Буковина

Виктория 10
Монастырь Драгомирна

Монастырь Драгомирна*. Скорее, на крепость
он похож, чем на церковь. Свидетель веков.
Анастасием Крымкой написана летопись
и заложена в книги ученья основ.

Этот колокол синий, что русским солдатом
на его сбереженья задуман в бою,
был отлит украинцем, живущим когда-то
в этом буйном Сучавском конфликтном краю...

Эти фрески и книги, и толстые стены.
Этим кованым медным порталом на вход
шелестели века, и гряда поколений
до сих пор к дивным фрескам старинным идёт.

Я тихонько зайду. Я – других менестрелей
от Танаха пустынного созданный вид.
Здесь, за росписью стен обновлённых, на теле
первозданной звездой проступает Давид.

С полуночным таксистом из Яссы в Сучаву
добирались. Здесь – камня надвратная стать.
Две румынских лошадки на входе скучали,
предлагая вокруг за пятак покатать.

Монастырь Драгомирна* построен в 1607 году возле села Митоку-Драгомирней. Вначале была построена монастырская церковь, а возле нее в 1635 году были возведены крепостные стены на деньги тогдашнего господаря княжества Мирона-Барановского. И сейчас монастырь больше похож скорее на крепость, чем христианскую обитель. 
На входе в монастырь-крепость – Надвратная башня, она же колокольня. Сама церковь расписана внешне не была, ну а вот сам монастырь стал некой школой православной иконописи и миниатюр. Огромная библиотека, в ней до сих пор хранятся рукописи Анастасие Крымки – эпископа Молдовы, который инициировал в 1602 году построение монастыря – на старорусском языке. Здесь же находится и его усыпальница.
Огромную финансовую помощь монастырю давал и Киевский митрополит Петр Могила. А в середине 18 века настоятелем монастыря Драгомирна стал Паисий Величковский, который был учеником в Киево-Могилянской академии и сам родом из Полтавы, сюда же он привез и более 60 монахов с собой.
В 17 веке эти стены не смогли защитить монастырь от войск польского короля Яна Собеского, который совершил поход против османов в 1683 году. Польский король еще трижды совершал молдавские походы, превратив обитель в укрепленный, перевалочный пункт для своих войск.
На территории монастыря хранятся старинные колокола. У одного из них (я назвала его голубым, синим) очень примечательная история. Он был отлит на деньги русского солдата, а заказ исполнил украинский мастеровой. На фото есть фамилии и даты, Я их, к сожалению, не засняла вблизи... 

Петривцы

В Петривцах – тоже монастырь*,
что Стефаном Великим
возведен. Он ни ввысь, ни вширь
не вышел древним ликом.

Но деревянная стоит
поныне колокольня.
Древнейших фресок тайный вид
проносит храм. Ни войны,

ни жар пожаров, ни дожди
не повредили крышу.
В молдавский храм сюда приди,
чтоб шепоток услышать

про княжий дом, про сыновей
Стефановых баллады.
Такую память посильней
кладбищенской ограды

хранят века. Иди, смотри
в Петривцах крыши, фрески.
Там музыка звучит внутри
и песни Порумбеску**.

*В нескольких километрах от Драгомирны село Петреуць (укр. Петрiвци) и тамошняя церковь Вознесения Христа, построенная князем Стефаном Великим в 1487 году. Эта церковь была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году. Церковь сохранилась в своем неизменном виде. Сохранилась часть фресок и на фасаде церкви. На территории церкви имеется деревянная колокольня 1725 года. Всего Стефаном Великим на территории Румынии (Молдавии) было при жизни возведено 44 церкви-монастыря.
**Чиприан Порумбеску  1853 –1883) –  румынский композитор, родившийся в Гипотеле провинции Сучава на Буковине (ныне Шепит, Вижницкий район, Украина). Он был одним из самых знаменитых румынских композиторов своего времени; его популярные произведения включают Crai nou, Песнь о триколоре, Песню о весне, Балладу для скрипки и фортепиано и Серенаду. Кроме того, он сочинил музыку к румынской патриотической «Песне единства», также известной как «Pe-al nostru steag e scris Unire» («Единство написано на нашем флаге»), которая была гимном Румынии с 1975 по 1977 год. Его творчество охватывает различные формы и музыкальные жанры, но большая часть его работ – хоровое пение и оперетта.

Сучевица

В Сучевице буковинской* – горы, ели. Здесь Карпаты
прямо к храму у подножья простираются плашмя.
На вершине гор – строенье. Здесь, юны и небогаты,
братья церковь замышляли, в вечность мысли устремя.

Здесь отец Петра Могилы возложил на Сучевицу,
кроме роли монастырской, форта роль и крепостей.
А потом пришёл художник, написал святые лица,
а на лестнице духовной – сто соблазнов и страстей.

Я, который раз по кругу, обхожу старинных фресок
нарративы, нарицанья, философские дела.
У Звезды Давида молча постою без политеса,
прослезившись. Рой эмоций Сучевица мне дала!

Здесь, в притворе – лик монахинь за молитвой. Настоятель.
В средней части – две могилы: здесь Семён и брат его.
А в алтарной третьей части – цвет зелёный. И стекать им,
ликам, краскам, на Карпаты, на природы торжество!

