Птичье молоко

Ирина Никифорова-Захарова
    
     Верочка была славной доброй девушкой, хозяйственной и ответственной. Так считали многие, не только она сама.  Внешность у нее была приятная, фигура неплохая, образование высшее. Работала она на студии телевидения бухгалтером. Скоро она готовилась отметить свое тридцатилетие, но...увы... она была одинока и невинна. Дом- работа- дом. Даже подруг у нее близких не было- школьная подруга уехала в другой город. Подруга институтская вышла замуж за военного и тоже уехала.
      Работала она в коллективе большом, мужчин было пруд пруди, многие ухаживали, и в студенчестве тоже были желающие познакомиться поближе, но Вера была кремень. Потому что у нее был идеал! А до него, увы- никто не дотягивал.
       Идеалом она считала своего отца, которого не стало, когда ей пятнадцать лет было. А еще она прочла тонну книг, и четко знала какого мужчину хочется ей встретить- доброго, внимательного, понимающего, спокойного, ну и верного, конечно, а еще воспитанного, галантного,  и с прочим набором, описанных в романах качеств. Она твердо верила, что такие мужчины существуют, а иначе зачем все это? Ради чего создавать семью, рожать детей.
      На студии же работали одни развратники- да интересные в общении, но совершенно безнравственные люди, кроме, пожалуй, одного пожилого оператора, да старенького вахтера. Студия же  была «вертепом».
     Каждый месяц сотрясали стены студии скандалы. То один режиссер начинал крутить роман с молоденькой администраторшей, то оператор закрутил на съемках  с помощницей режиссера. То красавиц звукооператор, работавший в одном коллективе со своей женой, вдруг "задружил телесно" с секретаршей директора,   и в порыве гнева его жена однажды во время обеда в общей столовой  вылила на девушку тарелку супа. А потом сама ушла от него к другому звукооператору, который расстался ради нее с женой. Шекспировские страсти!

     У нее иногда было чувство, что все студийные- кроме нее и нескольких пожилых женщин - живут большой не очень  дружной семьей. Романы вспыхивали, страсти кипели, некоторые рожали от «любимых», но любимые эти чаще всего оставались при своих женах, а их любовницы при своих отпрысках и подмоченной репутации.
        Вера лишь смущенно морщилась, слушая очередную историю.
« Ну что за нравы!»
      Ее начальница Софья Ивановна тоже хмурилась. Она была женщиной замужней, серьезной, растила двух дочерей. К Вере относилась тепло, но иной раз тоже норовила ее сосватать.

     Когда несколько лет назад на студию водителем устроился симпатичный парень, и начал вдруг часто заглядывать к ним в кабинет по ничтожным поводам, она  сразу заметила его симпатию к Вере и сказала:
- А что, Верочка, может присмотришься, встретишься с ним вне работы- парень ведь неплохой, не глупый, очень приятный. В командировки кататься не будет, по-моему весьма для жизни подходящий.
- Софья Ивановна, во-первых, он меня моложе на два года...
-Ой, глупости, не на двадцать же... вы одного поколения...это важно...
- А как же любовь?
- Любовь?- вздохнула Софья Ивановна.- А что есть любовь? Это же не всегда. Ах, и душа в пятках. И совсем не гарантия крепкой семьи. Вон, сколько по любви вроде женятся, а через год уже разбежались. Может, Вера без любви оно даже надежнее. Иллюзий нет! Живешь с человеком- то одно в нем откроешь хорошее, то другое.  Знаешь...я ведь без всякой любви замуж выходила. За мной Петр стал ухаживать, а мне тогда другой нравился...очень...но тот человеком женатым был...я его так...издалека любила, как в той песне «Огней так много золотых на улицах Саратова...». А тут мой Петр. Предложил пожениться, думаю: «А чего сидеть высиживать?» Он тем более, в другой город назначение получил. Вышла. Нет, ты не думай, он мне нравился, но уж прямо чтобы любовь-любовь. А жить начали- смотрю, он заботливый, хозяйственный, а главное, надежный. Я через год родила- он отец такой оказался, всем бы  таких- и ночью встанет, и постирать, и погладить для него удовольствие...не заметила, как полюбила.
- А как вы это поняли?- спросила Вера. Интересно стало, о своей жизни семейной Софья Ивановна редко рассказывала.
- Да как, в рейс улетел и нет и нет...а сотовых тогда не было...я и в окна выглядывать и плакать...столько ужасов себе нарисовала,  а как пришел- кинулась к нему помню, обхватила руками, зарыдала, поняла вдруг: « Да я же без него жить не могу!»
     Софья Ивановна смущенно улыбнулась.
- Вот так-то, дорогая, любовь- это такое...не всегда поймешь когда она пришла...
     Но Вера с водителем все же встречаться не стала. Ей было немного стыдно за свой снобизм- но...водитель. Что у них общего?

