Перелет в Чикаго, первые дни, первая работа

Олег Делёв
1. Перелет

Сначала вся семья с десятком-другим сумок-челночников и иммиграционными документами в пластиковом пакете загружается в родном аэропорту в самолет, под подозрительными «ууу предатели» взглядами одних, под завистливыми «ну повезло же» взглядами других. Летим, но тут первый шок – пересадка в иностранном аэропорту – Ирландия, аэропорт «Шенон», на что мы по спешке и не обратили внимание.

Аэропорт Шенон, Ирландия, тут пересадка на самолет в Чикаго, США – 5 человек иммигрантов (наша семья), с пластиковыми белыми пакетами с логотипом международной организации по иммиграции в руках (такие инструкции получили) со всеми нормальными (не иммигрантами) пассажирами перешли из самолёта в здание аэропорта. Никто не встречает, инструкции не дает, а вся огромная толпа из самолёта рассыпалась кто куда, а вернее все по своим делам и рейсам, домам.

А мы…?

Вышли из самолета, в руках пластиковые пакеты с иммиграционным логотипом, все вместе прошли, оглядываясь по сторонам, в огромное здание аэропорта. Чистота, суета, и бесперебойные объявления на английском языке по громкой связи, с явным Ирландским акцентом, кому лететь, куда лететь или сидеть и ждать.

Народу тысячи, да все не наши. Стоим. Оглядываемся. Ждём.

Представляете, а к нам никто не подходит!

Слушаем объявления по громкой связи. 5 минут стоим, 10 минут, 15 минут. Никто к нам не подходит?!

А как же иммиграция?

Пакеты эти иммиграционные поднимаем выше, может логотип маленький, но опять никого, никто не подходит. Нервишки стали сдавать, сердечко застучало.

Ждем опять, но уже волнуемся - нас бросили, кинули, а другие (а кто их знает, может другие тоже были) каким-то образом ушли в другое место. Опять ждем.

Потом начинаем суетиться и приставать ко всем служащим аэропорта, мол, куда нам, иммигрантам, идти и как добраться в Чикаго. Куда нам пойти они не знали, и хорошо что не знали, а наши бы послали, сами знаете куда, а вот как добраться до Чикаго, подсказали - идите в справочную был дан совет.

- Пойду я спрошу в справочной, может где-то в другом месте ждать надо, - предложил я семье.

- Неет, не уходи, вдруг кто-то подойдет, а мы ни бум бум по ихнему, - говорили мои родные.

Я ждать не люблю и пошел в справочную.

- Хелоу, экскьюзми, - начинаю я с привета и извинения. - Вот уже долго ждем, а к нам никто не подходит, мы иммигранты из Белоруссии в США.

- Какой Ваш рейс, - только и смог я разобрать в ее тяжелом Ирландском акценте.

- Вот мои билеты, мы в Чикаго летим, - сказал я.

- Ой, да у Вас же уже регистрация почти заканчивается, бегите скорее к воротам G-26, - засуетилась она. - Вот в ту сторону бегите.

Вот хорошо что додумались спросить в справочной.

И мы побежали...Быстро, почти быстро, добежали до правильного выхода на посадку. И вовремя, уже подходила к концу регистрация на этот рейс. Прибежали все в мыле, на нервах, плохо пахнущие и плохо выглядящие, голодные и хотящие пить.

Слава русской смекалке, а так же великому прогрессу человечества в виде справочного бюро с английскими буквами - INFORMATION.

Всё. Сидим, летим. Кушаем, отдыхаем, в иллюминаторы смотрим. Пока ничего не видно - облака, облака и крыло самолета. Мы легли спать с надеждой и ожиданиями на лучший приём в Чикаго.

А через 8-9 часов - Чикаго, город Аль Капоне и мафиози в 30-х. Это и всё что мы знали об этом чудесном городе.


2. Прилет - началась иммиграция

Что же такое иммиграция?

Иммиграция – это когда индивидум, будь то мужчина, женщина или ребенок, покидают свою Родину и переезжают на ПМЖ (постоянное место жительства) в другое государство.

Когда ты иммигрируешь у тебя много и страха, и надежды, и ожиданий.
Со страхами всё понятно – ты едешь в незнакомую страну, ничего там не знаешь, никого или мало кого знаешь, но этот страх регулируемый и сам ты сможешь уже побороть его на месте прибытия.