*Монастырь Сучевица стоит в живописной долине одноимённого ручья. Рядом видны поросшие лесом предгорья Карпат. Монастырь Сучевица построили бояре Мовилэ (Могила), Семён и Иеремия, в последние десятилетия XVI века. Семён – отец Петра Могилы, основателя Могилянской академии в Киеве.
Скромная церковь 1581 года предшествовала нынешнему монастырскому ансамблю. Монастырский храм возвели в 1582–84 годах. Внутри храм делится на три части – притвор, средняя часть и алтарь. Во времена правления Стефана Великого (вторая половина XV века), в Молдавии сложился особый архитектурный стиль. Он удачно сочетает детали византийского и готического зодчества. К ним добавляются архитектурные черты, присущие старинным деревянным церквам Молдавии. В 1595 году Иеремия Мовилэ вступил на молдавский трон. И не забыл о семейном детище — богато обустроил монастырь Сучевица. С севера и с юга к церкви добавили два крыльца. Иеремия также приказал возвести оборонительные стены с пятью башнями. Они придали монастырю облик средневекового укреплённого города. Молдавские мастера братья Ион и Софроний, «со-товарищи», расписали церковь в начале царствования Иеремии Мовилэ. Монастыри Буковины каждый имеет свой превалирующий цвет фресковой живописи. Этот монастырь – «зелёный». Внутри есть не только традиционные образы, но и прекрасный лик в куполе. Возможно, в нём изображён Иоанн Креститель. На северной стене видна лестница Иоанна Лествичника — шедевр средневековой румынской стенописи. Суть её в изображении духовного восхождения человека, ведомого верой и добрыми делами.
Здесь же увидим, как человек борется со страстями — под лестницей написаны противные чудища и демоны. Они стараются помещать восхождению. Лично меня очень впечатлило здесь изображение Сатаны. На фресках у Сатаны две головы – одна на плечах, а другая – в районе живота... Догадайтесь, почему.
На южной стене мастера также написали сцены Покрова Богородицы и житие Моисея. И было очень радостно встретить среди элементов росписи «танахические звёзды Давида»!  А нижний ряд фресок – «учения в картинках» – составляют великие философы древности.

Чорба

И чорбу* буковинскую отведать,
и по дороге к Крепости понять,
что если уж решился отобедать
в «народном» ресторане, то пенять
 
на то, что горек перец, неуместно!
У перца здесь – особенная стать,
здесь этот перец занимает место,
которое в «мишленах» не занять.

Чесночный супчик сытным ароматом
дразнит и будоражит. Тёплый хлеб
к тебе взывает. Поедают рядом
похлёбку люди. Волею судеб

кружу в Румынии по яркой Буковине.
Вбирает глаз обилие рубах,
что вышитым узором и поныне –
на каждый праздник. В синем небе птах

пикирует в гнездо. И аистята
открыли клюв в предчувствии еды...
Я ем похлёбку вкусную, ребята,
на фоне буковинской красоты!

*Чорба – густой наваристый суп, который готовят в Молдавии, Турции, Болгарии и в Румынии. Отличительной чертой является добавление лимонного сока или кваса. Это первое горячее блюдо готовят на мясном, курином или рыбном бульоне. Существуют и вегетарианские рецепты. В чорбу добавляют много пряных специй и свежей зелени. Суп чорба состоит из разноцветных овощей, поэтому он получается красивым, густым и ароматным. К нему подают большой зелёный стручок жгучего перца и хлеб свежей выпечки. Мы отведали эту похлёбку в «National Restaurant», Suceava. Ресторан «National» – место, где родился этот традиционный суп.

Тронная крепость

По древней столице Молдовы – Сучаве –
бродить и дышать ароматом цветов.
Обилием нас Буковина встречала
красот, вышиванок, монашьих крестов.

Сучавская старая крепость* – господарь
и трон буковинских своих королей.
Здесь Стефан Великий проточные воды
реки направлял вдоль лесов и полей.

Здесь бились с Османской империей вражьей,
и крепость ни разу не пала в бою.
Лишь время сравняло с землёю отважный
форпост, у которого нынче стою.

Она возрождалась. И камни на место
вставали вдоль толстой стены, чтоб оплот
молдавских князей, королевских поместий
опять возвышался над зеркалом вод.

И гетман Хмельницкий, и Стефан Георгий,
Валахии воин – Матей Басараб –
здесь в битвах встречались. Военных восторгов
никто не озвучил. И натиск ослаб.

Осады и войны. В разрушенных стенах –
провалы и ссадины узких бойниц.
Течёт буковинская летопись в венах
молдавских, венгерских и польских столиц.