       Мама же  жизнью дочери вообще недовольна была, не скрывала.

- Чего ты волынку тянешь? Замуж надо выходить вовремя. Сколько тебе говорила, об стенку горох! Где ты идеал-то видела? Чего ты себе напридумывала. В институте столько парней- ты одна, а ведь надо было понимать, чем ты старше, тем сложнее парня хорошего найти. Другие не зевают, принцев не ждут, выйдут замуж и счастливы. Какие идеалы! Был бы человек хороший, а главное- верный...
- Ой, мама,- сердилась Вера.- Мне и одной хорошо. Я хочу, чтоб Любовь, чтоб сердце пело, чтобы все вместе, чтобы двое как один, вот, как ты с папой!

     Мать морщилась, умолкала.

         Свое тридцатилетие Вера отметила сначала днем в коллективе- многие поздравляли, надарили всего- весело было. А вечером дома стол накрыли- сели своим семейством. Выпили шампанского, поели салатиков, еще выпили бокал за родителей.

- Третий тост за Любовь!- сказала Светка, разливая остатки шампанского по фужерам.
- Любовь разная бывает,- заметила мать.- Я, желаю тебе, Верочка, от всей души, чтобы ты нашла себе человека подходящего!  Думала поймешь к 30 годам, что нет мужчин идеальных, равно как и женщин. А еще скажу тебе- жаль, что я не обращала внимания какие книги ты читаешь. Упустила момент, сидит ребенок, читает запоем- нет с ним проблем, а вот оно как вышло...
- Ой, мама, ну что ты опять. А я верю, что идеальные мужчины существуют, ну а если нет...буду жить одна, вернее с тобой. А внуков тебе вон, Света нарожает. У нее что ни месяц, то парень новый,- подколола Вера младшую сестру.
- Ща! - сказала та, мне девятнадцать только, нужны мне дети сопливые. Мне еще потусить охота...
-Во-во, вот в кого вы такие? Одна сидит до 30, на свидание не вытолкаешь,- другая- парней меняет, как перчатки. Кстати, а что это за тип вчера тебя подвозил. Какой старпер?
-Ой, мама, не начинай!- рассердилась Света,- подвозил да подвозил. Лучше, чем в автобусе толкаться. Вот свою машину куплю- буду сама ездить...
- На какие шанежки?- удивилась мама.- Ты уже взрослая, могу и откровенно спросить...хочешь с богатым каким связаться, как некоторые ( мама намекала на Светкину подругу)...ну-ну...понимать надо, что за все платить приходится! А слава потом будет за тобой хвостом, не отмоешься...
-Ой, мама! Спокойно посидеть нельзя! Веру воспитывай! Это у нее идеалы,- сказала Светка с издевкой в голосе.- Это она воспитанная начитанная, одевается как монашка...а я не идеальная и знаю чего хочу!
- Мама! Света! Не начинайте! У меня вообще-то праздник...какой-никакой. Жаль, папа не дожил...

    Но мать после бокала шампанского уже разгорячилась от ссоры, лицо ее пошло нервными красными пятнами.

- Папа!- сказала она,- это, конечно, моя вина, что вам слепила из него идеал...рыцаря без страха и упрека! Да вы взрослые уже, чего теперь...знали бы вы сколько он мне нервов вымотал, сколько крови выпил.

     Сестры замерли с фужерами в руках.

- Да, вас любил- тут не спорю. Хорошим был отцом- тут сказать нечего- с тобой много возился, со Светой тоже. Но был он...бабником, бабником, через это и на тот свет ушел!

    Вера со Светкой смотрели на нее с изумлением.

- Давно надо было рассказать, да стыдно было. Я  что, думаете, в этот город перебрались с вами  после его смерти, от тяжелых воспоминаний? От стыда, да от пересудов я вас увезла. Городок-то небольшой был. Он же...угорел в машине в гараже...с женщиной...

     Мать заплакала. У Веры задрожали руки. Она поставила фужер на стол.

