Душа скупердяя в хранилище дьявола

Гаджимурад Гасанов
(Восхождения мизантропа на пик Шалбуздага )
(Моноспектакль)
Действующие лица:
Скупердяй, несостоявшийся бизнесмен  (28 лет).
Дьявол, скупщик человеческих душ (бессмертный).
Весна, раннее утро у подножия горы Шалбуздаг.
               
Сцена 1

Скупердяй стоит на коленях. Глаза дико обращены к небесам, волосы взъерошены,  левая рука просительно протянуты к Шалбуздагу. Правая рука впилась в жидкую бородку. Сердце неистово колотит:
Скупердяй: – Хочу быть богатым, очень богатым … Иначе я пропал. Сегодня моя невеста, дочка директора рынка, может выйти замуж за богатого торговца! Мне нечего предлагать ее отцу в качестве выкупа за невесту. Я банкрот. О силы небесные, духи подземелья? Обращаюсь к вам за помощью и надеждой... Что делать? Что мне делать?!
За скупердяем с вышины Шалбуздага следит дьявол.
Дьявол: – Скупердяй, что с утра хнычешь, добрым дьяволам спать не даешь?.. Желаешь прибрать к рукам богатенькую невесту? Неплохое желание… За счет богатой невесты богатыми хотят быть многие… Знай, любое богатство надо заслужить!
Скупердяй: – Какая заслуга? У гол как сокол! Я разорен! А сегодня она позвала меня на сватовство…
Дьявол: – Как не осталось? А твое достоинство? Честь? Совесть?
Скупердяй: – Достоинство продал на рынке Дербента. Честь – на Цумадинском рынке. Совесть пропил в караван-сарае Турции.
Дьявол: – А душа? У тебя же в наличии осталась душа?
Скупердяй: – Разве человеческая душа нынче осталась в цене?! – ничего не понимая, вылупил глаза.

Сцена 2

Дьявол: – В зависимости, у кого она какая... У тебя еще сохранился шанс… Если ты готов ею делиться… Кстати, для тебя, скупердяй, могу сделать выгодную скидку… На сегодня. Если продашь мне свою душу,  баснословно разбогатеешь. За душу, ну скажем, я дам тебе целый чувал золота. А в качестве приданого для невесты тебя предложу золотоносную гору. По волшебству, как торговец, вместе с золотоносной горой будешь расти...
  Скупердяй: – Дашь чувал золота? – губа слащаво отвисла. – И золотоносная гора вместе со мной будет расти?! – глаза алчно засияли.
           Дьявол: – Еще как… Выше Шалбуздага...
Скупердяй: – За такое богатство я тебе отдам не только свою душу, но и выпотрошу души всех родных и близких!
Дьявол: – Мне нужна только твоя душа… Ну что, бьем по рукам?
Скупердяй. Взволнованно:
 – По рукам!

Сцена 3

И скупердяй женился на дочери директора рынка. Начал с того дня скупердяй баснословно богатеть. Он сидит на горе золота. Растет золотоносная гора. Вместе с ней растет и скупердяй ввысь, вширь. Гора стала вровень с Шалбуздагом. С нее и на Эльбрус, обиталище дьявола, можно рукой  достать. Скупердяй возгордился, когда приравнялся с самой высокой пикой Эльбруса. Тогда у него на минуту произошло потемнение разума. И со свой горы золота стал плеваться на Шалбуздаг...
Дьявол взбесился, ударом пинка сбросил скупердяя с горы золота.
         Скупердяй (налету):
 – Дьявол, что ты творишь?! Мы на счет пинка не договаривались!
             Дьявол (улыбаясь) :
– Мы, скупердяй, на счет твоего плевка тоже не договаривались. Эльбрус – мое обиталище, а Шалбуздаг мой кладезь, откуда воду набираю. Ты слишком мелок, чтобы плеваться на мое обиталище! И ты слишком ничтожен, чтобы мутить мою воду!
Мораль: Не плюй в колодец, откуда воду набираешь.
               