Боюсь, боюсь, боюсь! Но справлюсь.
С надеждами тоже вроде всё понятно – мы едем на новое место и там надеемся, что будет лучше. Надеемся и ждём!

Ждем…

Ожидания были наверное самыми интересными. А как же?! Вокруг же было столько организаций, которые «должны» были помогать тебе-иммигранту: оформление документов, паспорта, разрешения на выезд, билеты, и вот наверное самое главное – это организация встречи иммигрантов, нас например, в аэропорту например. Хорошие ожидания, а что, они же цивилизованные люди, с понятиями. Да и фильмов мы насмотрелись – ты приезжаешь, а там с табличкой тебя в аэропорту встречают, приятно же!

Всё тоже самое повторилось и в Чикаго, в смысле ожиданий, пока в иммиграционной и таможенной зоне мы не получили на руки какие-то белые карточки с красными номерами и поставленными красными печатями – въезд разрешен, шлёп, иммигрантский статус - иммигрант-беженец, шлёп, дата – 03.10.2000 (числа у них по-другому пишут - 10 марта 2000 года), приветствие офицеров службы безопасности – Добро пожаловать в Америку! Welcome!

И пока на карусель не стали падать один за другим наши 11 штук китайского производства баулы-сумки, мы волновались. Проверили. Все целы и все 11 штук. Переживания немного закончены, с тележками в руках, мы покатили на выход, следуя указателям-вывескам «Exit – Выход» к маячившим впереди дверям с окошечками в виде иллюминаторов (самолета или корабля). Сердце колотится, что же там впереди? Кто же там впереди? Работники службы иммиграции? Или только родственники? Ожиданий много! Распахнули двери, протаранив их тележками, сливаясь с общим потоком людской массы постоянно хлопающих дверями.

- Мама, папа, Аня! – позвал нас знакомый голос брата жены, и вернул нас в реальность и поставил жирную точку во всех наших ожиданиях и предоставив первый вывод.

Да никому ты не нужен, кроме налоговой, потребительским компаниям и еще одному человеку – самому себе. Налоговой – потому что ты теперь стал полноценным налогоплательщиком, или они (государство США, её бюрократическая машина) так думают что ты стал, надеются, ждут. А ты делаешь всё возможное и невозможное чтобы они (опять же государство США) как можно дольше так думали и продолжали тебя поддерживать различными программами помощи и поддержки.

Потребительским компаниям ты нужен, потому что скоро начнешь тратить и тратить и тратить.


3. Первые дни

Отсидевшись и чуть отъевшись с неделю после приезда в США, мы стали потихоньку ходить и регистрироваться в разные организации, особенно по иммиграции которые.

По приезду в Чикаго, в самом агентстве по иммиграции евреев, ХИАС, нам назначили куратора, которая должна была нам помогать, за ручку везде водить, рассказывать где нам надо регистрироваться, куда ходить, куда не ходить. “Мама” наша - куратор.

Потихоньку устраивались и встал вопрос о работе - какая? где? и сколько будет это стоить, в смысле платить они будут. Наша кураторша сообщила, что пора уже начинать искать работу и ХИАС в этом тоже помогает, надо к ним ехать в центральный офис, что находится в самом сердце Чикаго на улице Джексон.

Работа - это хорошо. Она принесёт долгожданные долларовые вливания в семейный бюджет. 100, 200, 300, ой ноль забыл, 1000, 2000, 3000 потекут к нам. У нас появилась наисильнейшая мотивация в виде зелёной валюты, которую должны нам платить за наш доблестный труд. А так как я почти не еврей или вернее совсем не он, то пришлось ехать в это агентство в сопровождении тещи и жены. Они были у нас 100 процентные. Мало ли, а вдруг там по национальному признаку помогают. Вы вот не смейтесь и на 25 поправку Конституции США не кивайте, мол свобода слова, религии и сексуальных отношений там у них всё, а пожилая еврейка, работавшая в офисе, сосканировала нашу тройку на раз-два-три, как только мы вошли.

- Шалом, - поздоровалась она с нами.

- Шалом, - ответили мы хором, зная эту фразу на многих языках.

- Джуу? - улыбаясь спрашивает она уже на английском, что значит евреи.

- Ес, джуу, - отвечаю я за всех, и вижу уже совсем другое старушкино выражение. Но она всё же несколько раз заострила на мне внимание, наверное выискивая какие-то только евреям известные места, по которым они отыскивают еврейские корни.

- Что она сказала?  - почти шёпотом, спросили мои.

