Врачи - люди особой касты

Астахова Светлана
Этой миниатюрой я открываю новый цикл о профессиях, которые романтизированы в книгах.
Врач, доктор - это профессия или призвание или даже миссия?

Сейчас очень много негатива от пациентов в сторону современных врачей. Технологии медицины, новые протоколы лечения и новые лекарства 21 века, интегральный подход не добавили врачу того таланта служить людям во имя спасения жизни, если он не Доктор по призванию,  о котором мы можем рассказать из своей жизни. Чаще мы  узнавали с детства в советское время  и позже  о Докторах из книг, из фильмов. Достаточно вспомнить из детства фильм с Элиной Быстрицкой и Сергеем  Бондарчуком старшим, о том,  как участковый врач поставил на ноги в прямом и переносном смысле человека с парализацией ног, которому  даже консилиум специалистов - медиков  не обещал такого исхода.
Это красивая история о благородстве, душе и профессионализме врача.О последнем добавляю, но это должно быть по умолчанию.
Да, так теперь  говорят в век компьютерных технологий. Остальное зависит только от степени развития самосознания и проявления чистоты души.

Вторым или просто другим  впечатлением у многих из юности и детства была книга о врачах Василия Аксенова "Коллеги".
Она в то время вернула уважение к профессии врача и вновь  открыла популярность выбора этой профессии у выпускников  школ во времена и  после хрущевской Оттепели 60-х, начала 70-х прошлого 20  столетия.
В чем же загадка ?
Начну с краткого содержания книги. Это для тех, кто ещё не читал или уже забыл, о чем книга, каков её замысел.
#Василий_Аксёнов (1932–2009)
#Коллеги (1959)
Три друга — Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин — заканчивают Ленинградский медицинский институт. Ребята дружат с первого курса, несмотря на разницу характеров и темпераментов: Максимов — резкий, ироничный, внутренне ранимый и поэтому «закрытый», Карпов — веселый, любимец девочек, Зеленин — немного смешной, порывистый, честный и вежливый. В ожидании распределения и неизбежного отъезда из Ленинграда они спорят о будущем, о предназначении врача. Саша Зеленин считает, что каждый из них должен продолжать дело предков во имя потомков. Он сам просит назначение в поселок Круглогорье, находящийся в двух сутках езды от Ленинграда. Алексей и Владик принимают неожиданное предложение начальника мед. управления Балтийского морского пароходства, который набирает судовых врачей.

Владик Карпов давно влюблен в однокурсницу Веру. Но Вера недавно вышла замуж за доцента Веселина, и Владик старается забыть её. В последний день перед отъездом в Круглогорье Саша Зеленин знакомится с московской студенткой Инной и влюбляется в нее.

Вопреки своим ожиданиям, Максимов
и Карпов не отправляются в дальнее плавание. Они поступают в распоряжение санитарно-карантинного отдела морского порта. Им предстоит проводить карантинные мероприятия на прибывающих судах. Ребята немного разочарованы рутинностью будущей работы, но добросовестно принимаются за дело. Их поселяют в общежитие карантинной службы.

Максимов хочет жить интересно, все выжимать из своей молодости. Он порядочен, готов на решительные поступки, но хочет отвечать за них только перед своей совестью, а не перед фетишами.

Едва прибыв в Круглогорье, Саша Зеленин оперирует раненого рабочего с лесозавода. Ему помогает молоденькая медсестра Даша Гурьянова. Даше нравится молодой доктор, да и Саша относится к ней неравнодушно, хотя его сердце принадлежит почти незнакомой Инне. Влюбленный в Дашу бывший уголовник Федор Бугров таит злобу на нового врача, который к тому же разоблачил его как симулянта, отлынивающего от работы.