Сверчок и лягушонок

(Моноспектакль из двух действий)
Действующие лица:
1. Боги небесные на Олимпе.
2. Лягушонок. На болоте, у входа в логово.
3. Сверчок. Его сосед, гнездиться в гнилом пне
Лягушонок и сверчок за спором богов на небесах наблюдают из своих нор. В спор первой на Олимпе вступила Луна:
Сцена 1
За барашками белесых облаков показывается Луна. Она прекрасна. Только что вылупилась из озера с жидким серебром. Торжествует своей неотразимой красотой. Она заметила Солнце, всходящее за горой. Луна знает: Солнце давно, безнадежно влюблено в нее. Как только оно взошло за восточным горизонтом, Луна распушено скрывается за западным горизонтом, горделиво напевая.
– Я Луна! Я –ночная красавица! – засверкала серебром своих перышек. – Я в ночи самая желанная! На темном небосклоне освещаю путь всем ночным светилам!
 –Я Солнце! Золототканое Солнце! – всходя, затмило своим сиянием лучезарную Луну. – Я с утра до вечера даю свет всему живому и неживому во Вселенной!
–Я Марс! – выпятил он колесом грудь. – Я пастырь, единственный, кто в состоянии стеречь всех звезд на небосводе!
–Я Венера! -  эта красавица засияла небесно-голубыми глазами. – Я любимица всех планет, восходящих на небосклоне! Поманю пальцем, и вы все предо мной влюбленно склоните свои головы!
–Я Полярная звезда, указывающая вам дорогу на Север и Юг, на Восток и Запад!
– Я Большая Медведица! Краса севера - от ее рева задрожал небосвод.
– Я Малая Медведица! –потрусила белоснежной шерсткой. –Я краса юга!
–Я Стрелец! – засверкал дугой из золотого рога. – Я Стрелец, своими стрелами поражающий всем сердца!!!
Сцена 2
Сверчок слушал спор Олимпийских богов, размышляя:
–Чем я плох, допустим, того же Марса, Стрельца? Красив, статен, по ночам свечу, как любая звезда. Лечу быстрее них, горю ярче. Но, почему-то, стою особняком от всех звезд Кто же я тогда? – любуясь собой, выполз из норы.
–Ты мой ужин! - "хоп" проглотил его лягушонок.
           Мораль: Выше головы не прыгай.
               
Жизнь за гранью жизни
(Моноспектакль)
             Действующие лица:
            Хасан –муж, находящийся на грани жизни и смерти  (50 лет).
            Шах-Зада –жена в царстве Теней (40 лет).
Жена встречает  мужа  у ворот  царства Подземных теней.
                ***
               