- Спросила не евреи ли мы и я ответил что евреи, - тоже почти шёпотом ответил я.

Потом она, представительница агентства ХИАС, начала рассказывать про историю переселения евреев в США, как и кому они помогают, а так же как все евреи тоже им помогают. Потом спросила как у нас дела с работой.

- Да никак, - ответили мы.- Только что приехали.

- Резюме есть у вас? - продолжила она и пристально смотрела на реакцию, может ожидая, что нам такие слова не знакомы, мало ли, может там, где медведи по улицам бегают и на балалайке играют, не знают таких слов.

- Да, конечно есть, - ответил я и начал доставать свои документы.

- Расскажите о себе, - попросила она.

Я сказал, что по работе пока только я могу устраиваться, так как жена кроме “Хелоу. Hello” и “Гуд бай” ничего не знала. Ей надо бы поучиться и в английском, и компьютеры, и профессию какую приобрести. Потом перешел на рассказ о себе, упомянул о моем высшем образовании, показал диплом на русском языке. Она выслушала всю мою довольно большую и интересную (для меня конечно) карьеру. Секунд 5 “подумала” и достала папочку, сообщив, что у нее, чисто и специально для меня есть работа прямо сейчас. Уже завтра могу выходить.

Да это же отлично!

- А сколько платить будут и какие это работы? - поинтересовался я, так ради интереса.

Обувная фабрика “Сапоги корпорэйшн”, шоколадная фабрика “Какие то кукис”, строительная артель Изи Мэйсона и другие похожие организации. Работать в основном чернорабочим, или если быть политически корректным (я о черном), то мало квалифицированным рабочим - принеси, подай. Наверное тоже можно поработать, только не на стройке, зимой холодно и это я по отцу помню, он всегда говорил, что все болезни от холодной погоды и что мёрз на стройке. Обувная фабрика и шоколадная фабрика - подойдут, там тепло наверное, батареи топят и шоколад дают.

- Я готов работать, а что платить будут и какие условия? - снова спросил я, умничая.

- Вот их предложения, - передала она мне их предложения, на факс бумаге, формата А4. Конечно на английском.

Читаю...

Обувная фабрика “Сапоги корпорэйшн” - 5 долларов в час, работать 20-40 часов в неделю.
Шоколадная фабрика “Какие то кукис” - 4.75 доллара в час, работать 20-40 часов в неделю.
Строительная артель Изи Мэйсона - 4.50 доллара в час, работать 20-40 часов в неделю.

Картина была ясна. Я задумался, а сам начал считать, умножая, складывая и вычитая. Из всех работодателей более привлекательным выглядит обувная фабрика. И что получаем:
8 часов в день умножаем на 5 долларов = 40 долларов за работу в день.
40 долларов умножаем на 5 дней = 200 долларов в неделю
200 долларов умножаем на 4 недели в месяце = 800 долларов или чуть более 900, если дней будет более 20. Хммм. Не много, а впахивать нужно будет по полной программе. Я для себя сделал вывод - мизер. Эксплуататоры, плантаторы проклятые.

- А что там делать нужно на этой фабрике, Вы знаете? - вместо этого спросил я.

- Там не сложно, там обувь по коробкам раскладывать нужно, - уверенно ответила она. Наверное не одного работника отправляла она.

- Наверное на обувную фабрику я пойду, - для приличия ответил я, понимая что им нужно тоже как то перед спонсорами отчитываться, а эти фабрики явно были спонсорами учреждения. - Дайте мне парочку копий, я резюме им пошлю.

Она подготовила нам пакет и сказала не медлить с работой.

4. Первые работы

Ботинки не охота было укладывать за копейки в две смены работы, по разным коробкам, да и шоколадные печенюхи делать или расфасовывать тоже не согласился я. Смех был, как я представил себя в колпаке таком синем и в синем же комбезе или фартуке, прям как повар, а вернее фасовщик шоколадных печений, и нос в муке. Я посмеялся про себя, но тут же посерьёзничал.

- А что? - задаю я сам себе вопрос.

США - страна свободная, демократическая, что хочу, то и говорю. Я ж почти директором в России был, собственником понимаешь или вернее совладельцем компании, а они мне ишь ботинки сортировать - левый с правым, правый с левым, а потом в коробку. И так 8 часов. Да запросто, я ж смогу. Простота. 

- Сколько платить то будут? - вспоминаю мой вопрос.

- Начинать надо с 5 долларов за час, - вспоминаю их ответ.