*Средневековая крепость-резиденция Сучавы – укрепленный замок в городе Сучава, уездном центре Сучавского уезда, расположенном в исторической области Буковина на северо-востоке Румынии.
Замок служил королевской резиденцией-крепостью для князей Молдавии в течение позднего средневековья. Средневековая сидячая крепость Сучавы также является историческим памятником, официально внесенным в список Министерства культуры Румынии.
Замок был построен в конце XIV века во времена правления Петру Мушата. Впоследствии она была более укреплена во времена Александра I и Стефана III. В позднем средневековье она была частью системы средневековых крепостей, построенных молдавскими монархами для того, чтобы противостоять экспансионистской угрозе со стороны Османской империи. В то время, когда город Сучава служил столицей Молдавии, а именно между 1388 и 1565 годами, замок также служил княжеской резиденцией. Александру Лэпушняну впоследствии перенес столицу в Яссы в 1565 году, и таким образом замок потерял свой статус и, следовательно, впал в длительный период упадка. Хотя она никогда не была завоевана захватчиками, независимо от того, откуда они пришли, замок был разрушен Думитрашку Кантакузино. После разрушения она была заброшена примерно на 300 лет.
Осада Сучавы в августе-сентябре 1653 года стала последним эпизодом Сучавской кампании 1653 года, окончательно подтвердив поражение планов гетмана Богдана Хмельницкого утвердить свою гегемонию над Молдавским княжеством. В то же время длительная оборона Сучавы дала возможность украинскому войску Б. Хмельницкого выиграть время и успешно блокировать войска Речи Посполитой под Жванцем, что определило победный финал этой битвы и кампании 1653 года в целом.
После того, как северное нагорье бывшего средневекового княжества Молдавия было аннексировано монархией Габсбургов по Кючук-Кайнарджийскому договору в конце 18 века и с тех пор стало известно как Буковина, замок был в конечном счете отремонтирован австрийским архитектором Карлом Адольфом Ромсторфером, который возвел его оборонительные стены из руин, а также работал над его крепостью в конце 19 века и начале 20 века.

В Сельском музее*

Резные окна, каменная кладка,
прядильня, мельница, гумно, давильня, хлев,
и луг у школы, и пятнистая лошадка,
щипцы для кузницы, и печь на разогрев.

И даже гроб для похорон, и церковь в действе,
овцы свалявшаяся шерсть среди цветов.
Знакомо многое. В советском дальнем детстве
бывала в сёлах. И теперь из давних снов

в послевоенных хатах украинских
такой же вспомнился уклад, такой же стол.
И ярких вышивок узоры сердцу близки.
И буковинскою мелодией пришёл

напев протяжный: реки чистые и горы,
гуцульский стиль одежды у девчат
и у парней. Какие коридоры
сокрытой памяти ещё в себе хранят

мой дом и мальвы мамины у входа,
и песни вечерами? Соловей
там вечно пел с заката до восхода
на украинской родине моей...

*Сельский музей Буковины расположен рядом с крепостью Сучавы. Здесь представлены 23 традиционных для данной местности деревенских дома с интерьерами XVIII–XIX века. Музей небольшой, но интересный. Здесь собрано множество зданий, от домов, представляющих различные районы, до кузницы, маслобойки, мельницы, гончарной мастерской и т. д., и даже деревянная церковь 18-го века, которая теперь снова используется. Различные строения полны интересных артефактов, а в некоторых случаях даже выставок (с аудио), которые воссоздают церемонии и обряды традиционной сельской жизни.   

Монастырь Хумор

От Теодора, с Иоанна начиная,
идёт история монастыря Хумор*.
Архитектура, роспись, стать иная,
поскольку он боярин, Теодор,

а не господарь края. «Красным» ликом
известен монастырь. Богдана сват
построил башню. Так, обвиты повиликой,
с тех пор они в содружестве стоят.

О, сколько видел монастырь за шесть столетий!
Набеги алчные турецкого ворья,
запреты Габсбургов, а пиком лихолетья –
стоит диктатора кровавая семья!

Поката крыша и открыта галерея,
и магнетизмом фресок воздух чист.
А в синем небе белый аист реет,
к гнезду снижаясь, как осенний лист.

*В 40 км к востоку от Сучавы, у городка, в котором родилась выдающаяся украинка Ольга Кобылянская, расположен монастырь Хумор. Около 1400 года по берегам реки Хумор рос дремучий лес. Боярин Оаня (иногда его имя произносят как Иоанн) пришёл сюда во времена правления господаря Александра Доброго и основал скит. Руины сохранились по сей день неподалёку от монастыря.
В 1530 году воевода Петру Рареш решил возобновить монастырь Хумор. Он поручил это дело логофету Теодору Бубийогу. Теодор Бубийог вместе со своей женой Анастасией построили новую церковь. Он похоронен в построенном им монастыре. Монастырский храм освятили во имя Успения Богородицы и Георгия Победоносца.
Трёхчастную церковь отличает отсутствие башни над наосом. Это типично для храмов, построенных боярами, тогда как башни венчают господарские церкви. Интересной архитектурной деталью служит открытая галерея на месте притвора. Ещё одной новинкой стал тайник. Его устроили под полом церкви над криптой. Во время турецких набегов здесь прятали драгоценную церковную утварь. Аркатурные пояса и ниши на карнизах по традиции украшают фасады. Прямоугольные каменные наличники обрамляют двухчастные готические окна.
Поздняя оборонительная башня стоит к северо-востоку от церкви. Её построил воевода Василе Лупу, сват Богдана Хмельницкого, в 1641 году. Мастер Фома, художник из Сучавы, написал часть фресок, украшающих интерьеры церкви. Самые старые фрески Буковины украшают наружные стены. Согласно румынскому исследователю Василе Дрэгуцу, росписи «утверждают гармонию тёплых тонов, где красный выделяется с особым блеском».
К сожалению, непогода практически полностью уничтожила фрески на северной стене. На южной стене сохранилась уникальная фреска «Осады Константинополя». Этот ретроспективный сюжет имеет характерную для эпохи антиосманскую направленность. 
Монашеская жизнь прервалась в Хуморе в 1774 году, когда империя Габсбургов аннексировала Буковину. Церковь обратили в приходскую. Службы не прерывались даже во времена диктатуры Чаушеску. 1 августа 1991 года монастырь возобновили как женский. С 1993 года Успенскую Георгиевскую церковь включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с монастырём предприимчивые торговцы устроили рынок, где продают сувениры.

