Сломанный винтик

Алексей Батищев
  Начальник цеха Игорь Валентинович будучи человеком ещё не старым, уже имел на голове седые волосы. Сильно стесняясь этой преждевременной седины старался стричься часто и коротко. В прокуренной каморке служившей ему кладовкой и рабочим кабинетом одновременно, Игорь подводил итоги уходящего месяца. Тесное пространство, площадью восемь квадратов, было заставлено стеллажами с запасными деталями разных модификаций, оставляя свободным лишь узенький проход от двери до письменного стола. Окно каморки было приоткрыто, выпуская наружу скопившийся табачный дым. На столе благополучно умещались: ноутбук, листы формата А-4, рабочие журналы с папками, разбросанные в беспорядке. В правом нижнем углу монитора ноутбука, часы показывали 19:37. Из приоткрытого окна прямо в лицо реял холодный мартовский воздух пахнущий морозной свежестью. Когда прохлада сделалась нестерпимой, мужчина приподнялся со стула, закрыл окно. После чего он поднёс кружку с остывшем растворимым кофе к губам, сделал глоток и тут же сморщился, но не от противного на вкус кофе. На самом деле мужчина пережил странное недомогание проявившееся тупой болью под левым ребром с последующим жжением в грудине. Игорь застыл в полусогнутом положении у стола, вслушиваясь в дискомфорт. А в это самое время дверь каморки неожиданно распахнулась без стука. Порог переступил токарь Роман. Игорь Валентинович скосил на него болезненный взгляд.
- Чего ты Рома?
- Станок потух, - испуганно проговорил смуглый не молодой мужчина похожий на цыгана.
- Как потух? - неприятно удивился Игорь Валентинович. Они вместе отправились в цех. До окончания смены оставалось менее двадцати минут. Желательно было разрешить возникшую проблему как можно скорее - сегодняшним вечером. Они оба молча уставились на новейшее оборудование. От местных станков, этот отличался автоматической начинкой, которая выделяла его из семейства полуавтоматов и прочих устройств с электромоторами.
- Включай, - распорядился начальник цеха. Роман нажал на пусковую кнопку. Двигатель выдал натужный позыв к работе, а потом умолк. Игорь повторил попытку с пуском, и убедившись в бесполезности действий, позвонил дежурному электрику. Тот прибыл примерно в 19:50, обвёл присутствующих недовольным взглядом, ругаясь и морща лицо сказал: " Вы на часы смотрите ?" Что то бубня себе под нос работающий пенсионер минут двадцать колдовал над схемой электропитания угасшего станка, пока не сдался совсем, объявив устало:
- По моей части видимых причин не нахожу.
- Что же делать? - расстроился Игорь, предчувствуя нарастающую тревогу.
- Таракану хрен приделать, - скороговоркой бросил раздосадованный электрик. - Завтра будем изучать подробнее, - пожимая плечами, снисходительно дополнил он.




 На автомобильной стоянке завода было уже пусто. Сотрудники разъехались по домам с пол часа назад. Подойдя к машине, Игорь взглянул на свинцовое небо, потом на часы. Усевшись за руль мужчина набрал контакт инженера по оборудованию.
- Добрый вечер, Лёш, - молвил звонивший на привычное - слушаю.
- Если ты позвонил, значит он не добрый, - с усмешкой откликнулся инженер.
- У меня проблемы с ГС 526, пошёл на пролом Игорь Валентинович.
- Что с ним? - недовольно пробурчал инженер.
- Не включается.
- Соображения?
- Двигатель, или нечто близкое связанное с ним, откуда мне знать.
- Электрика вызывал?
- Да. Крохов приходил. Всё осмотрел как надо, только выяснить ни черта не смог.
- А если до причины не докопаются? - усомнился инженер.
- Тоже об этом думаю, - признался начальник цеха. Инженер взял паузу на размышление, через секунды отозвался:
- Я сообщу главному сегодня, а он уж не знаю каким образом преподнесёт твою проблему Деду. Но я уверен в одном, Дед проткнёт мои несчастные яйца своей любимой клюкой. Я же принимал этот станок сегодня утром у производителя. Главный подписал бумаги о введении его в эксплуатацию. Целый день станок работал исправно, пока твои архаровцы не начудили.
- Ничего они не чудили, Лёш. Просто заклинил к концу смены. Видимо тот самый заводской брак проявившийся в период начальной эксплуатации в производственных условиях. Станок на гарантии у производителя. - Инженер не добро усмехнулся в трубку:
- Ага, я предвижу, что завтра начнётся, когда инфа дойдёт до Деда. А она дойдёт очень быстро, поверь мне. И ему будет плевать на твои детские аргументы в виде гарантийного талона. Старый осёл сперва засрёт нам троим головы своими излишне правильными речами, постукивая клюкой по полу. А в завершении подведёт грозный итог умозаключениям, примерно в таком духе: собирайтесь и везите его обратно за свой счёт.
- Что посоветуешь? - глухим голосом переспросил Игорь.
- До завтрашнего дня, ничего. Поезжай домой, а я попробую  проанализировать каким образом станем отмазываться.






