Исповедь дяди Саши, как он пить бросил. Быль

Михаил Сафиканов
     СКОЛЬКО НЕ ЖИЛ С НИМ ПО СОСЕДСТВУ,
     ПЬЯНЫМ ЕГО НЕ ВИДЕЛ.

   Лет за 25  жизни на одной лестничной площадке  я не видел дядю Сашу пьяным. Так и думал, что он убежденный трезвенник. Полагал я, что у него работая такая ответственная  в «Горгазе»  и считается  там очень хорошим  специалистом газового оборудования. Вот и блюдет себя, чтобы с похмелья чего-нибудь не сотворить на чужой кухне.Оплошностей он не допускал, поэтому у начальства был на хорошем счету. И у меня не было повода спросить его, как он как он дошел до жизни такой? И такой случай представился, когда он пришел  поговорить со мной. Так он делал всегда, когда по телевизору что-то покажут  сногсшибательное,  чтобы со мной это обсудить.
   В силу моей профессии журналиста, который выступал не только областному радио, но и часто на весь Советский Союз, он считал, что со мной можно интересно пообщаться. Не ожидал я, что он затеет исповедь о страшных годах своей жизни.
   Чувстствуя,  что предстоит серьезный разговор,  я сказал о том, что видел, что видел в понедельник по дороге с работы драку у пивной на перекрестке,
   - Двое в кровь разодрались. От пива захмелели, вот и кулаки зачесались у алкашей. Что пьянка-то с людьми делает.
   - В пивной еще не алкаши, просто выпивохи похмеляются в понедельник после выходных. Настоящих питоков там мало.
   - Дядя Саша, что за слово такое питок?- спросил я.
   - Это когда ни дня не можешь без выпивки. Все время пить хочется. Я  такой был питок. А пошло оно о слова пить, когда безудержно хочется пить спиртное. Я такой был, пока за ум не взялся.
   - Как же это произошло? И давно ли это было?- задал я в вопрос в предвкушении, что дядя Саша начнет рассказ. Что-то, а вот исповеди от не него не ожидал.
   - Да уж четверть века  лет с тех пор прошло. С той поры ни одной рюмки не позволил себе. Если кто-то предлагал выпить, я сразу говорил, что меня уговорить невозможно, даже бесполезно, если кто-то даже обижаться будет. 
   Я же зарок себе дал хотя бы три года не пить, а потом втянулся и понял, что когда смотришь на мир трезвыми глазами,  интереснее жить. Надоело   в пьяном угаре быть.
   Когда бросал пить, мне попались стихи Ярославского поэта Евгения Чеканова «Молчаливая клятва». Уж больно она мне понравилась она.  Если сильно хотелось пить, я перечитывал её. Она помогала мне удержаться от соблазна и не сорваться, особенно помогли две последние строчки.

Молчаливая клятва прочней.
Ведь никто не узнает о ней,
 
И не сможет ничто удержать,
Коль шагнуть вознамеришься впять.

Только воля сжата в кулак!
Слабый дух укрепляется так.

Бейся насмерть и помни в бою
Молчаливую клятву свою.

    НА КРАЙ ПРОПАСТИ СКАТЫВАЛСЯ
    ОН ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ

    Дядя Саша с вечера опять напился и к утру страдал с похмелья. Ночь тянулась долго-долго. Он поднимал глаза на часы, что были на стене, и ждал, когда в 11 часов откроется винный магазин
   Вечером он поругался  с женой, которая с порога заявила:
   - Опять пьяный. Когда только это кончится? Ты же после армии, когда женился на мне, не пил. А теперь во что превратился? Перед людьми стыдно. Что происходит с тобой? Что случилось   сегодня-то?
   - Меня с работы уволили,- ошарашил жену жуткой новостью.
   - Ну, и правильно, кто алкаша на работе будет держать. Надоело начальнику твою  пьянку  терпеть. По-другому и быть не могло. Что теперь делать-то будешь?
   - Искать новую работу.
   - Кто тебя примет? Посмотри на себя не лицо, а  морда одутловатая, под глазами мешки.- Если даже на работу устроишься, пить-то не перестанешь.
   - Я брошу пить.
   - Сколько раз ты обещал, я уже не считаю. Ты с этой  пьянкой под забором сдохнешь... Жить с тобой невозможно. Ты теперь и безработный, чем семью кормить будешь? Горе ты мое. Если не бросишь пить, то подам на развод. Вот увидишь. На этот раз я не шучу. Так больше жить не могу.
   - Я же сказал, что исправлюсь. Я же в Советской армии три года служил и не пил.
   - Скажи, что на Севере некуда  было  бежать в самоволку за водкой.  Вот и не пил.
   - Три года не пил, значит и сейчас смогу, - как можно уверенно произнес дядя Саша.-  Я зарок могу дать. Вот увидишь, что минимум три года продержусь.
   - А потом опять за старое? Мне такая жизнь не нужна.
   - Опять пустые обещания. Магазин откроется, опять побежишь за выпивкой?
   - Могу же я последний раз пригубить,- пытался оправдать поход в магазин.
  - Опять воздух сотрясаешь никчемным обещанием. А я насчет развода слово сдержу.
 