Немного об Ольге Кобылянской

У памятника Ольги*, в местном сквере
в Гора Гумор, в «немецком» городке
стою. Здесь родилась в бунтарской вере,
мистичная, со знаменем в руке

от феминисток, та, как нежный лотос,
стремящаяся к таинству любви
бесполой, трепетной и превращённой в логос.
На Буковине красочной живи,

пиши о тайнах прикарпатских далей,
где таборов цыганских дым и звук.
И заинтересуется едва ли
такой обычный парень... Тень подруг,

любимых, вечно преданных и близких,
твоей судьбою правит, видит бог.
Не разорвать карпатское монисто
духовных встреч, струящихся дорог.

У памятника Ольге, в местном сквере
в Гора Гумор, безмолвно постою.
Тебя читала в школе, свято веря,
что встречу на дорогах тень твою.

*Родилась Кобылянская в городке Гура-Хумора в Буковине (ныне Уезд Сучава, Румыния ) в семье административного работника украинского дворянского происхождения из Центральной Украины. Она была четвертым ребенком из семи Марии Вернер и Юлиана Яковича Кобылянских. Одним из ее дальних родственников был немецкий поэт Захариас Вернер. Мария Вернер была полонизированной немкой, крестилась в греко-католике и выучила местный диалект украинского языка. Один из братьев Ольги, Степан Юлианович, стал художником-портретистом, другой, Юлиан Юлианович, стал филологом и был автором нескольких учебников по латыни.
Кобылянская была в основном самоучкой, получив только четыре года формального образования на немецком языке. Свои первые произведения она написала на немецком, начиная с 1880 года. Помимо знания немецкого языка, она говорила не только по- немецки, но и по-украински. Где-то в 1868 году она вместе с семьей переехала в Сучава, где ее отец устроился на работу. В 1889 году она переехала в имение родителей матери в селе Дымка (ныне часть Глубокского района, Черновицкой области ). В 1973 году здесь был открыт музей ее памяти. В 1891 году переехала в Черновцы. Там она познакомилась с Натальей Кобринской (Озаркевич), доктором Софьей Окуневской. В 1894 году она стала одним из инициаторов Ассоциации русинских женщин на Буковине, программу которой она включила в свою брошюру «Кое-что об идее феминистского движения». Одним из наиболее ярких ее произведений, отражающих ее политические и социальные взгляды, был роман «Царивна», опубликованный в буковинской газете в 1895 году, а затем и в других изданиях. 
В 1896 году она написала «Аристократку», за ней последовали «Импровизированная фантазия» и «Меланхолия» в 1898 году. Последняя из них представляла собой новаторский подход к однополой любви и частично основывалась на собственном опыте Кобылянской. В 1901 году Кобылянская познакомилась с писательницей Лесей Украинкой. Встреча привела к очень страстному союзу, который был реализован через переписку, поскольку болезнь и обстоятельства мешали им жить вместе.
Известными её романами были «Земля» (Земля, 1902) и «В недилю рано зилля копала» (1909). Одновременно некоторые из ее поэтических и прозаических произведений в абстрактно-символическом стиле были опубликованы в различных местных изданиях. журналы «Свит» и «Украинская изба».
Позже Кобылянская встречалась и путешествовала с другими украинцами, такими как Леся Украинка, Иван Франко, Василий Стефаник и Михаил Коцюбинский. Вместе с другими писателями, такими как Марко Черемшина, Осип Маковей, Катрия Гриневичева, она описала Первую мировую войну. Вот некоторые из ее рассказов того периода: «Иуда», «Письмо осужденного солдата жене» и другие.
На ее произведения повлияли Жорж Санд и Фридрих Ницше. Кобылянская интересовалась украинским крестьянством и часто писала о жизни этих людей. Во многих своих рассказах о крестьянской жизни она изображала борьбу добра и зла, мистическую силу природы, предопределение, магию и иррациональное. Ее работы известны своим импрессионистическим, лирическим описанием природы и тонкими психологическими изображениями.
В 1944 году в Черновцах, в доме, в котором она жила с 1938 – 1942 годов, открылся посвященный ей литературно-мемориальный музей.

Голубой монастырь Воронец

Голубой монастырь Воронец*.
О Сикстинской капелле Востока
говорят. Это славный венец
в честь победы над турком жестоким.

Эта «синяя» живопись стен –
ляпис яркий, секретные краски,
тайны старых утерянных схем
с гор мистических месопотамских...

Здесь духовник Стефану сказал
заложить монастырь, чтоб Молдова,
обретала свободу, поправ
иго тяжкое турка лихого.

Это тот монастырь, где в стенах
дышат фрески свободой и верой.
Страшный Суд в голубых небесах
опускается в ниши придела.

Толпы грешников, кровь и лазурь –
всё вместит «говорящая» фреска.
И природной защитой от бурь –
ели синие, стражницы места.