- Да!- мать утерла слезы.- Чего теперь плакать? Сколько позора натерпелась, сначала его даже хоронить не хотела, да свекровь- бабушка ваша в ногах валялась... а я ее очень уважала...

     Мать открыла стоящий на столе коньяк, плеснула немного в фужер, выпила залпом, поморщилась. Посмотрела на дочерей.

- Ладно, чего теперь прошлое ворошить. Простите, разрушила вашу сказку...

   В два голоса: «Мама! Говори!»

- Ой, ну чего. Тут говорить.. ты, доча, в меня, в мою породу,-посмотрела она на Веру,- я из поселка в город приехала- дурочка...тоже с идеалами! Кино насмотрелась! А вот...встретила вашего отца. Красивый был! А красивый муж- чужой муж! Не зря говорят. Влюбилась! На черта бы эта любовь нужна была. Знала я, что он ни одной юбки не пропустит, ну что ты! Липли к нему девчонки- уж такой он-растакой! А я то скромная, хоть влюблена была по уши, но сторонилась, виду не показывала- да видимо понял. Обратил на меня свой взор ...благосклонный. Ну уж, думаю, дудки! Он мне  комплименты.- то-се ..делаю вид, что мне все равно. Заело его- как же! Крутится возле, девчонки на меня волком смотрят. А я: « Да ну его!». От тогда мне взял, да и предложение сделал по всей форме, к моим родителям даже поехал...

     Мать от воспоминаний даже как-то помолодела, спину выпрямила.

- Вот и поженились. Мать его рада-радешенька была, что именно я ему попалась. Мы с ней сразу поладили. И хорошо ведь жили! Как я тебя родила, так он все: « Верочка, да Верочка!» Лучше отца нету. А потом слухи стали доходить- городок то какой- все друга знают. Я к нему- что ты-отвертелся, наговаривают, мол, завидуют. Думаю, и правда. Выходные дома, всё с тобой возится, ночует дома, все для семьи старается. Потом уж...узнала...подруга рассказала, что прямо на работе шашни крутит...с одной там... Ругалась и плакала, истерики устраивала, не при тебе, конечно. Все отрицал! Тогда сама его застукала- подкараулила один раз таки. Стыд какой был, следила ведь за ним, как Штирлиц какой! Гордость потеряла...

     Мать помолчала немного. В комнате стояла гробовая тишина.

- И чего?- не выдержала Светка.
- Чего? Того! Улики, как говорится, налицо. Выставила его из дома. Но он к той...не ушел, к маме своей потопал. Выждал время,пока успокоюсь- давай ходить- Веру-то он любил сильно, скучал, да и меня ценил. Всегда говорил: «Лучшей жены мне не найти!» Отошла сердцем, клялся, божился, что никогда больше. Поверила ведь, дура!  Помирились, Свету, вон, родила. Опять вроде все хорошо...только успокоилась...и вот тебе... машину купили...будь она проклята. Я еще так радовалась тогда, ездить семьей будем...наездился!
 
     Мать вытерла глаза.

- В гараж ушел – нету и нету. Стучат- открываю- сосед по гаражу Мишка стоит весь белый. Душа в пятки- что случилось. Ваня твой, говорит- там в гараже...милиция приехала...а я к тебе...предупредить...
- Что натворил- то он?
- Дак он там...,- мнется. Я уже криком на него:
-Толком говори!
-Так...угорели... с женщиной в машине-то его Серега нашел...

    Я окаменела в тот момент. Так и ходила долго- как изваяние. На похороны пошла, как обещала бабушке вашей, а на поминки не осталась- дети, мол, дома без пригляда.
     А муж той...плакал, говорят на похоронах...я его знала немного...механик наш был на предприятии...ну ладно бы другая какая...вон хоть соседка наша в ту пору одинокая озабоченная- все заскочит, бывало, повод придумает- как Ваня дома- у самой халат еле попу прикрывает, а мне- ой, повезло тебе с мужем! А этой...чего надо было? Муж, дети...сучка! До сих пор ее ненавижу...приспичило ей...аж в гараж побежала...
     Верочка, ты прости, день у нас такой, а я тут...прости...

     Мать вышла из-за стола, закрылась в своей комнатке, сестры пошли в свою- легли на кровати...

     Вот такой день рождения получился.