    Жена с утра молча  собралась на работу и ушла. Это был недобрый знак. Она так всегда делала, когда сердилась на мужа. Но это не остановило дядю Сашу от плана пойти к открытию магазина.
   За полчаса до этого события он отправился к вожделенному месту, чтобы купить портвейн. Душа неотступно требовала и дядя Саша ничего поделать с собой не мог.
   Жена не первый раз грозила разводом. Остынет, если он найдет работу,  и опять будет приносить домой зарплату.

    У магазина была очередь из помятых вчерашней пьянской мужиков,  с некоторыми из них дядя Саша бывало выпивал за компанию  и не раз, поэтому поздоровался.
   - Моя опять вчера с вечера ругалась, развод талдычила, пожаловался дядя Саша.
   - Бабы такие, что с них взять,- посочувствовал знакомец Василич.- Пока жена на работе, успеешь похмелиться.
   - Не понимает она мою душу, похмелиться запрещала.
   За разговором очередь подошла к кассе, Дядя Саша еще раз посчитал деньги. Они еще были на портвейн и еще на вечером сгонять  за добавкой вина, чтобы тогда опять похмелиться и спать лечь.
   Когда дядя Саша вернулся домой, порадовался, что жена на работе, а сын в школе.  Хоть никто не мешает душу отвести, и сел за стол и стал потягивать 750 граммов вина. Вскоре захорошело,  и  жизнь не стала такой угрюмой, как вчера после разговора с начальником и последующего увольнения.
   - Другие тоже остаются без работы,- думал он,- и живут же. Так что все не так плохо.
   Вскоре потянуло поспать, потому что ночь была для Дяди Саши почти бессонной. И он уснул, но четко помнил, что до закрытия магазина должен обязательно проснуться.
   Очнулся ото сна, когда услышал, когда сын пришел из школы, а потом и жена явилась. Разговаривать с ней ему не хотелось. Но она сама неожиданно коротко заявила:
   -  Я отпросилась с работы и сходила в суд на развод.
   - Врешь,- не поверил муж.
   - Не вру,- ответила жена.- Это всерьез, скоро нас разведут.
   - Да не может быть. Вот схожу в магазин, потом поговорим.
   - Опять за вином. Ты же говорил, что бросишь пить.
   - Вот похмелюсь и завтра брошу. Слово даю.
   - Слышала я это всё. Будем разводиться, буду сына растить сама, а ты живи,  как хочешь.
   Жена не шутила, на самом деле скоро был суд, на котором она  заявила, что  на его слова, что бросит пить, сказала:
   - Муж что угодно пообещает, а пить не бросит.
   Это уже был приговор для дяди Саши, а поэтому судья без колебания оформила развод.

    Так дядя Саша остался без семьи. Жена переехала к матери. В первое время дядя Саша еще надеялся, что она остынет и вернется, поэтому неделю, другую  и даже не пил. Когда устал ждать, поехал в по адресу матери жены и  со  цветами попытался помириться. Но жена ни в  какую.
   - Мы теперь чужие люди,- заявила она. -. Ты ко мне никакого отношения не имеешь. Ты мне не муж.
   Эти слова прозвучали как приговор, поэтому дядя Саша возразил.
   - Как у нас же сын.
   - Ну и что? Он мой сын и больше не твой. И забудь сюда больше приходить. По- другому  с тобой говорить не буду. Все кино о счастливой семье кончилось.
 
    ЗАХОТЕЛ ДЯДЯ САША ДОКАЗАТЬ ЖЕНЕ,
    ЧТО У НЕГО ЕСТЬ СИЛА ВОЛИ

   Не ожидал такого от жены. Как теперь жить-то? Он понимал, что если пить дальше, то вообще с катушек можно сойти.  Да и на что гулять, если остался без работы?
    Больше всего дядю Сашу обидело то, что жена не поверила, что он может и хочет бросить пить. А чувство обиды у него с детства было самым сильным. И кому? Раз сказал, что покончит с вредной привычкой, значит так и будет.  Теперь дядя   Саше хотелось доказать  бывшей жене,  что он только выпивоха, а не пьян   подзаборная,   и ради семьи свое слово сдержит.
    Желание доказать жене, что у него есть сила воли, стало для него главным мотивом  не пить. Она не пропала, и он может собрать её в кулак. Когда служил, на Северной земле, терпел  холод и мороз, потому что понимал, что большое дело задумано здесь. Особенно у него гордость взыграла, когда сбросили ядерную бомбу чудовищной силы, которая взрывной волной трижды опоясала земной шар.  В  газете он читал, что в СССР рванули «Царь бомбу», равной которой в мире не создавали.
    Особенно дяде Саше понравилось, что Никита Сергеевич Хрушев сказал, что мы показали Америке, что такое «Кузькина мать» по-русски. За лидером страны дядя Саша не раз говорил, что  был участником события, которая сохранила мир на земле. И вот жена не поверила такому  человеку, что слово его твердое
Причастность к событию мирового назначения придавало дяде Саше какую-то уверенность, что уж минимум три года он сможет выдержать, даже если придется промучиться весь срок. Время службы для него стало ориентиром.

