На пароходе музыка играла

Владимир Врубель
Кажется, что может быть спокойнее и безопаснее, чем плавание по реке на теплоходе: ни тебе айсбергов, ни страшных штормов!

Увы, в этом мире мы нигде, даже в мирное время, без войны, не находимся в безопасности: ни на земле, ни на воде, ни в воздухе.

В советское время катастрофы скрывались или замалчивались. Трудно сказать, чего боялись кремлёвские начальники, во всяком случае, это не помогло: Советский Союз рухнул и развалился на части так быстро, что до сих пор вызывает изумление.

На мой взгляд, чем больше и подробнее люди будут знать о катастрофе и её причинах, тем более серьёзные выводы они будут для себя делать, чтобы не повторить трагедию.

7 октября 1949 года речной трамвай, который шёл из города Бор в Горький, столкнулся с грузовым судном «Чувашия». Было холодно, сильный ветер, на воде плавала шуга (рыхлый снег и лёд).

На трамвай продали 171 билет, но было полно и безбилетников. После сильнейшего удара речной трамвай стал тонуть. «Чувашия» не застопорила ход, а продолжила движение дальше.

Людей из ледяной воды с разлившимся по её поверхности мазутом спасали команды теплоходов «Куйбышев», «Стрежень» и «Стремительный».

Погибло свыше 200 человек. Катастрофу засекретили.

13 августа 1950 года около 12 часов дня на реке Даугава, рядом с пристанью в центре Риги, случилась страшная трагедия. Проходила посадка пассажиров на пароход «Владимир Маяковский».

С парохода ещё не сошли пассажиры предыдущего рейса, как на него, не соблюдая никакого порядка и очерёдности,  стали прыгать с пристани новые пассажиры. Члены экипажа пытались навести порядок, но куда там!

Люди лезли напролом, отцы несли при этом своих детей на плечах. Те, кто прорвался на пароход первыми, заняли каюту и тем подписали себе смертный приговор.

Перегруженный пароход накренился, зачерпнул воду и пошёл на дно.

Глубина Даугавы в этом месте 8 метров. Из воды торчала только верхняя часть рубки. За неё держались счастливчики.

Можно себе представить, что творилось в каюте, выход из которой был забит людьми. В основном, погибли те, кто не успел сойти с парохода, пассажиры предыдущего рейса.

Оказавшиеся в воде люди цеплялись друг за друга и топили один другого, пытаясь спастись.

В это время по понтонному мосту проезжали, возвращаясь с военных сборов, 26 студентов Московского энергетического института.

Эти ребята проявили исключительное благородство, мужество и находчивость, спасая оказавшихся в воде людей. Им обязаны жизнью  семьдесят человек. Потом нашли тела 147 человек, из них 48 детей.

Об этой катастрофе не писали даже в местных газетах.

5 июня 1983 года круизный теплоход «Александр Суворов», шедший по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров.

У теплохода оказалась срезанной вся верхняя часть: кинозал, дымовые трубы, каюты капитана и старшего помощника, радиорубка и танцплощадка, где в это время находилось более 200 пассажиров, которых просто размазало по палубе.

Мост сместился на 40 сантиметров. В результате часть вагонов проходившего в это время по мосту состава опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, добавив число жертв.

Никто толком не знает, сколько человек погибло. Считают, что до 600 человек. Дело в том, что кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала, на борту было множество родственников и знакомых экипажа и обслуживающего персонала.

Они нигде не числились и, попросту говоря, находились там нелегально, проживая в служебных каютах.  Два дня власти помалкивали, а потом напечатали краткое сообщение о катастрофе.

Но уже в недавнее время, 10 июля 2011 года, двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария", совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань, затонул на обратном пути. Погибли 122 человека, из них 28 детей и подростков.

Теплоход был перегружен. Судно шло с креном четыре градуса, левый двигатель был неисправен. Число пассажиров превышено на 50 человек. Причиной мгновенного затопления теплохода стали открытые иллюминаторы и двери.

Некоторые свидетели утверждали, что экипаж был пьяным.

При эксплуатации теплохода нарушили все правила -  всё, что можно было нарушить. Причиной была жадность владельцев судна, которое вообще нельзя было эксплуатировать, но в наше время за взятки можно решить все вопросы.

Если раньше все катастрофы происходили от наших вечных «авось», «небось», да «как-нибудь», то теперь добавилась и жадность, желание заработать на том, что нельзя эксплуатировать, подвергая опасности жизни людей.