Живун

Кдиор
  
С наступлением Наурыза, мы всей семьей выходили и очищали родник. Старики говорили: «Если увидишь родник – расчищай его исток». «Ата – ас;ар тау, Ана – бауырында;ы б;ла;, бала – жа;асында;ы ;;ра;», что в переводе «Отец – неприступная гора, мать – родник у подножия горы, дитя – тростник, растущий на берегу реки».
Народная мудрость гласит: «Родник — не просто источник питьевой воды, это — живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». У казахов он считался символом чистоты и начала жизни. Облагородить, очистить, вернуть родник к жизни - всё равно, что вернуть связь с прошлым. Со временем эта традиция и ритуал перестали быть актуальными. «Су ая;ы ер ;ор;ыт» - говорили казахи. Они верили, что вода обладает уникальной памятью считывать и сохранять информацию. И разделяли воду на «а;су» - небесную берущую начало с горных ледников и «;арасу» - бьющуюся из глубин земли родниковую. Приближается время, когда родники вовсе могут исчезнуть с земли и люди останутся без чистой, питьевой воды. А она источник всего живого, её ничем не заменить. Еще древнекитайский философ Лао Цзы говорил, что «Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного».
Родник возникает из глубинных подводных вод, он тихонько выходит на поверхность земли, и бьёт ключом. В старину на Руси его называли живуном, источником, дающим жизнь. Находился он на территории родовой общины, олицетворяли его с истоком рода, от слов родной, родина, родня, народ.
Родник пользовался почитанием, люди за ним ухаживали, очищали от мусора, приговаривая: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние», делали над ним навес. Наши предки считали, что нельзя было плевать в питьевую воду - «су;а т;кірме», справлять нужду, мыть в ней грязные руки, посуду, стирать одежду, купаться там, где её набирают и нехорошо было стряхивать воду с вымытых рук, потому что так человек показывал ей своё пренебрежение. Казахи почитали дух воды и бережно относились к нему. А при переходе через реку говорили: «Су иесі С;леймен, бізді са;тай к;р» - «Хозяин воды Сулеймен, береги нас». Вода у них всегда была на вес золота. Родник, исток, ключ, начало у казахов называлось: б;ла;, ;айнар, бастау, т;ма (источник воды, запас которого пополняется грунтовыми подземными нечистыми водами), а;па б;ла; (белая вода). Рядом с родником оставляли сплетенный из бересты или вырезанный из липы ковшик-черпачок для путников. Старцы говорили: «Хочешь быть здоровым пей чистую родниковую воду». У славян 22 апреля называли днем Вадима Ключника или Отмыкания Родников. Вода считалась символом чистоты и целомудрия. Незамужние девушки ходили к родникам, умывались водой, загадывали желание удачно выйти замуж. Бесплодные женщины делали жертвоприношение роднику. Существовало поверье, что, напившись воды, из целебных источников человек способен почерпнуть силу самой земли. Родник называли святым, туда совершали паломничество и производили в нём омовение. Обряд обмывания происходил так, человек мыл себя этой водой, лицо, макушку, родник, стопы, руки. Обращался к воде: «Богами сотворенная, землей заговоренная, ты исцеляющая, преображающая, ты светлое дающая и чистоту несущая. Во Славу Рода светлого, такого ж как ты чистого, ты очисти меня, исцели меня, ты напитай меня, преобразуй меня». После чего благодарил духа хранителя и сам источник.
Родниковая вода всегда прозрачная, свежая, с приятным вкусом. Она не замерзает зимой, летом утоляет жажду, дает прохладу, энергию, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет. Наши предки верили, что все родниковые воды берут начало из сердца земли с благословения высших сил. Живая вода может исцелить, исполнить желание, приумножить благосостояние, принести удачу и счастье.  На источниках гадали о смерти и жизни больных людей. Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили, набирали родниковую воду молча с хорошими мыслями, рано утром, так как в ней больше животворящей энергии. Придя на место, молились на все четыре стороны и спрашивали про человека: на живое или на мертвое? Если загаданному предстояла долгая жизнь — вода должна была стоять светлая, как стеклышко. Если же больного ожидала кончина — ключи могли сильно забурлить.
