Бои в сложных метеоусловиях

Андрей Грачев 2
27 января 1945 года JG52 понесла неприятную потерю в районе города Оппельн, нынешнее Ополе в Польше. Погиб командир 3 отряда лейтенант Леонард Фэрбер, имевший 35 побед на счету. По немецким данным, в составе звена он преследовал советские истребители, но был сбит огнём МЗА на высоте 700 метров.

Уже это описание вызывает вопросы. Как МЗА в условиях повышенной облачности, которая наблюдалась в тот день, так точно поразила самолет аса? Изучив советские документы, мы ожидаемо находим описание подходящего воздушного боя.

Днем в 14:25 в указанный район на задание патрулированию отправилась шестёрка "Аэрокобр" 104-го гиап, ведущим был известный ас Закалюк Алексей Семёнович. Была замечена четвёрка бф-109, шедших ниже всего на 100 метров. Однако немцы не заметили группу советских истребителей. Можно предположить, что Фэрбер в тот момент активно следил за другой группой советских истребителей, собираясь их атаковать, а пилоты, которые должны были его прикрывать, скорее всего просто не имели особого опыта и прозевали советскую группу, тем более и погода была облачная.

Закалюк принял верное решение - атаковать не всей группой, а выделить для атаки всего одну пару (чтобы раньше времени не спугнуть "мессера"). Атаковал вражеские самолеты Киреев, наиболее опытный из состава группы. Атака была очень успешная - сразу же, с одной очереди, был сбит один бф-109, остальные покинули этот район.

Интересно, что, хотя Николай Николаевич Киреев воевал с 43 года, но личных побед на счету ещё не имел, правда имел три в составе группы. Эта победа так и осталась для него единственной личной победой. Зато очень колоритной. Киреев сбил немецкого аса с одной атаки, да так здорово, что остальные немецкие пилоты даже не заметили этой атаки и решили, что аса подстрелили с земли.

Однако в тот день был сбит не только Фэрбер. По немецким данным, утром 28 января, то есть на следующий день, на охоту на совсем другом участке фронта, район Будапешта, отправились в составе четверки пилоты 5 отряда унтерофицер Ханс Теме, 24 победы, и фаненюнкер Ханс-Йоахим Кавиг, 3 победы. Оба на аэродром не вернулись, товарищи не знали, что с ними случилось.

Советские документы в тот день не отмечают никаких вылетов со стороны немцев, не то что воздушных боев. Погода была совсем уж нелетная. А вот накануне как раз в указанное время и в указанном месте состоялся бой, который и по описанию явно соотносится с интересующим нас эпизодом. Из чего мы можем заключить, что лётчики 5 отряда сбиты были не 28, а 27 числа. Дело было так.

Шестёрка Ла-7 из состава 179-го гиап совершала вылет на патрулирование. Погода была тоже очень облачная. Были обнаружены четыре бф-109 и атакованы. Штурман полка, Кононенко Никита Никифорович, атаковал одного из них и сбил, второй тоже был обстрелян, но скрылся в облачности. Заявлен был только один, однако по факту сбито было два. Кононенко был опытный ас, он одержал 17 личную победу в том бою. Ещё 9 он одержал в составе группы.

Так за один день очень уверенно, используя в обоих случаях облачность для атаки первыми, советские пилоты сбили двух сильных асов JG52. Эти бои отлично иллюстрируют превосходство в мастерстве в конце Войны Советских асов над немецкими.