Я давний житель Крыма

Адольф Зиганиди 2
      ВЕНОК  СОНЕТОВ.
 
       сонет 1

Я давний житель Крыма - коренной,
России православного колена,
труда и чести праведная смена,
испытанная лихом и войной.

Династии наследник трудовой,
наперсник бесконечной перемены,
свидетель совершившейся измены,
падения Державы мировой.

Проверкою жестокой не убит,
Мой генотип способен к возрожденью,
настроен на "прекрасные  мгновеньья",


простою белошвейкой ладно сшит.
Всевышнего живительным экспромтом
навечно породнён с Эвксинским Понтом.

        сонет 2

Навечно породнён с Эвксинским Понтом.
Вдоль побережий частым был маршрут -
то ли родной и близкий Тарханкут,
то ли Кавказ за  дальним горизонтом.

Домен днепровский пробегал эскортом,
мчал мотоцикл вблизи Родопских руд,
случайностей афер, души причуд,
порою не без риска и афронта.

Генезис знал античного архонта * -
на сей расклад мне жаловаться грех,
привычным стал заслуженный успех -

тенденцией для жителя курорта,
одАренного гулкой тишиной,
предгорной частью Крыма и степной.

        Архонт (др.греч.)- ВЫСШЕЕ должностное ЛИЦО гарнизона, мэр полиса.
               Иносказательно: Архонт - средоточие созидательных генов, в
               результате мутации которых появился мой дед.


.      сонет 3

Предгорной частью Крыма и степной,
где Ант засеял ниву семенами,
нас одарив  искусства чудесами -
поделками эпохи золотой.

Спадал степенно норов боевой,
вражда стихала между племенами,
уменье сохранив для битв с врагами,
взрастив  на созидание настрой...

Заколосились хлебные угодья,
умелец возродил чегир* и сад,
превоплотился в пахаря солдат

и стремена сменились на поводья.
Раскинулись поля широким фронтом,
очерченные далью горизонта.

        *  чегир (тюркск.) - возвышенные участки земли, приспособленные
          под богарное (не требующее полива) земледелие (виноград, табак)

       сонет 4

Очерченные далью горизонта,
являться стали шансы перспектив,
разбои и набеги прекратив
в черте уже освоенного Понта.

Калос Лимен * - пример полиса-порта,
торговлю записав себе в актив,
пошёл по благодарному пути,
став базою товарной с мощным фортом.

И  вот пути проложены в Царь-Град,
Русь привыкает к бойкому соседу
и новые нагрянут вскоре беды,

порою не одна, а целый ряд.
и стал я, не покинув дом родной.
знаком и с оккупации бедой.

          * Калос Лимен (др.Греч.) - Прекрасная Гавань. Ныне пгт Черноморский.


         сонет 5

Знаком и с оккупации бедой,
не только сорок первых - сорок пятых,
всем миром поминаемых проклятых,
а новою, пришедшей чередой.

Генсек явил свой норов гулевой,
изгнав из власти сталинцев завзятых,
народом почитаемых  когда-то,
с манерой руководства волевой.

И начал он вояжи за границы -
народ узнал: мы с Индией бхай-бхай,
с Китаем же опаснейший раздрай -

истории чреватые страницы.
Столкнулся я впервой с большим ремонтом -
послевоенных лет широким фронтом..

        сонет 6

Послевоенных лет широким фронтом
я не скажу. что сильно был сражён,
ибо других не знали мы времён
и мест, где покрывали крыши гонтом*.

У деда дом  был крыт железом с понтом -
был опытом дедуля умудрён,
поскольку из Трабзона родом он -
когда-то византийского курорта.

У местных греков свой довлел фасон -
сплошь черепицы из гончарной глины,
без аристократитческой лепнины,

чем на Морской украшен был балкон.
Но в городе я жил уже мечтой -
мотоциклетной гонки раж лихой.

        * гонт (местн.) - деревянная дощечка из бука, дуба, клёна и др. твёрдых
                пород.

       сонет 7

Мотоциклетной гонки раж  лихой
преодолел носитель отчих генов,
пока Союз жил жизнью неизменной,
покуда в регионах был покой.

Мой первый мотоцикл был крутой -
недорогой, но свойствами бесценным,
мчал, словно знал, что чтим владельцем верным,
под сильною и знающей рукой.

Двадцтый век. Вторая половина.
Пока ещё в Европу я въездной,
мчу в ЧССР по трассе скоростной,

где стоимость кусачая бензина.
Мастак вояжей (опыт мой удвойте!)
с успехом  скромным на спортивном фронте.*

            * с успехом скромным на спортивном фронте - второй разряд по
              плаванью, первый разряд по велосипедному кроссу, кандидат в
               мастера.