*Монастырь Воронец – монастырь Сучавской архиепископии Румынской православной церкви, расположенный в деревне Воронец около города Гура-Гуморулуй. Монастырь известен церковью Георгия Победоносца, расписанной как с внутренней, так и с внешней стороны, и занесённой в 1993 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За уникальную роспись Воронец называют Сикстинской капеллой Востока.
Монастырь был основан правителем Молдавского княжества Стефаном III Великим в честь победы в Васлуйской битве и строился с мая по ноябрь 1488 года. По легенде, Стефан в один из неблагоприятных для него моментов войны с Османской империей пришёл к жившему в Воронце монаху Даниилу Отшельнику за советом. После победы в битве он сдержал данное Даниилу обещание и основал в Воронце монастырь, посвятив главную церковь святому Георгию, принёсшему победу в битве. О том, что церковь была построена в 1488 году менее чем за четыре месяца, сообщает надпись над её входом. В монастыре Воронец в монашество был пострижен Григорий Рошка, в будущем митрополит Молдавский.
Церковь Святого Георгия включает три апсиды, алтарную часть, центральную часть (неф) с башней и портик. В 1547 году Григорий Рошка пристроил с западной стороны церкви притвор. Церковь — единственное сохранившееся историческое здание монастыря.
Фрески Воронца характерны преобладанием синего цвета. Наиболее ярким проявлением этого синего тона считается выполненная на внешней стене в 1547 году фреска Страшного суда. Для того, чтобы сохранить фрески был пристроен внешний притвор.
В монастыре похоронен святой Даниил Отшельник. При коммунистической власти монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1991 году как женский. 
Завершить описание монастыря Воронец хотелось бы словами ее настоятельницы Irina Pаntescu: «Человек, чтобы полюбить Воронец, сначала должен полюбить красоту. Любить внешнюю красоту означает, что у вас есть внутренняя красота, потому что вы не можете любить то, чего у вас нет внутри. Чтобы понять другую красоту Воронца, вы должны обладать духовной красотой. Начнем с этой духовной необходимости понять духовность внутренней жизни. Чтобы понять это место, вы должны перенести себя в прошлые века, в жизнь людей того времени, понять их, потому что именно так мы имеем прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. И таким образом вы будете тем, кто протянет мост между прошлым и будущим».

Рынок народных умельцев

Меха, деревянная утварь,
керамика, вышивка. Масок,
«гуцульской» одежды в то утро
играли оттенки и краски!

Народных ремёсел развалы* –
иди, выбирай, что угодно!
Сегодня в раю побывала
нежданном. А рядом природа

то дышит взволнованно в душу,
то хвалится лесом и речкой.
И в горы зовёт. Ты послушай
шаманский, клокочущий, вечный

пульс крови, что бьётся по венам
карпатской её Буковины.
Узор «вышиванок» отменных
сливается в хоре едином

со статью возвышенных елей
и с горной рекой на порогах,
случайным её менестрелям
являя присутствие бога.

*У монастыря Воронец, в десятках километров от границы с Украиной, в «буковинских» Карпатах, традиционно проводят воскресную ярмарку, на которой ярко отражаются культурные традиции Румынии. Здесь каждый может утолить свою жажду по румынскому колориту, кто-то найдёт себе сувенир по душе (от мишек до дудочек), кто-то полезные вещи в быту (от вазочек до пледов), а кто-то просто приобретёт красивую вышиванку.
 
В музее декоративных пасхальных яиц

Местные умельцы Буковины
могут из куриного яйца
сделать чудо – рядом с Украиной,
на холмах румынских, без конца,

края без – музей народный «Вама» *.
Техник тысячи. Узорам нет числа.
Я впервые замерла у храма:
к чуду расписному там звала

клумба у ограды. Здесь же сотни,
тысячи таких чудес! И в мир
расписных, резных, от школ народных,
разом окунуться. Ювелир

так своей работою гордится,
как гордится мастер из села.
Лак готовой росписи лоснится,
краскам заготовки нет числа.

Школа ремесла и школа жизни
здесь, в музее, рядышком живут.
Душу яркой, красочной отчизны,
как в яйце кощея, прячут тут.

*Музей яиц «Вама – Буковина». В самом сердце Буковины вы можете побывать в музее, чтобы увидеть самую разнообразную и многочисленную коллекцию крашеных и декорированных яиц в Румынии и одновременно одну из самых важных в Европе. Музей также полезен для знакомства с местными традициями и искусством украшения пасхальных яиц. В мастерской вы также можете сами украсить яйца под руководством преподавателя Летиции Орсивски, которая объяснит вам скрытые символы Буковины.  Объяснения даются на основных международных языках (английском, немецком, французском). Музей расположен на площади 800 квадратных метров и содержит более 11 000 яиц со всего мира, выставленных в 22 стеклянных витринах; здесь можно полюбоваться яйцами, собранными с международных выставок, и яйцами из Буковины с уникальными, старинными мотивами и узорами, унаследованными от прадедов.  В целой витрине выставлены яйца с очень старыми мотивами и узорами из Вамы, для украшения которых использовались исключительно растительные цвета, которые и сегодня достаточно яркие. В другой витрине представлены цвета, характерные для Вамы, вместе с различными элементами культуры Буковины. В следующем зале вы отправляетесь в воображаемое кругосветное путешествие и соприкасаетесь с различными стилями и техниками украшения яиц из 79 стран – все это можно увидеть в витринах музея. В коллекции есть: яйца птиц, яйца рептилий, крупные и мелкие яйца (эму, нанду, черепахи, крокодила, фламинго, геккона, страуса, куропатки, воробья, голубя) или фарфоровые яйца.

