Нужная форма. учим учителей

Борис Успенский 2
 
     "Наливное яблочко на золотом блюдечке", то есть "пустая трата времени", "спектакль" - так называется открытый урок его противники.
     Нам думается, важно не то, что они отрицают его методическую эффективность, а а значительно важнее причины такого отрицания.
     Каждому ясно, что критикующие открытый урок имели возможность, к сожалению, видеть только наливные яблочки. Но, с одной стороны, вид наливного яблочка на золотом блюдечке не так уж и плох, а, с другой стороны, - каким же яблочком должен быть открытый урок: кислым, горьким, или никаким?
     Более того, при явном попустительстве критиков, очевидно, готовилось и золотое блюдечко. Не праздный вопрос: почему оно готовилось? Разве мишурная позолота почиталась всегда за червонное золото?
     Открытые "показные", "праздничные", прорепетированные уроки, действительно, много хорошего дать не могут учителям, слушающих их, а иногда порождают у слушателей горькое досадное чувство, нередко переходящее в возмущение. Воспитанию же учащихся прорепетированный урок наносит большой вред, так как убеждает их в том, что учитель солгал у всех на глазах, солгал перед ними, учениками, их родителями, перед товарищами по труду и даже  перед самим собой, перед своей совестью,что хуже всего; Он сделал соучастниками  своего преступления ни в чём не повинных учащихся. Странная, неизлечимая травма. Да, жестокое испытание авторитету учителя, жестокое испытание системе воспитательного воздействия на учащихся.
     Всё же для наблюдателей такого урока имеется определённая польза.Его постановка, как коллективный труд, как результат максимально высокого уровня подготовки урока преследует цель приближения его к идеальному совершенству. Учитель при всех недостатках такого урока извлечёт из него положительные для себя примеры.
     Но, как уже сказано, показной урок явно вреден для учащихся в воспитательном отношении и потому от таких открытых уроков следует решительно отказаться.
     Следовательно, открытые уроки могут быть разными: и вредными и полезными.
     Никто не будет возражать против необходимости распространения лучшего педагогического опыта.
     Как же его распространять?Теоретически?
     Эту форму распространения передового педагогического опыта уже нашли нужной, но неэффективной.
     Учителя всегда волновал  и волнует вопрос: как теорию применить на практике? Почему учащиеся товарища лучше знают учебный материал, лучше развиты, нежели его учащиеся? Каким образом это достигается?
     Как ответить на такой вопрос? Как помочь учителю, если он сам желает проникнуть в практическую лабораторию опытного учителя, достигающего хороших знаний и навыков учащихся?
     Педагогу, имеющему небольшой практический опыт, да и опытному учителю нужно побывать на уроках товарища и лучшее в его опыте применить на своих уроках. Опытный же учитель  не только возьмёт из творческой лаборатории товарища то, что найдёт нужным, но и поможет товарищу вскрыть недостатки  и ошибки в его работе. Правильно поставленный урок даёт широкие возможности для свободного обмена опытом работы.
     Учителю, наблюдающему работу другого учителя всё важно: от внешности дающего урок, манеры поведения в классе до тончайших элементов  его педагогического контакта с учащимися, этого почти неуловимого момента влияния  воли учителя на сознание учащихся в процессе  познания  ими нового научного материала.
    А ведь это и есть обучение практике педагогического труда, то есть то, что нужно учителю.
    Обычно в наших школах  по всем предметам, проводятся семинары, практикумы. Наиболее полезной формой методической работы оказались открытые уроки. С полной уверенностью можно сказать, что в них не проведено ещё учителями ни одного показного, прорепетированного урока.
    Отрадно видеть, как опыт лучших учителей одной школы используется в других школах , как неуклонно  в связи с такой  практикой постановки открытых уроков улучшается качество знаний и навыков учащихся, как перед творческими усилиями учителей отступает закоренелый враг школы - второгодничество.
    Нет, учителя не за огульное отрицание открытого урока. Учителя в основном за честно поставленный открытый урок, в котором проявляется подлинное творческое лицо учителя, вкладывающего  в свой труд мысль и сердце и отдающего всё лучшее своего опыта товарищам, для того чтобы успешнее обучать и воспитывать детей.
    Открытый урок - нужная и необходимая форма распространения педагогического опыта среди учителей, живая форма методической работы.