        сонет 8

С успехом скромным на спортивном фронте -
велосипед уплыл на задний план,
семья уже - работа на карман,
реальностей сполна на горизонте...

Остались времена в канве экспромтов,
очарований дым, любви дурман,
свершённых дел, задумок выбор дан   
и бзики новомодного  ремонта.

Но план ещё пиитом не забыт,
противится душа напору хворей,
строка полна ироний,, аллегорий

и путь для завершенья дел открыт.
Игры страстей, что воспевал Назон.
По-видимому, есть ещё резон.

       сонет 9

По-видимому, есть ещё резон
истории страны листать страницы,
пусть заняты сим будут единицы,
но действует кармический закон.

Совсем не зря мой творческий сезон
полезным знаньем может поделиться
с любым чтецом - подвижником традиций -
глядишь. и нас уже  за миллион.

Закономерность множества - канал
полезных знаний, всем на удивленье,
по Божьей воле шло распространенье -

так мыслю я логический финал:
Права вещать даны от века к веку
обкатанному жизнью человеку.

          сонет 10

Обкатанному жизнью человеку
доверие во всём, кому ж ещё?
Кто может подсобить своим плечом
и взять над несмышлёнышем опеку.

Призреть ли престарелого, калеку,
воюющего  - слава и почёт,
сегодняшнему обществу в зачёт,
и даже начинающему веку,

в котором резко падает мораль,
что так не соответствует природе,
развитию сознания в народе.

Планету - общий дом наш - только жаль.
Совет мой тем, кто связан с ипотекой,
быть начеку с разнузданностью века.

         сонет 11

Быть начеку с разнузданностью века,
когда единство рушит беспредел,
когда Отчизну предал тот, кто пел
про приближенье к Богу человека.

Ислам в России чтит святую Мекку,
свобода в  вере всех прямой удел,
коснулось это даже ратных дел,
коснулось всех - еврея, чукчу, грека...

Свой у России путь - быть равным всем -
такая, богом данная планида!
Сюда же отнесу мою Тавриду.

С Россией лишь решенье всех проблем!
И местного, и гостя, весь район
на водах охраняет  Посейдон!

         сонет 12

На водах охраняет Посейдон.
Быть в списке этих избранных - недурно.
Пока ещё строка моя сумбурна,
но это знаю я, что ж видит ОН?

Кивал мне поначалу  Купидон,
был отроком тогда я не строптивым,
легко влюблялся в женщин, был любимым,
уверенность сильна: я в списке том!

Не нужно доказательств мне прямых -
храним с рожденья, встретил День Победы,
прошли тихонько стороною бЕды.

Любимец мамы и отца, и всех родных!
Владелец тайный я такого фанта:
быть протеже Всесильного Гаранта!

          сонет 13

Быть протеже Всесильного гаранта -
ко многому обязывает - факт!
Обязанность такую я - педант -
блюду по мере данного таланта.

Это моя кармическая мантра,
ответственности в творчестве - примат,
усиленного совестью стократ,
откроюсь :  моё личное бельканто!

Исповедальность в Лире - важный шаг
апологета раж, не инсургента,
что пользуется злобностью момента,

который для искусства просто враг.
Всё, чем доселе обладал ты -
не лишнее для старожила Ялты.

     сонет 14

Не лишнее для старожила Ялты
душой вхожденье в горести страны,
когда каноны злом повреждены.
и это зло осталось без расплаты.

Закончен долгий труд педанта,
поведав правду старины,
все лиха проклятой войны...
и вот последнее анданте!


А.С. *  не жаловал сонеты,
но раж трудяг по жанру чтил
Камоэнса ** весьма любил,

И вместе с ним не канул в Лету.
он тоже  упомянут мной -
Я давний житель Крыма, коренной!

        * А.С. - Пушкин.
        **  Камоэнс Луиш Де - португальский поэт 1V1 в. Автор "Лузиады".



               Магистрал

Я давний житель Крыма - коренной,
навечно породнён с Эвксинским Понтом,
с предгорной частью Крыма и степной,
очерченными далью горизонта.

Знаком и с оккупации бедой,
послевоенных лет большим ремонтом,
мотоциклетной гонкою лихой,
с успехом скромным на спортивном фронте.

По-видимому. есть ещё  резон
обкатанному жизнью человеку
быть начеку с разнузданностью века,

На водах наш хранитель Посейдон!
Быть протеже всесильного гаранта
не лишнее для старожила Ялты.