     ...Вера сидела в кабинете одна, смотрела в окно, думала.  Сколько всего она передумала за эту ночь- иногда казалось голова лопнет. Жаль было себя, маму, отца, свой идеал, который как чашка сломался- обратно не склеишь. Вытерла глаза.

       Заглянул в кабинет Саша- механик из цеха операторского.

- Подписать.
-Вышла Софья Ивановна, жди если хочешь, директор вызвал-придет скоро.

     Саша сел на стул, посмотрел.

- Ты чего, плачешь что ли?
- Да так...соринка в глаз попала...

    Саша был ее ровесников, знали давно друг друга, общались спокойно. Ему все свои приборы бытовые чинить носили, «золотые руки». Недавно и Вере помог утюг наладить.
     Спросила неожиданно.

- Саша, как думаешь. Есть мужчины идеальные?
- Не видел,- он улыбнулся.- Наверное, вообще идеальных людей нет...так...напридумываем себе...

     Вера вспомнила, как  несколько лет назад, даже этот застенчивый Саша стал героем студийного романа.

     Худая моложавая блондинка- инженер по технике безопасности- замужняя, между прочим, и имеющая двух детей- закрутила с ним роман. Мало того, однажды забрала детей –да и ушла из дома. Саша жил с родителями, они тогда в отъезде были- к нему поселилась с парой чемоданов. Сестра Саши, которая в то время тоже на студии работала- побежала в квартиру, как ошпаренная. Рассказывала потом, какой скандал закатила:
- Вот ведь какая- ни стыда ни совести. На десять лет старше, дети, на кой ей парень молодой? Какой он отец ее детям? Я ее  вещи за порог выкинула, а он –брат родной- меня саму за дверь выставил, представляете- прямо взял меня за шкирку и за дверь!

    Но через два дня прихожу- не ее, квартиру сняли. А как Сашка в командировку улетел , она  посидела немного в съемной квартире, да обратно...к мужу. Стерва! Отвязалась, слава Богу- ей муж жесткие условия выставил, жаль не поколотил...

    Вот такая была история. Инженерша ходила по студии, как ни в чем не бывало. И он работал, но вроде больше никаких амуров замечено не было.

     Софья Ивановна- начальница Веры на инженершу с тех пор косо смотрела, сухо разговаривала.
- И правда, парень ведь хороший, застенчивый. Такого женщине опытной соблазнить- раз плюнуть. Чего ее на приключения потянуло?

     Вспомнив эту историю, Вера улыбнулась про себя:
«Да уж, герой- любовник!» а вслух сказала:

- Пожалуй, что так и есть. А как ты думаешь- какой женщина должна быть?
-Не знаю,- смутился он.- Я женщин мало понимаю. После той истории...ну ты знаешь...мать всё ворчит, что жениться пора давно, мол, у друга твоего уже двое детей, а ты всё бегаешь...как будто это легко. Отец, правда смеется, что мужик и в 70 жених...утюг-то как-работает?
- Что? А утюг! Работает, только миксер сдох...
- Приноси, посмотрю, мне в командировку через две недели только..
- Чаю хочешь? У нас торт остался «Птичье молоко», сама делала, вроде вкусный...
- Не откажусь!

    Сели пить чай, поболтали о пустяках, отвлеклась от своих мыслей немного.

- Вкусный торт!

     Пришла Софья Ивановна, Саша подписал бумаги, ушел, бросил на прощание.

- Ты миксер-то приноси завтра, посмотрю, пока время есть...

    Софья Ивановна посмотрела на обоих внимательно.

     ...

      – Мама, а папа когда из командировки прилетает, сегодня?

      - Завтра. – Вера Ивановна любовно посмотрела на дочь- Ты иди, занимайся, а то дневник проверит твой, расстроится.
      - Ой, прямо. Я в прошлой раз двойку получила, он смеялся.
      - Да, смеялся, а на меня ворчал потом, что плохо слежу...
      -Ой, ворчал, я видела как вы в день рождения твоего на кухне обнимались,- фыркнула дочь. Вера Ивановна смутилась.

     -Да ладно, -снисходительно сказала дочь, посмотрев на нее отцовскими серыми добрыми глазами.- Обнимайся, я тоже с папой обниматься люблю. Бабушка  говорит, что мой папа  самый лучший, как будто я и без нее этого не знаю!
      - Всё то ты знаешь! Иди уже, а я торт печь.

     Дочь убежала в свою комнату, а Вера Ивановна пошла на кухню стряпать любимый торт « Птичье молоко» для своего мужа Саши.