Хасан в изнеможении повалился на землю. Тело его забилось в конвульсиях. Оно стало цепенеть, будто застывает живая струя воды на морозе. Биение сердца прервалось и снова возобновилось. Ноги свело судорогой. Он приоткрыл глаза, осмотрелся, прощаясь с жизнью. В глазах все еще теплела жизнь. Он чувствовал, как предсмертный холод поднимается по его ногам, подступает к паху. Тело стало тяжелеть, язык перестал слушаться. Сердце то беспорядочно скакало, то останавливалось, словно прислушиваясь к холоду, ползущему в верх с ног. Предсмертный холодок поднимался выше и выше… Ноги окостенели. Руки превращались в холодные сосульки. Ноги со скрипом вытянулись. Из рук уходила жизнь. Он застыл, теряя контроль над отмирающим телом. Но все еще неосознанно опирался на энергию еще не угасшего мозга и теплеющего еще в груди сердца. Вдруг себя увидел у ворот мира Подземных теней.
Там, за воротами, его встречает супруга Шах-Зада…
Он с недоумением спросил:
 –Ты что, меня ждала?!
Она с грустью прошептала:
–Ждала, как видишь!
А что, со мной свидеться не желал?!
Он: –Где же все это время… ты была?
Она: –В обители смрада и лжи.
Там, где гиене на съедение оставил…
Он: –Разве, супруга, я пребывал во лжи?!
Она: –Ты, как всегда, уползаешь в тень!
 Во лжи находил свое спасение...
 Лгал богу, себе, мне…
Он: –А разве ты была другой?
–Нет, как ты, была слаба –
Лгала себе, тебе, всем...
Он: –Скажи, в чем секрет твоего падения?
Она: –В том, что я грешна, перестала верить.
 Верить себе, в твою любовь, в твою обитель...
Он: –Зачем тогда… ты ушла? Зачем?!
Она: –Ты спрашиваешь меня, зачем?!
 Ушла, чтобы защитить тебя, чтобы
 Не пускать тебя в объятья бесчестья!..
Он: –Скажи, любила ли ты его?
Она: –В этой жизни, бог судья, – никого!
Ты меня  бросил в объятья врага…
Он: –Зачем ты вышла замуж за того?..
Она: –Ты желал знать лишь мое тело,
Не замечая моей страждущей души…
Да, ушла, чтобы быть с тобой,
 Хотя бы душой. Боюсь, не поймешь!
Он: –Кто нынче святостью дорожит?
Она: –Не святотатствуй, муж мой!
На это способна была твоя жена...
Он: –Жена, от чего ты умерла?
Она: –Теперь не важно, не беда...
Он: –Когда тебя призвал Господь?
Она: –Господь? Месяца три назад –
 Ты тогда был не в себе, в бреду...
Он: –Как здесь удалось меня найти?
Она: –Ждала тебя, видела твои глаза,
Они были открыты даже после,
Когда окоченело твое тело.
Он: –Кого-либо там… жаль тебе?
Она: –Только сынишку и дочь мою.
Он: –Там, кажется, наступила ночь.
Она: –Да, детям отправила факелы на ночь.
А нам в склеп принесу дюжину свеч.
Скажи, родной, ты вспоминал меня?
Он: –Вся жизнь моя заключена в тебе.
Она: –Я звала тебя ночами, звала… А ты?!
Он: –Прости, мой путь был долог до тебя.
 Скажи, ты была счастлива со мной?
Она: –О, да, любила, искренно верила,
Что, наконец, сбылись мои мечты.
Но как горько просчиталась…
 А ты в жизни все преуспел?
Он: –Расправился с врагами отца,
Нашими. Вернул на место Меч,
Посланный небесами, Небесный камень…
Она: –Когда я умерла, по мне ты плакал?
Он: –Непрестанно, темными ночами…
Она: –Муж мой, до меня, скажи, кто
В миру называл тебя единственным?
Он: –Мама…Узбечка Мила, Айханум…
Она: –А я какое место занимала?
Он: –Ты в моей судьбе особая статья…
 Теперь ты скажи, не тая: кто со слезами
 На глазах назвал тебя своей мечтой?
Она: –Тот, кто называл меня звездой…
Он: –Помню, эту молитву повторял
 Напролет звездными ночами…
 Жизнь прошла. О чем жалеешь?
Она: –Не поверишь, теперь ни о чем.
Он: –Чего в жизни достичь хотела?
Она: –Жить я больше всего хотела.
Он: –Ночами тусклыми о чем мечтала?
Она: –Мечтала обо всем, но главное,
 У тебя прощения просить хотела.
И тебя простить…
Он: –Просить прощения?! За что?!
Она: –За то, что тогда перед Шарханом
Струсил… Не сумел меня от него защитить.
Он: –За что расплачиваюсь всю жизнь …
Нелегко вспоминать! Мне тошно!
 Был всеми забыт, всеми брошен...
Она: –И на мне лежит тягчайшая печать.
 Непростительного грехопадения –
 Клеймо убийцы народившего сына…
Я тогда… несла его под сердцем…
Он: –Что?! Как от меня утаить смогла?!
Она: –Прости, иначе поступить не могла –
 За что не вынесла черного позора –
Твоим врагом я была запятнана …
Он: –Зачем от меня ты скрывала
 Такое страшное преступление?!
Это и позор отца, не увидевшего
