Доктор ни доктор, еврей ни еврей и не коммунист

Сергей Десимон
На так называемой Коммунистической площадке на территории православной Александро-Невской лавры нашли своё последнее место и многие евреи-марксисты. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге существовало с 1875 года Преображенское еврейское кладбище, но быть похороненным там означало бы предать их атеистическую марксистскую веру, и они выбрали – ни кладбище, ни погост, ни «бейт кварот» («дом могил» - иврит), а площадку (?). Единственное, что они себе позволили – это характерную для евреев форму прямоугольного могильного камня, закруглённую сверху. Такая форма в виде арки по канонам иудаизма является символом вечной жизни, берущей верх над смертью, хотя мне она напоминает еврейские Скрижали Завета Моисея.

На Коммунистической площадке моё внимание привлекала могила Захарина Н.Д. Я решил выяснить каким человеком он был. То, что он еврей, я понял сразу по многим признакам, о которых расскажу ниже. Во-первых, имя Захарий – еврейского происхождения, переводится как «Бог помнит»; имя Илья от древнееврейского Элияху, означающего «верующий» или «мой бог – Господь»; Давид – это «возлюбленный». Такое сгущение еврейских прозвищ само по себе говорит о многом. Православные тоже используют имена с еврейским значением, но евреи категорически отказываются от не еврейских имен. Во-вторых, типичная форма могильного камня (см. выше). В-третьих, среди марксистов, особенно на первом этапе революции, было довольно много евреев-атеистов, а где им найти последнее пристанище как не на Коммунистической площадке.

Итак, чтобы понять, что отрицал Захарин, вернемся к Скрижалям Завета. Первая заповедь гласит о безусловной связи Бога с евреем. Что же мы можем сказать о Науме Давидовиче? Родился он в обеспеченной еврейской семье в г. Быхове, Могилевской губернии. Около половины населения города составляли евреи при 8 синагогах. Я специально поинтересовался, много ли Захариных проживало в городе в начале прошлого века и нашел в списке избирателей в Государственную Думу г. Быхова в 1907 г. только одного – Захарина Шалома Давидовича, возможно брата Наума.

Захарин Н.Д. в шестнадцать лет, учась в гимназии сделал своим кумиром – еврея Маркса, нарушив I и II заповеди, став членом Бунда («Всеобщего еврейского рабочего Союза в Литве, Польше и России»). На этом основании он вполне мог причислять себя к старым марксистам с дореволюционным стажем. Организация Бунд сформировалась в начале 1890-х гг. в западных областях Российской империи. Одним из бундистских принципов являлся лозунг: «Там, где мы живём, там наша страна» (в последствие этот лозунг получит своё развитие в России). Эта еврейская организация активно способствовала появлению прообраза партии большевиков – на I съезде РСДРП в 1898 г. в Минске. К слову, «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии» был написан на еврейском и русском языках. 

Нарушил Наум и V заповедь, которую запомнилась мне с юности: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Вероятно, не соблюдение этого сократило его жизнь. Даже будучи врачом прожил всего-навсего только 44 года.

После окончания гимназии Наум с 1912 по 1914 гг. учился в Лейпцигском университете, одновременно занимался революционной деятельностью в рядах Бунда. Перед войной возвратился в Россию. В войне России с Германией и Австро-Венгрией если и принимал участие, то минимальное. В 1917 г. ему удалось окончить медицинский факультет Московского университета.

Затем Захарин перебрался в г. Мелекесс Самарской губернии. Советскую власть на фронтах гражданской войны не защищал. Будучи врачом, занимал разного рода административные должности в тылу. В 1920 г. Наум становится заведующим Мелекесским уездным отделом здравоохранения. В 1921 г. перебирается в г. Самару. В 1926 – заведующий Самарским губернским отделом здравоохранения. Избран кандидатом в члены Президиума Самарского губисполкома на 1-ом пленуме Самарского губисполкома. С 1921 по 1926 гг. – кандидат в члены РКП(б)-ВКП(б). Казалось перед гибким и не лишённым тщеславия Наумом Давидовичем открывалась широкая карьера медицинского администратора. Правда в народном понимании «доктором» он не стал, а в учёных представлениях до «доктора» не дотянул, хотя на могильной плите выбили «Доктор Наум Давидович Захарин».

Полное разоблачение приспособленца произошло 26.08.1926 г. на заседание Президиума Самарской губернской Контрольной Комиссии ВКП(б), где обсуждалось «дело Захарина».
Постановили:
«Тов. Захарин, интеллигент, член Бунда с 1906 года, политически развитый, своим неожиданным отходом от всякой политической деятельности в самый острый момент Гражданской войны (1918 г.) – вызывает СОМНЕНИЕ В ТВЕРДОСТИ т. Захарина, как партийца, в тяжёлые моменты для Советской власти.
Своим вступлением в партию в момент назначения на пост заведующего Губздравом тов. Захарин создаёт впечатление вступления ДЛЯ КАРЬЕРНЫХ ЦЕЛЕЙ.
Приём т. Захарина в кандидаты проходил с огромным трудом во всех приёмочных инстанциях, вплоть до Бюро Губкома, при БОЛЬШИХ СОМНЕНИЯХ в ПОЛЕЗНОСТИ его для партии.
Партийное общественное мнение настроено ОТРИЦАТЕЛЬНО к переводу т. Захарина в члены партии и ряд партийных инстанций (проверочная комиссия, ячейка ВКП(б) Губздрава) и отдельные члены партии характеризуют его как НЕУСТОЙЧИВОГО коммуниста».

Таким образом, из Наума Давидовича настоящего коммуниста не получилось, не позволили избранники народа себя провести.
 
Как сложилась его судьба в последующие семь лет, тема отдельного исследования, но тем ни менее, ни доктор, ни еврей, ни коммунист захоронен на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры и это тоже само по себе интересно. При этом вселяет надежду на светлое будущее страны то, что РПЦ (Русская Православная Церковь), несмотря ни на что, сохраняет могилы своих гонителей, хотя бы только для того, чтобы мы знали свою историю всесторонне и чтобы в святых местах не возникали более – разные площадки.

Из цикла: "Прогулки по Питеру".