Саша работает с увлечением и скоро завоевывает общее уважение. Он много оперирует, ездит по окрестным деревням, организует
в больнице лабораторию и рентгено­кабинет, даже лечит от алкоголизма больничного кучера. Участвует он и в общественной жизни поселка, читает лекции в клубе. Однажды ему приходится на вертолете лететь на лесную заимку, где медведь задрал лесника. Инна часто звонит Саше из Москвы. Вскоре она приезжает в Круглогорье, и они празднуют свадьбу.
Саша дружит с председателем местного совета, инвалидом войны Егоровым. Они спорят о жизненных ценностях разных поколений. О своих ровесниках и друзьях Саша говорит: «А мы, городские парни, настроенные чуть иронически ко всему на свете, любители джаза, спорта, модного тряпья, мы, которые временами корчим из себя черт знает что, но не ловчим, не влезаем в доверие, не подличаем, не паразитируем и, пугаясь высоких слов, стараемся сохранить в чистоте свои души…»
У Максимова и Карпова много работы в порту. Максимову удается разоблачить махинации складских работников. Но оба друга мечтают наконец получить назначения на корабли. В свободное время они ходят
в театры, на выставки и охотно выпивают в дружеских компаниях. Максимов часто бывает в публичной библиотеке. Здесь он однажды встречает Веру Веселину и наконец признается, что всегда любил её. Вера отвечает ему взаимностью, но не может оставить мужа и работу на кафедре мединститута. Максимов скрывает свое чувство от Владика Карпова, пока тот не признается, что его любовь к Вере прошла. Любовная неопреде­ленность разрешается, когда Максимов наконец получает назначение на судно. Перед уходом в плавание друзья решают навестить Сашу Зеленина. Саша обрадован приездом друзей. Ребята не только отдыхают в Круглогорье, но и консультируют больных. Радость дружеской встречи обрывается трагически: уголовник Федор Бугров из мести тяжело ранит Сашу ножом. Жизнь друга висит на волоске, но Максимову и Карпову удается провести успешную операцию. У постели спасённого друга они осознают свое жизненное назначение. Они — врачи, им предстоит отбивать от людей атаки смерти. Наконец, Максимов понимает Сашину правоту: чтобы не бояться смерти, надо чувствовать свою связь с прошедшим и будущим...
***
И здесь подтверждается некая  дилемма о врачах.
Настоящие врачи -- это боги в своей профессии.
А вот ставшие афоризмами слова:
"Врачи - тоже люди! Не боги горшки обжигают" -- всегда возвращают нас в реальность.
И в то же время  сами врачи говорят: я не бог, но сделал всё, что мог, но увы,,,

Возможно, мало сделал по незнанию, возможно, действительно, трудный безнадёжный  случай, и врач до седьмого пота боролся за жизнь человека, но смерть победила.
Тем не менее, врач -- это всё же призвание, это особая каста людей, Спасатели!
Это и особый склад ума, отсутствие страха перед видом крови, смертельных признаков заболевания и огромного внутреннего не наигранного благородства.
И если ты не готов, как Данко,  вырвать свое сердце, в переносном смысле, и отдать всего себя служению, то ты просто случайно залетел, или тебя пристроили родители со связями, или ты пошел за компанию с друзьями учиться, потому что "модная" была профессия.

Романтизация профессии врач в послевоенных книгах и фильмах (специалистов любого направления и ранга) способствовала   взлету популярности этой специальности.
Вот сама же профессия врач--  это  единственная, которая   к моде и популярности  вообще не имеет никакого отношения,
Это бескорыстное служение! Это тяжёлый каждодневный труд и часто круглосуточный труд.  Так жил и работал доктор Антон Павлович  Чехов, так работали корифеи русский медицины, например,   учёный врач-физиолог  Павлов, инфекционист  Боткин, педиатр  Филатов, нейрохирург Бурденко, кардиолог Амосов, более современные нам  Бокерия,  Рошаль, Федоров и доктор Лиза...
А лично мне знакомые профессора медицины: хирург  Амарян, академик
Агаджанян и профессор Марина Васильевна Цывилько, профессор и практикующий врач Нина Васильева Неверова(последователь и ученица  академика Чазова), практикующий Хирург и доцент Павел Буров. Они были не только врачами от Бога, учёными, но ещё и педагогами, которые воспитывали не одно поколение современных докторов 21 века. Список можно продолжить, но все равно, это избранные , их мало на фоне общего потока врачей, у которых, как показала практика,  разные и не всегда благородные  цели в профессии.
Не секрет, что есть и те, кто гонится за славой, деньгами, самоутверждается, как личность. Утверждаться в профессии -- это неплохо, но на первом месте должен быть принцип античного доктора Авиценны : Не навреди!
Далее четкое понимание профессии и клятвы Гиппократа, которую ты даёшь. Не просто понимание, а возведение в принцип и даже в культ,
Вот скажите, много ли таких  профессий, где студенты  серьезно дают клятву?
И потом  итогом -- полная отдача всех сил служению своего врачебного дела. Как у Юрия Германа старшего в трилогии о докторе Владимире Устиненко. Для меня очень и даже более значимая, чем книга "Коллеги" Аксенова. У него, врача Устименко,  без сомнений, был прототип. #Ты-отвечаешь_за_всё! Это принцип Устиненко и тех врачей- единомышленников во все времена и эпохи,  кто разделял ровно такую же точку зрения.
Взгляд на свою  жизнь врача и на #Дело_которому_ты_ служишь -- которое  превыше всего, и личной жизни -  тоже, #Дорогой_мой_человек, тебя будут чтить и помнить в веках. Ты сам себя будешь по-настоящему уважать...Тобой будут дорожить те, кто тебя любит беззаветно.
( Продолжение следует)