И за эту работу, это я про ботинки, 5 долларов в час платили бы, вообще мизер.  За 10 долларов я бы наверное согласился. А так менее 800 долларов в месяц выходило после всех вычетов.

И где ваши, в смысле ихние, зарплаты с 5-6 нулями? - спрашивал я их молча. - Только два нуля было. Зажали остальные нули то. Жадины. Уууу.

- Я подумаю, но наверное меня такая работа не устроит, слишком мала оплата, - объяснил я свой отказ, когда общался с кураторшей.

Ой, вы бы видели лицо этой тёти! Хорошо, что всё нам, беженцам, предназначенное они всё же отдали  - направления на бесплатные курсы английского, компьютеров, купоны на мебель, и прочую подержанную утварь, не одним поколением беженцев подержанную. Так же купоны в госпиталь и к врачам на обследование. Так же главная женщина из ХИАС положила в этот пакет карточку-требование, в виде нашей, СССРовской открытки, добровольно помочь этой организации - 5, 10, 15, 20 долларов. Но в тот момент кто бы нам помог бы. Про тысячи в подушке мы молчали. Я думаю эта руководительница знала, что и у кого в наличии и надеялась что по немного мы всё же поможем. В другой раз. Признаюсь наперед, помогали и не только деньгами.

- Надо что-то получше искать, - сказал я уже дома своим.

- Где тут искать то, никого и ничего ж не знаем? - спрашивали меня родные.

- Так мы у Марты спросим завтра, у нашего куратора, - совсем резонно ответил я. - Да и Саша с Леной тоже могут помочь.

Тут самому пришла из памяти фраза: “Ты звони если что!”. Это говорил  владелец своего маленького завода пожилой американец мистер Шер, с корнями из царской России. Это я в 1995 году был у него на стажировке на заводе в городе Нью-Рошель, штата Нью-Йорк, чтобы потом продавать их оборудование в России, во Владивостоке. Мы получили тогда статус “Дистрибьютер” - читай торгаш -продавец. Я, после 2х недель стажировки, отучился, сертифицировался и вот на прощальном ужине с семьей Шеров глава семейства и компании и сказал, что типа если буду в их краях, чтоб заходил, в смысле звонил. Вот я и подумал, а почему бы и нет. Я ж не просто так, я ж продавал оборудование и на целых 70 000 зеленых наторговал, продал в смысле. 70 тысяч - это серьезно, рассуждал я, подбадривая себя перед звонком. Мало ли, может сработает, но как-то страшновато, да и что скажу я ему:  “Привет мистер Шер, это Олег, который из Владивостока и которому Вы 5 лет назад сказали звонить. Вот звоню.” Я всё еще сомневался. Пошел проверять свою стопку визитных карточек, что я возил и вожу по всем странам, начиная с тех пор как я набрал таких карточек в Южной Корее, когда в моря ходил на плавбазе “Петр Житников”. Там, в общей стопке, и была карточка мистера Шера тоже. Открыл коробку, поискал и вот его визитка в сине-белых тонах у меня в руках. Телефон есть. Я постоял чуть-чуть у телефонного аппарата и подняв наконец-то трубку, начал звонить. Пошли звонки, пошло соединение.

- Алло, это компания Тек Индастриз, чем могу помочь, - ответила Сильвия, секретарша, как будто этих 5 лет не было.

- Привет Сильвия, это Олег, что из России, из Владивостока, - радостно поздоровался я.

- О, `Олег, я помню тебя! Как дела? Что могу для тебя сделать? - тоже радостно спросила она, уже со смыслом.

- Звоню узнать нет ли в компании работы для меня, я сейчас живу в США, в Чикаго, - уже не напрягаясь рассказываю или вернее расспрашиваю ее я. - Вот хотел с мистером Шером поговорить.

- Ты живешь в США? В Чикаго? Вау! - восклицала Сильвия удивленным голосом. - Я передам твой номер телефона и что ты звонил мистеру Шеру. Если честно, то у нас есть вакансия.

- Огромное спасибо, Сильвия! Я очень рад и буду ждать звонка. Гуд бай! - попрощался я и с улыбкой на лице  повесил трубку.

- Мне позвонят, - объявил я дома. - Будем надеется что скоро это будет.

Часа через 2 долгой трелью зазвонил телефон в прихожей. Было ясно, что серьёзный такой звонок. Я подошел и смело поднял трубку.

- Хел`оу, Олег Делёв слушает, - сказал я на английском.