 Игорь вёл автомобиль с беспокойными мыслями. Петляя в городских лабиринтах по скользкому асфальту, на одном из светофоров, он неожиданно испытал болевые импульсы в грудной  клетке сопровождаемые тошнотой. Свернув вправо с главной улицы, мужчина приткнулся к тихой обочине возле тусклого тротуара в череде других стоявших в ряд машин, заглушил двигатель. Резкий жар нахлынувший внезапным порывом, быстро сменился потливым ознобом. "Что за чёрт?" - всерьёз забеспокоился Игорь, испытав нехватку воздуха в салоне, открыл стеклоподъёмник. Влетевший ветерок обнаружил на его висках следы выступившего пота. Через мгновения дышать сделалось легче. Лишь пальцы рук сковало заметной судорогой. Мужчина принялся их разминать. Коварные мысли, вместо того, чтобы оставить его в покое и отступить, вытаскивали из глубины памяти старые воспоминания восемнадцатилетней давности. Картины прошлого восставали призраками из пепла. В те времена он ещё был молодым человеком. Отработав на токарном станке пару лет, получил приглашение на собеседование в приёмную директора по вопросу повышения с переходом на руководящую должность. В двадцать четыре ему казалось, что можно зарабатывать неплохие деньги на производстве, если быть ответственным и предприимчивым мастером участка. Кадры с высшим образованием на их предприятии, да и вообще в промышленной сфере в отношении инженеров и мастеров всегда находились в дефиците. И не удивительно, ведь на протяжении целого десятилетия страна растила экономистов и юристов - лиц обслуживающего персонала служивших хозяевам новой жизни. Экономисты оберегали финансовое добро, а юристы защищали своих господ от дряхлой в то время руки закона. Администрация завода пустила в ход хитрую уловку с продвижением по вертикале достойных работников со среднем образованием из рабочего сословия, отличившихся особенным рвением и доблестью в капиталистическом труде. Утверждённый на посту руководителя Игорь был окрылён позитивными устремлениями. Но среди прежних коллег по цеху так и не сыскал положительных откликов и дружеской поддержки.
" Понимаешь Игорёк, ты теперь уже не с нами, а с ними. А они - нам не товарищи, -откровенничал с ним во время обеденного перерыва бывший учитель Николай Яковлевич. - Куда ты залез парень? - наставляющим тоном продолжал старый работник. - Думаешь нажиться на наших спинах? Так знай, кроме горба, здесь ничего честным трудом не заработаешь! За любую провинность, тебя станут тыкать носом в дерьмо и напоминать откуда тебя взяли. На "наших и ваших" всё равно не разорвёшься, а выбирать придётся, поверь моему слову. А будешь вякать против, возьмут за ухо, и как помойного кота выбросят на улицу - за полосу отвода, как любит употреблять Папа. Для шефа нет иного мнения, кроме своего личного. Он здесь не только директор, но ещё и совладелец. А для хозяина существуют две категории исполнителей: послушные и непослушные слуги. Послушных подкармливают премиальными выплатами и жирными кусками с хозяйского стола, бывает и лупят, когда дурное настроение. Непослушных гнобят и избавляются, заменяя их лояльными. Моё поколение с молчаливого согласия народных масс и по дурости посадило себе на шею это ярмо. Ты конечно не виноват, маленький ещё был. Однако запомни: на нашем предприятии нельзя быть руководителем промежуточного звена. Несмотря на низкую зарплату и трудные условия жизни, работяге проще плюнуть и уйти, при этом сохранив человеческое достоинство. С пастуха спрос иной. Он является материально ответственным, а значит, при желании хозяин может навешать всякого геморроя. Ты хорошенько подумай, прежде чем влезешь в это гнилое болото. И запомни на будущее: нормальный человек всегда отвечает сам за себя и за своих несовершеннолетних детей. Жертва берёт ответственность за других."

На соседней улице возник нарастающий вой серены. Впереди, в паре кварталов отсюда в гуще городских строений на фоне свинцового неба громоздилась стеклянная высотка на крыше которой светился голубыми буквами логотип компании "МедФарм" Мимо проехали несколько машин решивших переместиться с одной городской артерии на другую. Игорь прикурил сигарету и снова погрузился в воспоминания.

Лет пять тому назад он уже занимал должность начальника цеха. А сам хозяин по истечению лет, из Папы превратился в Деда. Здоровье его незаметно пошатнулось. По настоянию докторов он завязал с курением, сменил свой Форд на велосипед. К тому же, как-то неожиданно помешался на чистоте. Каждый вечер обходил владения с проверкой и светил фонариком по углам - отыскивая там завалявшийся мусор. А когда что-то находил, то немедленно фотографировал и делал запись в свой рабочий блокнот. На утренних планёрках устраивал разносы ответственным за территорию. Со временем над ним стали подсмеиваться за спиной ни только рабочие. А изношенные ещё с далёких времён станки и пресса, три десятилетия подряд не знавшие капитального ремонта, истекали маслом. Станочники то и дело подкладывали ветошь у подножия механизмов, чтобы сочившееся масло не растекалось по полу. Мастерицы чистоты в конце дня собирали промасленную ветошь в вёдра и выносили в мусор. Однажды Деду надоело писать замечания в свой блокнот, и Игорь Валентинович заработал строгий выговор. Проконсультировавшись с мастером хозяйственного цеха в неформальной обстановке, Игорь осознал реальную политику предприятия в отношении оборудования.
" До пенсии твои будут подтирать это масло, если конечно доживут до неё, - в злобном сарказме комментировал ситуацию коллега. Скажи спасибо, что станки вообще работают как-то. Ты надеешься, что кто-то будет финансировать ревизию механизмов? Даже и не думай! Сам догадываешься, куда утекают деньги... Мы конечно ремонтируем как можем, но этого мало. Станкам требуется комплексный ремонт с привлечением специалистов наладчиков."