Молдовита

Река Молдовита и храм Молдовита*.
В кафе-ресторане с дороги испито

и съедено смачно из речки форели,
да так, что прожаристо кости хрустели!

Там бык на воротах, извечен и прыток,
там жёлтого цвета на стенах избыток.

И жёлтый, и синий на фресках фасада
сегодня расскажут о древней осаде,

когда Богородица город от персов
спасёт. В родословной есть множество версий.

Как было в реале? Что видел художник?
Бредёт человек между фресок, заложник

земных искушений, страстей и ошибок,
ни бог, ни умён, ни доверчив, ни гибок.

На каждого есть и судья, и спаситель.
И храм Молдовиты – святая обитель.

*Монастырь Молдовица  (Молдовита) – румынский православный монастырь, расположенный в коммуне Ватра Молдовицей, Сучавский уезд, Молдавия, Румыния. Молдавский монастырь был построен в 1532 году Петру Рарешем, который был незаконнорожденным сыном Стефана III Молдавского. Он был основан как защитный барьер от мусульманских завоевателей-османов с Востока. Стефан Великий, князь Молдавии с 1457 года до своей смерти в 1504 году, участвовал в 36 битвах против Османской империи, выиграв 34 из них. Он был очень религиозен и строил церкви после многих побед. Незаконнорожденный сын Стефана, Петру Рареш, который правил Молдавией с 1527 по 1538 год, а затем с 1541 по 1546 год, способствовал новому видению церквей Буковины. Он поручил художникам покрыть интерьеры и экстерьеры замысловатыми фресками.
Лучше всего сохранились монастыри в городах Сучевица, Молдовица, Воронец, Юмор, Сучава, Пэтрауц, Арборе и Пробота. Эти восемь монастырей, включая монастырь Молдовица, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году как Расписные церкви Молдавии.
Фрески Молдовицы были написаны Томой Сучавским в 1537 году. Они украшены желтыми акцентами и хорошо сохранились. Преимущественно желто-голубые росписи на его фасаде представляют повторяющиеся темы христианского православного искусства: процессия святых ведет к Богородице, восседающей на троне с Младенцем на коленях, над узким восточным окном; "Дерево Иессея" вырастает из лежащего Иессея у подножия стены, чтобы выстроить родословную Христа вокруг Святого семейства; "Осада Константинополя" посвящена вмешательству Богородицы в спасение города Константинополь от персидского нападения в 626 н. э. (хотя изображенная осада – это скорее Падение Константинополя в 1453 году).

«Гуцулка»

В Румынии, «карпатской» в Буковине,
зайду на поезд с паровозной тягой*. Там
гудок, дымок, вагончики. Поныне
он путешествует по сказочным местам:

здесь хутора, колодцы и заборы
прильнули близко к рельсам узким. Здесь зверья
по обе стороны от них полно. А горы –
встают стеной сосновой, за душу беря.

А речка горная всё вьётся вдоль дороги,
ветвями ив перебирая, как кобзарь.
И лес, и луг, деревья и пороги –
живут всё той же жизнью, как и встарь.

Кричу и хохочу! Гудком пронизан
и радостью моей весь мир вокруг!
Сегодня мне «Гуцулка» праздник жизни
дарит за так, как старый добрый друг.

*В Румынии, на Буковине, имеется одна узкоколейка с паровозной тягой необычайной красоты. Речь идёт о лесовозно-туристической линии «Моканица», начинающейся в Вишеу-Де-Сус, расположенная в самой середине Карпат, недалеко от границы с Украиной, буквально в 20 километрах. Её ещё называют «Гуцулкой». Дорога была построена ещё в начале века (1932 год) для вывоза леса, и в общем-то используется с этими целями до сих пор. Однако, кроме этого, предприимчивые хозяева линии догадались из неё сделать туристический объект. И в начале нулевых были закуплены паровозы, несколько старинных пассажирских вагонов, и по линии стали возить туристов. Основной луч узкоколейки, идущий вдоль реки, имеет длину 46 км.
Паровозный дымок вылетает из трубы, машинист паровоза не скупится на гудки. Всё, как в далёком детстве! Узкоколейка интересна и тем, что погружает в жизнь румынской глубинки, той, докуда не доходят центральные дороги. А живут здесь довольно традиционно – дома с печкой, лошади, сплав брёвен по рекам и т. д. Деревни, точнее хутора, тянутся километров 10 вдоль линии. Иногда поезд прижимается вплотную к заборам. Но потом постепенно жилые дома заканчиваются, поезд въезжает в глухие леса. И всё это время рядом с дорогой вьётся горная речка.
На конечной станции Палтин туристы идут питаться народной едой, заботливо приготовленной местными фермерами. Играют музыканты, дымятся котлы, все местные жители в народных одеяниях. Красота!

