Шариков

Сергей Сверчок
Михаил Афанасьевич Булгаков.
Собачье сердце.

Опыт литературной критики.



Действие повести происходит в Москве.

Во времена НЭПа, когда всероссийская коммунистическая партия большевиков уже надежно пришла к власти и начала перестройку общества в соответствии с новыми, как тогда считалось, справедливыми правилами бытовой жизни людей.

Профессор Филипп Филиппович Преображенский со своим ассистентом доктором Борменталем,проводит экспериментальную операцию с подопытной бездомной собакой,
которой дали кличку Шарик.

Цель операции - выявление функции гипофиза.
Гипофиз взят от погибшего в драке Клима Чугункина.

Операция прошла успешно, и в результате Шарик постепенно превратился в человека, который пожелал назваться Шариковым Полиграфом Полиграфовичем.

Этот Шарик стал доставлять профессору Преображенскому массу неудобств, поступил на службу, обзавёлся револьвером, которым и начал угрожать ему и доктору Борменталю.
Дабы свою, как профессор Преображенский, посчитал, ошибку,которая заключалась в слишком грубом вмешательстве в природу, он провёл обратную операцию, после чего Шариков превратился обратно в Шарика.

Несмотря на то, что форма повести "Собачье сердце", фантастична, по своему сюжету,и очевидно - фельетонна, однако автор поднимает в ней, как вечные вопросы, так и то, что делает человека человеком.
Должны ли формы внешнего бытия общества, в котором живет человек, определять его деятельность поступки, и нравственность, полностью. И достаточно ли этой формы поведения для того, чтобы называться человеком и быть им.
Ведь Шариков с точки зрения тогдашней официальной власти представителем которой является председатель домового комитета Швондер, является вполне нормальным, желательным членом общества, требуемого такой властью.
Это не высокомерный взгляд.
Преображенский и Борменталь - сытое и богатое, с точки зрения Шарикова общество, образованное и кичащееся всем этим.
Это - свой человек.
Он может выполнить работку, и даже такую грязную. но необходимую работу, как очистка улиц от бездомных животных.
Так достаточен ли Шариков, для того, чтобы называться человеком?
Как и говорит в конце прибывший на розыски пропавшего Шарикова, следователь -
"Нет, когда уже он был человеком".
Власть даже доверила ему должность директора и оружие.
Ходить на двух ногах и соответствовать требованиям действующей власти - достаточно этого, чтобы называться человеком - спрашивает Булгаков.

Кроме этого вечного вопроса, вопроса, который стоит перед человечеством, ещё со времен начала философии, да и будет наверное стоять до самого ее конца, Булгаков ставит и тот вопрос, который становится особенно актуальным в наши дни, когда наука через сто лет дошла уже вплотную до того предела, когда из характеристически - булгаковской повести можно будет убрать слово - фантастическая.
То есть до буквально лабораторного создания человеческого существа с заданными характеристиками, до той "евгеники", о которой так заботился Преображенский, оперируя Шарика.
 
Где границы науки?
Так можно или нет изготавливать человеков?
Тем более не зная ответа на тот первый, вечный, вопрос, что же такое человек и что делает человека человеком. 

Как и положено фельетону, положительные с точки зрения автора герои, а именно профессор Преображенский, доктор Борменталь, и соцприслужница Зоя и кухарка - белым - белы, хотя автор и посмеивается над суеверием кухарки и наивностью Зои.
Отрицательные же герои Шариков и Швондер - черным черны. Шариков груб, непослушен, неблагодарен, алкоголик и гордец.

Швондер - хитрый, наглый, нахальный представитель не особо считающейся с людьми, а тем более - интеллигенцией - власти.

Тем не менее, как поразительно точно характеризует Булгаков всех действующих лиц в их сцене, когда Преображенский вынуждает в обход законной процедуры обратится за защитой своих незаконных с точки зрения действующего законодательства прав, на лишнюю комнату в квартире, к высоковластному лицу, зависимому от него, в связи со здоровьем...

И это высоковластное лицо в обход закона несомненным представителем которого со всеми полномочиями является Швондер, запрещает Швондеру выполнять его предусмотренные законом обязанности по изъятию "лишней" площади.
- Это какой то - позор - говорит униженный Швондер.

Он - представитель самой справедливой власти в самой справедливой стране, в которой, вот, буквально позавчера произошла социалистическая революция против всех и всяческих привилегий, сталкивается с прямым проявлением этих привилегий, да еще и таким "кумовским" способом - по телефону в присутствии Преображенского - недобитого носителя этих самых привилегий.

Мне кажется, что это одно из самых недооцененных мест Булгаковского наследства.
Здесь Булгаков подписал смертный приговор новой, зарождающейся на его глазах советской власти.

Революция произошла только для Швондера.
Для Преображенского никакой революции не произошло.
И не произойдет.

Вот что показывает в этом эпизоде Булгаков, и что Швондер называет - позором.
Это же отдельная, специфическая для нас тема - кумовство.

Действительно - позор.

Вообще же, читая произведение "Собачье сердце" - эту российскую повесть о русском Франкенштейне - поражаешься насколько всё таки Россия не меняется, и поиск справедливости, поиск сбалансированной между властью, богатством и нищетой, бесправием системы общежития будет здесь видимо продолжаться вечно.

К недостатку же Булгаковского взгляда на мир в этой повести я бы отнес то высокомерие, которым прям пропитан профессор Преображенский и сам Булгаков .

Ни у него ни у его Профессора, занимающегося евгеникой нет любви к людям, нет жалости, нет прощения.
 
Клим Чугункин - он с детства - Клим Чугункин. Обошли его и жизненная удача и матушка природа не дала ему красоты. Он - бурьян в поле.

Никто и никогда его не любил, не жалел, даже когда он стал Шариковым.

Шарика же любили и жалели.

Шарикова - нет.

Может поэтому то опыт и не удался?