    КАК НАЧАТЬ ЖИЗНЬ СНАЧАЛА

    В такую развилку попал дядя Саша – ни работы, ни семьи. Смысл жизни он потерял. Осталось только спиться окончательно и умереть с похмелья. 
   Действительно, он оказался питак, так питок – конченный алкаш со стажем. 
Как теперь ему,работяге  со стройки, выбраться из такой беды?
   Отправиться на тот свет ему не хотелось. В тайне еще наделся, что сможет помириться  с женой. Так уже было, когда она уходилась к матери, но вернулась. Эта мысль грела его. Хотелось верить, что будет еще в жизни что-то хорошее, обязательно. Только надо начать новую жизнь. Но как с чего?
    - Сначала надо привести себя в порядок,- решил дядя Саша.- Потом пойду искать работу.
    Когда ушла одутловатость, мешки под глазами, хотел устроиться шофером, тем более, что права получил, когда до армии закончил курсы   ДОСААФ. Но работа нашлась и поближе в Горгазе специалистом по газовому оборудованию.
    После первой хорошей зарплаты, он снова пошел к жене, чтобы помириться, но разговор не получился, потому что она сказала:
    - Я, наверное,  замуж  выйду.
    - Не говори глупости,- парировал дядя Саша.- Кому ты нужна с ребенком?
    -Есть хорошие люди. Глупость была, что за тебя алкаша замуж вышла, - сказала бывшая обидные слова,.
    - Я теперь не пью.
    - Это не  на долго.
    - Навсегда. Не обманывай себя. Опять сопьешься.
    После этих слов, обида на  жену стало еще  больше обиды на бывшую жену,  и дядя Саша  решил проявить остаток гордости и уйти. Больше сил унижаться не было

    Надо начинать новую жизнь. Через несколько лет он снова женился на женщине, тоже разведенке, которая родила ему дочь. Сначала о продержался в трезвости три года, а потом еще десять. С каждым годом убеждался, что к прежней жизни возврата не допустит.
    - Если однажды решил больше не пить, надо держаться своего слова, к такому выводу пришел он окончательно, поэтому отступать не будет. Не стоит снова начинать. Он там уже был. Там ничего хорошего!
   Так прошло 25 лет. Ни одного срыва, не пил ни при каких обстоятельствах.

     ТАКИЕ ВОТ РАЗНЫЕ У ЛЮДЕЙ СУДЬБЫ

    P.S. Слушая дядю Сашу, вспомнился мне коллега Валера, который закончил журфак в Ленинградском госуниверситете и с юности был поклонником вологодского поэта  Николая Рубцова.  Как и кумир,  он  писал хорошие стихи,  любил читать их вслух. Отрастил такую бороду, что на улице его принимали за батюшку, но имел тут российскую слабость – пил, поэтому и жена с сыном его бросили, как и дядю Сашу.
    Когда на время бросал пить, он даже работал даже верстальщиком в  главной областной газете, так что он был не без таланта. Но бороться со своей слабостью не очень-то мог. Когда денег было мало, стал  пи ть  фунфурики – настойки а маленьких пузырьках  из аптеки, коих тогда продавали много. Кончилось тем, что посадил зрение, что даже не видел, что там   на мониторе, поэтому верстальщиком уже не мог работать
   О смерти коллеги я узнал, мне стало обидно, что мои разговоры с ним о том, что нельзя пропивать талант отказались напрасными.
Он в оправдание себе мне отвечал:
    - Николай Рубцов тоже пьет, а какие стихи пишет.
    - Он-то свой талант открыл и доказал, что он настоящий поэт, а ты только еще начинаешь.
    - Я сборник стихов готовлю,- выставил он свой главный аргумент.
    - Ты это говорил давно, а сборника еще нет.- возразил я.- Тебе выпивка мешает. Брось, и тогда получился.
     Не вышло у меня переубедить коллегу, о чем жалею. Даже личный пример моей трезвости на него никак не повлиял.
 
     Такие вот две разные судьбы дяди Саши и коллеги Валеры.
     Какая сила воли  оказалась у простого работяги. Он нашел в себе силы бросить  не пить спиртное, а человек  с высшим питерским образование коллега  не смог победить свою слабость как  это сделал  завзятый алкаш.