В монастыре Агапия

А здесь, в Карпатах, в их «молдавской» части –
Агапии чудесный монастырь*.
От скита древнего он принимал причастье.
Средневековых войн едва остыл

нещадный жар. Резной «молдавской» крышей
темнеют шпили. Пряный запах роз.
И юный Николай здесь зов услышал
писать Мадонну. Ветер с гор принёс

настои хвойных елей с голубыми
разлапистыми ветвями. В резных
протяжных балюстрадах, что с жилыми
монашескими кельями на них –

цветы, цветы. Цветы везде – на клумбах,
в монашеских работах на коврах:
живи, твори, всю жизнь о боге думай,
ровняй землицу клумбы. В небесах –

суровый бог.  В амвоне – лик Давида,
на юного художника похож...
Агапия, с монашеского скита
ты верою в духовное живёшь.

*Корни монастыря Агапия восходят к древнему скиту, который находился в двух километрах, в горной долине, связывающей долину Агапии с долиной речки Секу. Традиция сохранила имя отшельника Агапии, который во второй половине четырнадцатого века возвел вместе со своими учениками деревянную церквушку. Имя этого монаха, которое в переводе с греческого означает «любовь к ближнему», было присвоено не только руководимой им общине, но и окружающим горам, ручью, а затем поселению в долине.
В 1641—1643 годах гетман Гавриил Коч, брат господаря Василия Лупу, возводит каменную церковь по проекту архитектора Энаке Ктиси из Константинополя. Монастырь пострадал от турок и татар в 1671—1672 годах, затем разграблен татарами зимой 1674—1675 годов, поляками в 1680 году, а также пострадал от войск польского короля Яна III Собеского в 1689—1693 годах.
Вокруг церкви, основанной гетманом Гавриилом, было возведено за эти годы и около 320 домов, которые составляют монастырскую деревню. Многие из них, построенные в чистом народном стиле, имеют возраст 150–200 лет. Монастырь Агапия является одним из самых известных и популярных памятников архитектуры.
Древней работой высокой художественной ценности является икона Божией Матери. Эта икона принадлежит к золотому веку византийского искусства. Внутреннее пространство храма расписал в середине девятнадцатого века известный румынский художник Николае Григореску, чей автопортрет мы можем видеть на румынской купюре, достоинством в 10 лей. 19-летний юный художник расписывал внутреннее пространство церкви в течение 4-х месяцев.  По стилю и уникальности эти произведения называют работами «румынского Микеланджело». После такой гигантской иконотворческой работы Николай больше никогда и ничего не писал на религиозные темы.
В настоящее время в монастыре насчитывается около 340 монахинь, что делает его вторым крупнейшим в Румынии после монастыря Вэратек. В мастерских монастыря Агапия монахини ткут ковры, прядут пряжу и делают вышивки. Работают на 100-летних очень качественных «зингеровских» машинах. Для Молдовы монашество – привычное дело, что жизнь примонастырских сел (а их очень много) вовлечена в жизнь обителей, подчинена тому же ритму, тому же циклу. Вся аграрная Молдова – это большое монастырское село.

В монастыре Вэратек

Пятьсот монахинь*. Часть – в нарядных кельях,
часть – в монастырском сказочном селе,
там, где на крышах – деревянных перьев
прочнейший панцирь. На святой земле,

намоленной, ухоженной. Цветочный
спокойный рай. И кедр бросает тень
на радостный приют румын восточных,
их трудовой и полный света день.

Поэты здесь взирали на Карпаты,
художники писали красоту
окрестностей, что на леса богаты,
и отмечали животворность ту,

что озаряет светом ярких фресок
и розы, и пруды цветистых рыб.
И свет полудня оголённо резок
на фоне близких горных скальных глыб.

Как славно, агрессивный мир отвергнув,
вздохнуть спокойно здесь, в монастыре –
ковчеге Ноевом, в раю, природе верном,
в прибежище последнем на земле!

*Монастырь Вэратек – православный женский монастырь в Румынии, расположенный на поляне у подножия гор, в селе Вэратек коммуны Агапия (Нямецкий уезд), на расстоянии 12 км от Тыргу Нямц. Он был основан в 1785 году и является одним из крупнейших монастырей в Румынии. Монастырь Вэратек славится своей красивой архитектурой и уникальными фресками, которые были созданы в течение многих лет. Это самый большой монастырь в Румынии, монастырская община которого насчитывает более 500 монахинь.
Монастырь был основан в 1781–1785  годах благодаря усилиям игуменьи Олимпиады. Сразу после окончания строительства новой церкви (1812 г.) монастырь прошел через тяжелые испытания 1821 года: сокровища были разграблены, монахини изгнаны или убиты, а сама матушка Олимпиада с трудом «избежала меча», найдя убежище в монастыре Секу.
В 1900 году серьезный пожар уничтожил большинство келий, сгорела также крыша большой церкви с двумя деревянными маковками, пристроенными позже, которые так и не были восстановлены. Нынешний комплекс монастырских зданий Вэратека был построен после пожара 1900 года, только каменная ограда, возведенная в 1808-1812 годах, сохранила свой первоначальный вид.
Вокруг монастыря раскинулось монастырское село, в котором стоят очень живописные, традиционные крестьянские дома. Село разрасталось в течение многих лет по изобретательному плану, разработанному народными мастерами, которые построили здесь узкие улочки, дома и другие пристройки, хорошо вписавшиеся в эту пересеченную местность. располагается он в тенистой кедровой роще, несколько сотен лет различные творческие люди, писатели, поэты, художники, приезжали сюда и посещали монастырь чтобы насладиться природой и местной теплотой и простотой, которая окружает весь монастырь. С монастырем Вэратек связана судьба поэта Михая Эминеску, который часто уединялся в тишине этой обители, ее атмосфера была благотворна для его творчества, а в течение долгого времени – для его душевного равновесия.
В монастыре есть музей, ведь целый ряд монахинь из благородных семей и приезжая сюда, привозили с собой ряд картин и других ценных предметов, наполняя тем самым музей монастыря.
Помимо этого, именно в этом монастыре располагается могила возлюбленной знаменитого румынского поэта, могила Вероники Микле.
Монастырь Вератек также славится своими роскошными садами и парками, где можно прогуляться и насладиться красотой Карпат. В монастыре есть также гостиница, где можно остановиться на ночь и насладиться тишиной и покоем.
В целом, Монастырь Вератек является одним из самых ухоженных и исторически значимых монастырей в Румынии. Он привлекает множество туристов и паломников со всего мира, которые приезжают сюда, чтобы полюбоваться природой и помолиться. 