- `Олег, это Мистер Шер, я рад услышать что ты в США, - явно  с улыбкой на устах говорил он, тоже по английски. - Сильвия сказала, что ты ищешь работу. Это так?

- Да, это правда, я ищу работу и был бы рад поработать на Вашу компанию, - уже перехожу я на полуофициальный тон. - Вы мне 5 лет назад,  в 1995 году, сказали позвонить Вам, вот я и позвонил.

- Конечно, конечно, ты правильно сделал, что позвонил, нам как раз нужны работники, - продолжал доброжелательно мистер Шер. - Я скажу Сильвии и она пришлет тебе авиа билеты, туда и обратно. Прилетишь на интервью, поговорим и если всё всех устроит, то мы тебя возьмем на работу. Когда сможешь прилететь? Ты не занят?

- Я могу хоть завтра, но боюсь билеты не дойдут так быстро, - с радостью в голосе ответил я. - Я вышлю мой адрес в Чикаго на ваш корпоративный адрес электронной почты.

- У тебя есть уже электронная почта? - с удивлением спросил он.

- Он у меня был и остался тот же, когда я жил еще во Владивостоке и мы общались по бизнесу, - заметил я. - Это на Яху (Yahoo) который.

- Отлично! Высылай сегодня же адрес и Сильвия закажет тебе билеты на самолет, - сказал владелец семейного бизнеса.

- Я сразу же это сделаю, как только мы с Вами поговорим, - уверил его я. - Спасибо Вам.

- Пока не за что. Буду рад увидеть тебя и пообщаться. Жду. Хорошего дня и до свидания, - прощался он.

- До свидания, - попрощался я и с гордым чувством повесил трубку.

Вся моя семья ждала объяснения, так как я щебетал по телефону целую вечность. Я тянул время.

- Олег, не томи, - сказала жена.

- Ну что, я почти устроился на работу в Тек, что в Нью-Йорке, это куда я ездил на стажировку в 1995 году, - гордо отвечал я. - Шер пришлет билеты на самолет, туда и обратно билеты. Это будет интервью. Сказал что готов после интервью предложить работу.

- Это же в Нью-Йорке, а мы в Чикаго, - задавали мне вопросы.

- Если примут, я пока там поработаю, потом можем все туда переехать, - уже убеждал я их. - Нью-Йорк самый большой город в США и финансовый центр всего мира. Плюс - это будет  уже опыт работы в американской компании, а не хухры-мухры.

Я был горд за себя, потому что мои старые контакты сработали и я был уверен, что моя работа дистрибьютором во Владивостоке поможет мне устроиться на должность, какая бы она не была.

- Там легче будет найти работу Ане, если что, да и русских там больше, - кивал уже я в сторону тещи и тестя. - Будет с кем познакомиться и пообщаться. А еще там океан, море, почти как во Владивостоке.

Я убедил всех и побежал в городскую библиотеку, что бы по электронной почте отправить мой домашний адрес в Чикаго мистеру Шеру. Интернет еще не провели мы себе, да и компьютера тоже не было.

Через пару дней пришел пакет, который доставили экспресс почтой США, UPS. Открыв пакет, я нашел там только два билета. Один билет из Чикаго, из аэропорта внутренних линий “Мидуэй”, в Нью-Йорк, в аэропорт “Ла Гвардия”. Второй билет - это обратный билет, из Нью-Йорка в Чикаго, тоже в аэропорт “Мидуэй”. Отлично. Осталось добраться до аэропорта и сесть на самолет, выйти уже в Нью-Йорке, добраться до компании и пройти собеседование. Без проблем. Я уже один раз такое делал. Владивосток - Москва - Нью-Йорк - Нью-Рошель. А потом обратно - Нью-Рошель - Нью-Йорк - Москва - Владивосток. Вот и на это раз справимся. Открыв карту-атлас по всему штату Иллинойс (северные районы), мы нашли что этот аэропорт не так далеко, но чуть подальше от нас чем международный и знаменитый аэропорт “О Хара”. На машине минут 40-45. Да там было то две дороги - на запад по Питерсон, что у нас была возле дома и потом на юг по проспекту Цисеро. Прелесть.

С женой сели в машину и поехали. Решили, что я там оставляю машину на парковке у аэропорта, а она обратно на такси уедет (раскошелились на это дело). А потом я прилетаю, нахожу машину свою на парковке и еду обратно домой. Той же дорогой.

Через 2 часа я уже был в Нью-Йорке.