Эпизод из жизни прмц. Елисаветы Феодоровны

Павел Троицкий
Тут у меня недавно возник  спор с одним историком  на тему надо ли вытаскивать на свет всю правду. Но если ее бояться, то подвиги многих святых  стали бы преуменьшены или вообще потеряли свое значение. Приходилось мне читать книгу епископа Варнавы (Беляева) о преподобном Гаврииле (Зырянове). Есть житие, очищенное от всяких сомнительных вещей, а есть эта книга, где полная искушений жизнь в Оптиной. Потом Высокопетровский монастырь, где пытались несколько раз напоить его допьяна, подкупали проституток, которые пытались его соблазнить, пытались просто убить, тайно заразили его сифилисом и т.д. и т.п. Но сейчас мы не об этом святом и не о проблеме правды в церковных жизнеописаниях. Сейчас о таком эпизоде из жизни прмц. Елисаветы и прп. Гавриила. Он приехал в Москву к великой княгине. Слово епископу Варнаве: "На гостинице я встретил Елизавету Федоровну. Гостинник о. Иннокентий отводил ей угловой (от лестницы) номер, который он мне показывал незадолго перед тем, как его устроил. По дороге шепнул: "все молится. Мало длинных всенощных наших, придет - молится ещё  до часу ночи..." Это о ней. "Приходите перед вечерней чай пить", - это уже ко мне. Прихожу к о. Алексию-затворнику, тот в заметном волнении.
Представьте себе, что о. Гавриил великой княгине сказал. Она спрашивала его про Распутина...
(при дворе, как я знаю, было несколько партий; у императрицы была родственница, не менее ее настроенная мистически, с преклонением перед старчеством, но не столь разборчивая; да и то сказать, надо иметь большое духовное прозрение, чтоб отличать истинно святого тот человека, близкого к бесам и их чудесам; стоит только вспомнить, кто ввел этого Распутина...)
-...И что же он сказал?! "Убить его - что паука, сорок грехов простится..." Читатель уже знает про шутки о. Гавриила, но в таком сочетании слов, значений и обстоятельств ещё их не встречал.
-Но какое же мое положение, - продолжает старец, к  которому ездила вся Гатчина, все графини и княгини и весь набожный двор. - Великая княгиня спрашивает меня: "А вы, батюшка, как думаете?" Ведь вы понимаете, что это значит? Понимаете?
Я молчу, даю старцу высказаться до конца. Понятно, Дмитрий Павлович, Пуришкевич, Юсупов, если бы знали об этом - а они, конечно, не могли не знать, имели бы лишний козырь в своих действиях и ссылались бы, веруя или не веруя: "Вот и старцы..."
- Я ей отвечаю: "Нет, я не могу благословить... Что вы, да разве это можно... Нет, не могу".
 На этом кончаю и выводов никаких не делаю". Последуем епископу Варнаве: не будем размышлять о великой княгине. Да и о Г.Е. Распутине. Почему - то о нем мне ближе всего мнение ни святого старца, ни вообще святого, а В.А.Воропаева. На сегодняшний день совершенно нереально разобраться в личности Г.Е. Распутина, столько лжи вокруг него накопилось. Вернее наплодили. Так что говорить о нем бессмысленно, а великая княгиня все-таки, хоть и была монахиней, но оставалась в своей семье и отсюда эти искушения. И еще если бы историки не боялись правды, писали без оглядки на святцы или хуже линию партии, то мы, возможно, разобрались и в Григории Евфимовиче.