Глава 311. Кабалевский. Реквием

Валентин Великий
Дмитрий Борисович Кабалевский
Реквием
Дмитрий Кабалевский (дирижер)

musikus: Я, можно сказать, был свидетелем создания Реквиема. Дмитрий Борисович держал меня в курсе этой работы, начиная от того как попросил Роберта Рождественского написать текст, который Роберт Иванович писал, специально уехав в дом творчества. Вот фрагмент из письма ко мне Дмитрия Борисовича от 28 ноября 1961 года:

«Ну, в заключение, несколько слов о Реквиеме. Чудесно нарисовали Вы в нескольких словах образ Реквиема, как он Вам представляется. И чертовски верно определили, что язык (средства воплощения) Реквиема должен быть и новым и обязательно внешне простым и сильным! Это все совершенно совпадает с моими представлениями о Реквиеме, как своеобразным монументом. Пожалуй, я только против цветов и зелени вообще, возражать не стал бы — ведь цветы и зелень — это все же один из символов вечно неумирающей жизни. Суровость, строгость — обязательно! Но только не холод! А если один камень — может вдруг и холодом повеять, Вы не думаете? Я на днях закончил черновой эскиз всего сочинения. Дойдя до конца, ужаснулся безумной сложности и трудности этой работы и понял, что до окончания ее еще очень далеко. Вернувшись из поездки, примусь снова за первую страницу. Начну нещадно выкидывать все, что хоть чуть-чуть «не так» получилось. Самое в этом трудное, что я не знаю, что «так», а что «не так»! Получилось, как я и предполагал, длинно, на целый вечер. Часа полтора без перерыва. Постараюсь в январе-феврале закончить. Вот тогда обязательно позову Вас, заставлю слушать и что есть мочи критиковать! Не откажетесь? Постараюсь, чтоб это было поскорее, но, конечно, спешить с такой работой не хочу»

Реквием, как известно, был отмечен Ленинской премией. Сочинение характерно «кабалевское», есть красивые мелодии, особенно те, что поручены детям.