе в основном, шишкинские дети - рядом здание чекистов, слева на Баграмяна жили архитекторы, художники, цековские... Марина, чья-то дочка, отец ездил в загран, носила плиссированную юбку, она говорила - дрессированная юбка. Надо позвонить ей...
Но когда приходили практиканты, я всегда пятёрки получала ; Зинаиду Арамовну тоже простила...
На возвышенности, на Баграмяна, где было кладбище ( когда-то на окраине!) построили мужскую школу, а через год девочек и мальчиков объединили. Всех, кто жил повыше Прошьяна, перевели в 76-ую школу, им Камо, эту и закончила. Учителя были разные. Многих мы любили… Русистов очень любили, историков - всех, замечательные были историки! Жалко, историю армянского народа не проходили тогда... Вот это не простила!
А учительница по химии то ли русского языка не знала, то ли химии. " Достаньте чистый лист бумага, будем написать контрольная работа! нет, будем написать летучка!" А ведь двое из класса химиками стали, вопреки! Её тоже простила, красивая была женщина, жена завотделом ЦК, что вы хотите... ; Физичка тоже неважно знала предмет, электротехнику преподавала, так до сих пор «ноль» не знаю для чего. «Ну как вам об’яснить.. Ну в учебнике прочитаете!». Но зато выучила нас четко произносить определения. Математичка  Маргарита Ильинична-украинка, Первого сентября вышиванку надевала. Замечательная была… Сильный математик…
А директор? Строгий до анекдотов, историк, Пипин, однажды встретился в цокольном этаже Ленинки, и он к диссертации готовился. Сели за один столик, поели... Чудеса!
А учителя физкультуры он уговорил стать историком, заочно. Тоже смешно - идёшь в школу, а физрук Эрнест Яковлевич историю преподаёт... )))))))))
Вот так, вспомню, грустно, хоть и праздник, согласитесь... Но я их молодыми помню. Брат с другом - тоже нашу школу заканчивали, пошли в прошлом году к своей любимой классной руководительнице, она и  нам математику преподавала, звали с собой.
- Нет-нет, - замотала я головой! Увижу её, сразу почувствую себя старой...
Пришли... пришлось выпить, чуть не плакали, ослепла, еле ходит, одинокая...
А ведь была красивой, властной, строгой... Хорошо одевалась..
Нет, хочу их молодыми помнить. Хорошие у нас были учителя…
С праздником, если кто учитель из френдов!
Будьте любимыми! ))))