В Нямецкой обители

«Масонское всевидящее око»
увидеть на фронтоне церкви в Нямце*.
И пилигримы под овалом окон
сидящие, и толпы иностранцев.

Такой предстала лавра, где Паисий
писал труды, куда пришёл с Афона
в Молдавию, проделав путь неблизкий
от кельи одинокой до амвона.

А пение пилигримов громче, шире!
Десятки странников стекаются к иконе.
Нямецкая обитель в целом мире
имеет статус, по церковному закону,

не ниже лавры Киева. Цветочных
здесь клумб поменьше. Всё-таки – мужчины,
а не монахини. Здесь «костница» ... и прочее...
и смерть – не смерть. И в этом вся причина.

Гуляю, смущена, обескуражена,
цепляясь за соломинку – за пение,
в «масонский глаз всевидящий» отважно
взгляну в конце, ища благословения.

*Нямецкий монастырь или лавра – мужской монастырь Румынской православной церкви, расположенный в Румынии возле города Тыргу-Нямц.  Один из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования. В XV веке монастырь – центр книгописания. В конце XVIII века в монастыре подвизался старец Паисий Величковский. Здесь он со своими учениками перевел на церковно-славянский язык греческое «Добротолюбие» и труды других православных богословов.
Расцвет лавры пришелся на времена Паисия Величковского, тогда лавра насчитывала около 1000 монахов. Молдавский старец Паисий (Величковский) занимает в истории монашества особое место. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности учился в киевской Академии, странствовал по украинским монастырям; будучи 20 лет перешел в Валахию, и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни. Для молдавского края этот монастырь имел такое же значение, как Киево-Печерская лавра.
В 1934 году число монахов доходило до 800 человек. При лавре тогда действовали духовная семинария, типография митрополита Молдовы.
Здесь находится «Нямецкая» икона Божией Матери, что в 1401 году была пожертвована византийским императором Иоанном VII Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу.  В Нямецкой обители хранится старейшая монастырская библиотека, в которой насчитывается 22 тысячи томов печатных и рукописных книг. В усыпальнице – могилы епископа Павла Романского (1632), Штефана Воеводы, сына Александра Доброго (дяди Штефана Великого) и гробница знаменитого старца Паисия Величковского (1794).
Моё внимание обратил на себя масонский символ «всевидящего ока» в треугольном обрамлении на фронтоне старой постройки. Это не масонский символ, а «глаз божий» в символе триединства, как пояснил нам гид.

О румынских бизонах

Вдоль озера, рождённого от скал,
бродить неспешно незаметной тропкой.
Олень безрогий мимо проскакал.
К семье спешил. Июньской адской топкой

мне показалось зеркало полян.
И в тень зайти – щедрее нет подарка!
И вот я вижу, как от солнца пьян,
бизон в тени лежит*. Бизону жарко.

Он здесь, в Карпатах, обретёт свой дом,
когда получит право на свободу.
Уйдёт в леса и горы. Но потом.
Потом, когда бизоны год от года

числом и силой укрепят стада.
А нынче, на заботливой побывке,
к ним в гости можно заглянуть сюда
и тронуть шерсть на вздыбленном загривке.

*Природный парк Ванатори-Нямц расположен на северо-востоке Румынии, в уезде Нямц, на границе с уездом Сучава.
Парк расположен в предгорьях Восточных Карпат, у подножия гор Станишоара и его пересекают реки Кракау и Озана.
Заповедник «Драгоша Вода» в Ванатори является единственным заповедником в Европе, где бизоны живут на свободе. Заповедник был создан в 1968 году, и примерно через два года он получил первые три экземпляра зубров, привезенных сюда из Польши. В 1977 году к нему присоединились еще 5 экземпляров, а через несколько лет другие животные (олени, фазаны).
В настоящее время в заповеднике 28 зубров, из которых только на семерых могут посмотреть туристы. К сожалению, эти животные находятся на грани исчезновения, местные власти и ассоциации, которые их поддерживают, имеют около 180 гектаров леса для остальных 21 бизонов.
Голова зубра («шапка бура» на румынском языке) является геральдическим символом исторической провинции Молдавия, хотя зубр был отдельным видом от европейского бизона.