Наследника, наш, родовой позор!
Она: –О таком грехе, муж, не говорят,
 После такого греха только умирают…
Он: –Скажи, что в жизни всего любила?
Она: –Любила все кругом: тебя,
Моих детей, не родившегося сына,
Землю, Солнце, Луну, все звезды...
Он: –Что на земле… могла еще оставить?
Она: –Мольбы разбитого на части сердца,
Душу, не востребованную в небеса.
Себя в непрочитанных книгах.
Вспомни, я была принцессой Зарой,
 Очи Балой, также царицей Саидой...
Он: –Помню, теперь помолчим, устал.
Она: –И я устала. Возьми факел,
Спустимся вниз, в мои покои,
А- то меня терзает боль в груди...
Он: –А там…вновь восходит заря.
Она: –В нашем гроте воцарилась мгла.
Он: –Ты грустила здесь, без меня,
 Беспробудными ночами?
Она: –О, да! Еще как грустила!
Теперь кратко отвечаю: «Нет!»
Он: –Мне тоже, признаюсь, больше
 Ни о ком и ни о чем грустить…
 Глянь на безмолвные холмы,
 Как на них туман садится.
Она: –Метелицы-вихри воют во мгле,
 Снег саваном на землю ложится.
Он: –Мне холодно, я коченею.
Она: –Я тоже греюсь не у печи,
Накинь мне на плечи плед.
Он: –У меня болят суставы ног,
 Коченеют затекшие кисти рук...
Она: –Это тебя, вконец, достала смерть…
Смирись. Пошел погребальный снег
 На нашу молчаливую обитель…
Хасан задыхался. Отворачиваясь от Шах-Зады, глотая скупые спазмы, вымолвил:
–Жаль, как мало осталось тех,
С кем хочешь там… проститься...
 Шах-Зада, горько улыбаясь, глядя мимо Хасана, с болью вздохнула:
–Как сегодня не хватает тех,
С кем желала молча посидеть…
 Тех, с кем хотелось уединиться…
 И в объятиях смерти умирать …
Он: –Меня каленым мечом поразила,
 Бьешь не в бровь, а прямо в глаз…
Она: –Значит, заслужил. Я тебя звала,
 Молила бога – глухая тишина.
Я, супруг, в своей застывшей постели
 Вожделенно ждала твоего прихода.
Он: –Как вижу, дождалась. Возлежим?
Она: –Да, в обнимку и вечным сном…
 Он: –Прижмись ко мне, задыхаюсь,
 Частицы души в груди затухают...
Она: –А меня покинула падшая душа.
 Что за тело, которое обнимаешь,
 Если оно мертво, а душа холодна?..
Теперь, супруг, прошу я о главном:
Прими клинок, пронзай им мою грудь, –
Избавь от страданий, вечных мук
 Жену-отступницу и убийцу сына…
 Хасан дрожащей рукой принял из рук Шах-Сады булатный нож:
–Жена, за смерть прости ты меня
И Господь отпустит нам грехи...
Она: –Убей меня, не желаю трать
 Слезы на того, кто тобой не дорожил.
Он: –Ты со мной поступаешь жестоко!
Она: –Другого участия не заслужил...
Он: –Тогда на, «благодарно» прими то,
 Чего от меня слезливо просила!..
Резкий взмах руки. Блеск клинка. Стон Шах-Зады. Ее признательные глаза:
–Лучше быть убитой трижды
 Праведным мусульманином,
Чем воскрешаться с клеймом:
«Согрешившая с ублюдком»!
 Возносясь, ее душа услышала мягкий голос, поданный из небес:
–Аминь! Ты истину глаголешь...
В обители Шах-Зады раздался глухой стон.  Хруст груди, пораженной булатным кинжалом.  Она заполнилась рыданиями мужчины. Еще одним хрустом костей груди, пронзенные булатом...
Погасли свечи…
Угасая, Хасан со стороны Урочища оборотня услышал вой одинокой страждущей волчицы. Этот вой, набирая высоту, постепенно переходил в душераздирающие вопли. Вой, отдаваясь гулким эхом в лесном массиве, приближался к священному дубу. У дупла дуба вой превратился в скребущий душу плач. Угасающее сознание Хасана воспринимало этот плач так, будто рядом Шах-Зада оплакивает кого-то. Не его ли?.. У него застывала кровь в жилах, он терял нить мыслей...
Волчий вой нагонял на лесных обитателей жуткий страх. От этого ужасного воя, от которого стынет кровь, все живые твари попрятались в своих норах. Глухие отзвуки, как из глубины подземелья, замирали в угасающем сознании Хасана. И тут волчий вой перешел в горестный стон, потом в охи, ахи... и в скулеж. В этом душераздирающем плаче волчицы слышалась боль, утрата, стон страждущей матери-волчицы.
 «Оуу-оуу-ааа-ааа! Тяв-тяв-тяв!» – впервые в жизни к горестному вою одинокой волчицы присоединился визгливый плач, прерывистое тявканье ее волчат. И эти дикие, полные тоски рыдания волчицы и ее детенышей в темной ночи сочетались с треском ломающихся и падающих с вышины ветвей священного дуба обломанных сучьев и тяжкими его вздохами. Сорвавшийся с гор ветер разносил эту жуткую многоголосицу далеко вниз, по долине реки.