На оперативное разбирательство были призваны виновные станочники вместе с мастером. Так же Дед задействовал нескольких инженеров, сотрудников бухгалтерии, представителя пожарной части. Натянутая атмосфера грозила негативными последствиями. Опросив бегло инженеров и кривясь от их нелепых отговорок, барин переключился на рабочий класс, отделив каждому станочнику на объяснение по пять минут времени. Пока они разъясняли ему наболевшее, он морщась глядел в окно. На улице стоял восхитительный весенний день. Солнце лучезарно благоволило к бетонным ангарам и бурым стенам заводских корпусов. Оно заглядывало в окна актового зала, незаметно расслабляя напряжённых сотрудников.
- Ты зачем привёл сюда этих парней?! О чём они мне тут рассказывают? - резко зарычал Дед обращаясь к Игорю Валентиновичу, взбудоражив резким тоном спокойное течение времени. Начальник цеха молча поднялся.
- Ты думаешь, я этого всего не знаю? Или ты считаешь меня идиотом, которому следует напоминать раз за разом эти молитвы? - горячился шеф. - Мне важно понимать, что ты можешь предпринять, как руководитель? Не надо ни на кого ссылаться. Что лично ты сделал в своём хозяйстве, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?
- Я уже выражал своё мнение Вадим Ефимович. Станкам нужна поэтапная ревизия без длительного отрыва от производства, осуществляемая профильными специалистами, - отвечал настойчиво Игорь. Его простые слова понятные каждому здравомыслящему человеку, для директора послышались вопиющим вызовом неприкасаемому авторитету. Дед привык к оправданиям, ожидая рабского смирения со стороны жертвы, а тут... Тон подчинённого ужасно вывел его из привычного  равновесия. Дед стукнул ладонью по столу, и все присутствующие расплавленные лучами майского солнца, так или иначе вздрогнули.
- Да кем ты себя возомнил!? Думаешь самый умный здесь! - возмутился разъярённый чем то хозяин. - А ну ка, назови мне виды вырабатываемой стружки, быстро! - прорычал Дед.
- Слитная, ступенчатая, элементная, стружка надлома, - отвечал Игорь Валентинович.
- Что такое предельный чугун? - продолжал экзаменовать шеф.
- Это промежуточный продукт используемый в переработке стали.
- Назови мне классификацию резцов.
- Прямые, оттянутые, отогнутые.
- Группы металлов!
- Щелочные, переходные, цветные.., - Игорь запнулся и замолчал.
- Это не всё, - оскалился злорадно Дед. Поднял вверх указательный палец, погрозил им начальнику цеха:
- Помни, мы обязательно найдём то чего ты не знаешь или забыл! И в любой момент и день, когда пожелаем, можем заменить тебя на кого то другого, даже не сомневайся. На твоё место желающие найдутся. Завтра приедешь на работу, а тут уже другой. Подумай, чем будешь кормить свою семью.





 В кармане запел телефон. На линии была супруга. Игорь ответил ей тяжёлым голосом.
- У тебя всё в порядке?
- Да.
- А где ты есть?
- Остановился у табачного магазина, - соврал ей Игорь.
- За продуктами заедешь? Я не всё купила.
- Заеду, - пообещал он заводя двигатель.





 На выходе из магазина Игорь заметил уличного попрошайку. По виду собирателя милостыни было ясно, что тот имеет отклонения в умственном развитии. Юродивый придирчиво всматривался в лица равнодушно проходивших мимо него людей. И когда те удалялись, дурачок им в след корчил противные рожи. Поравнявшись с попрошайкой, Игорь невольно взглянул ему в лицо, и тот, точно присосался липкими жёлто серыми глазами.
- Сигаретки не найдётся, братишка? - кривляясь произнёс юродивый, плохо выговаривая фразы. Кажется у него были ещё проблемы с речью. Игорь извлёк из кармана пачку сигарет, протянул её просящему. Из щедрого побуждения, жестом предлагая забрать её всю. Поняв намёк бродяга сказочно  обрадовался, расплылся в благодарных бормотаниях. - Гуоолый, - пропел дурачок странную фразу вытянутыми в трубочку губами, неустанно закивал головой. Именно в этот момент ужасная боль пронзила молнией тело Игоря. Потеряв сознание, он рухнул на тротуарную плитку.