Вода – проводник информации, кричать и ругаться в таких местах не стоит. Набранную воду называли «глухая вода», в последующем используя её для обрядов и заговоров. Известно, что родниковая вода регулирует температуру тела и выводит токсины из организма. Детей она защищала от сглаза и укрепляла иммунитет, пожилым людям давала очищение организма, и продлевала жизнь.
Люди считали счастливым знаком судьбы если рядом с домом из земли пробивался родник. За ним ухаживали с любовью, обязательно набирали животворящую воду, пили её, умывались и проводили обряды на красоту, здоровье, на привлечения достатка. В родник бросали серебряную монету и произносили: «Как вода омывает злато-серебро и обогащается, так и мои карманы золотниками да серебряниками наполняются. Как вода приносит жизнь в каждую травинку, так и деньги у меня умножаются сторицей. Как сказано, так и сделано. Аминь».
Художник Питер Блэйк говорил: «Земля - водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода - хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды - нет жизни». Народная мудрость гласила: «Человек только тогда начинает ценить воду, когда иссякнет источник».
С родниками связывали различные легенды, сказания, стихи. В народном фольклоре известно изречение: «Поэзия жырау: неиссякаемый родник народной мудрости».
К сожалению, на сегодняшний день родников становится всё меньше и меньше. На земле как никогда чувствуется дефицит воды. А в Казахстане уже давно высохла большая часть Аральского моря, теперь мелеет Каспийское море, дальше на очереди озеро Балхаш, которое постепенно превратиться в болото. В мире стремительно высыхают и исчезают много рек и озёр. Ученые называют это явление «вдох земли». А значит где-то будет и «выдох», то есть потоп. Океаны загрязняются мусорными отходами и аномально нагреваются, последствия будут печальны. В столице Казахстана - Астане почти уже засыпали озеро Малый Талдыколь, где у перелетных птиц был, когда-то свой дом.
Человек задай себе вопрос, что будет с тобой, если завтра на земле не будет больше воды? Кто пострадает от этого? Была ли необходимость уничтожать то, что окружало тебя? Какой «водный след» тебе необходим для жизни и производства? Сколько бы ты отдал за последний глоток воды, если бы она иссякла на земле? Почему мы так беспечны?
Когда-то родники были так необходимы пастухам, путникам, пахарям. Сейчас в связи с тем, что люди перебираются в город, за ними некому присматривать. Не секрет, что родники часто служат истоком ручья или реки, давая им жизнь. Если их не будет, то исчезнут водотоки.
В свое время Антуан де Сент-Экзюпери умирая от жажды в раскаленной от зноя пустыне сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».
Японский ученый Масару Эмото проводил опыты, разговаривал с водой и проверял какое воздействие слова оказывают на неё. Он доказал, что это не просто прозрачная жидкость, а живая субстанция. Недаром наши предки говорили «заговоренная вода». Известно, что она использовалась в лечебных, защитных, продуцирующих ритуалах, об этом рассказывается в преданиях, мифах, фольклоре разных народов. Как только её не именовали студёной водицей, животворящим источником, серебряным ключом, оазисом, ключевой водицей, святой водой, имеющей заживляющий, целебный эффект.
Дорогой друг! Если ты вдруг встретишь родник, то очисти его, поклонись ему, и скажи: «Живи, родник, живи! Каждая капля источника бесценна!»
Человек, прошу, очисти родник своей души. Береги воду и природу! Пойми, возрождая родник, ты возрождаешь ключ для познания тайн подземных источников земли и сохраняешь связь поколений, традиции народов, уважения, доброты. Прошу заговори со всем миром на одном языке любви и уважения, и тогда на земле будет жить энергия добра и существовать источник вечной жизни.