Литературная гостиная. Часть первая

Наталья Скорнякова
В нашей городской библиотеке им. П.А. Павленко состоялась очередная литературная гостиная, в этот раз посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой. Гостиная получила название «Под лаской плюшевого пледа» по одной очень знаковой поэтической строчке стихотворения, символично определившего внутреннюю суть её творчества, противоречивость натуры, выраженную в разных аспектах.

Кто был охотник? — Кто — добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?, -
вопрошает автор.

Встреча, уже по заведенной традиции, началась с увлекательной экскурсии по биографии и произведениям знаменитой россиянки в моем исполнении. Свой рассказ я предварила семейной историей из раннего детства, поведав о том, что любовь к поэзии мне передалась от папы, в обширной книжной коллекции которого я и обнаружила томик стихов Марины Цветаевой.

Во вступлении непосредственно к творчеству, было подчеркнуто, что Марина Ивановна занимает особое место среди поэтов Серебряного века. Кроме того, ни к анализу фактов ее биографии, ни к особенностям творчества нельзя подходить ординарно, судить критериями обывателей. Набирающие популярность литературные течения: символизм, акмеизм и футуризм не привлекали внимание поэтессы. Она выбрала свой собственный путь, не поддаваясь чужому влиянию. В подтверждение этому в гостиной прозвучали строки:

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Основными темами раннего творчества можно назвать темы Родины, любви и поэзии. Юная Цветаева считала свои стихи средством самовыражения, поэтому искренне писала о своих чувствах. Она также не чужда и философской лирики, причём в стихотворении «Прохожий», прочитанном заведующей библиотекой, тема «бренности бытия», неизбежности последнего пристанища у каждого человека передано легко и даже шутливо:

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

Во время прочтения ранних произведений перед мысленным взором проходит девушка, полная жизни, озорства, решительности, готовая нырнуть «в омут с головой».
Особое место занимает обращение к поэтам в лирике Цветаевой. Несмотря на то, что поэтесса не относилась к какой-либо литературной группировке, она ценила талант своих коллег «по цеху» и посвящала свои стихи Блоку («Имя твое – птица в руке»), Маяковскому («В сапогах, подкованных железом…»), Ахматовой, Пушкину («Петр и Пушкин») и другим.

Приглашенные читатели продекламировали свои любимые стихотворения Цветаевой, а от произведения «Мне нравится, что Вы больны не мной» в исполнении совсем юной читательницы, казалось, наэлектризовался воздух и стали слышны биения сердец.

Новороссийская поэтесса Ирина Лекаторчук пришла и разделила с нами восторг погружения в настоящую поэзию. Ирина Юрьевна прочла свои стихи, гармонично вписавшиеся в мероприятие, и спела романс на стихи Цветаевой, к несказанной радости пришедших.

Гости с большим удовольствием вспомнили и послушали подборку песен на стихи поэтессы, как известных, так и не являющимися таковыми. Например, романс из старого фильма «Долгие проводы», строки которого

Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!» — Ликом — чистая иконка,
Пеньем — пеночка…
вызвали в душе настоящую ностальгию, а финал – заставил вздрогнуть.

Мы увидели, что Марина Цветаева обладала уникальным талантом сочетать архаизм и новаторство, жизнь и смерть, любовь и разлуку в своих стихотворениях. Она навсегда останется в памяти народа и будет занимать особое место в литературе.

Нотку полемики внес в конце ветеран вооруженных сил, ребенок войны Ступак Виктор Григорьевич, указав на то, что в мероприятии уделялось недостаточно внимания связи творчества Цветаевой с политическими реалиями сегодняшнего дня. Но, тем не менее, мнение было высказано в чрезвычайно доброжелательной манере, с желанием помочь и подсказать.

Гости расходились с чувством благодарности за проведенную встречу, возможность и пообщаться, и приобщиться к культурной жизни библиотеки.

На мероприятии было подчеркнуто и то, что тема России оказалась не менее важной для Цветаевой: несмотря на отъезд за границу, поэтесса не переставала скучать по Родине. К этой теме относятся стихи: Расстояния: версты, мили…», «Тоска по Родине», «Рассвет на рельсах» и другие.


Гости расходились с чувством благодарности за проведенную встречу, возможность и пообщаться, и приобщиться к культурной жизни библиотеки.

http://proza.ru/2023/09/23/1364