С днём Морской авиации России доп 18. 7. 23

Полковник Чечель
            Поздравляю весь авиационный народ и им сочувствующих, с днём Морской авиации России!!! Опять нет повода не выпить, но не только за праздник, но и помянуть друзей...

     22 года назад в этот день ушёл в свой последний полёт на СУ-33 Герой Российской Федерации, генерал Тимур Апакидзе. Вроде, столько лет прошло, но стоит закрыть глаза и вспомнить, как перед глазами сразу встаёт его ПОСЛЕДНЯЯ пилотажная фигура – косая петля, «свиное ухо», после завершения которой,  он должен был идти на посадку…   http://proza.ru/2011/04/21/1789

     В данный момент, как-то сами собой вспомнились слова из песни Константина Фролова, написанные, когда автор увидел последний полёт Апакидзе по телевизору:

   "Поговори со мной дружище, покуда не оструган крест.
    Таких как ты, всю жизнь мы ищем, как свой не взятый Эверест.
    Но сколько б взлётов беспримерных нам не пришлось бы испытать,
    Для нас всегда ты будешь первым среди умеющих летать..."

      Я хочу подчеркнуть, Тимур был не первым, кто сел на палубу авианосца, тогда "Тбилиси". Первую посадку на корабль по-самолётному выполнили лётчики - испытатели: Виктор Георгиевич Пугачёв на СУ-27к, вторым сел Токтар Аубакиров на МИГ-29к. После были: Сергей Мельников, Александр Раевский и ещё ряд испытателей. А до них были лётчики - вертикальщики на ЯК-36, ЯК-38: Мухин, Кононенко, Десбах, Чурилов, Бакулин и другие пилоты. Но Тимур Апакидзе первым из строевых военных лётчиков стал летать с палубы авианосца. Но самое главное, он увёл за собой костяк полка на Северный флот, в Россию: 15 лётчиков и 85 человек технического состава, т.е. он не стал принимать украинскую присягу, чем сохранил палубную авиацию для РФ. И, благодаря именно Тимуру, когда речь зашла о "профпригодности" авианосца "Адмирал Кузнецов", северные лётчики, в нарушение всех общепринятых лётных законов стали совершать и осваивать посадки на корабль!!!

    Не случайно лётчик - испытатель Сергей Богдан отметил, что Апакидзе, пожалуй, единственный лётчик в СССР и России, который собирает пилотов, кто с ним служил и не служил, два раза в год: на свой день рождения - 4 марта, и в день своей гибели - 17 июля - во множестве мест, начиная от памятника и могилы в Москве на Троекуровском кладбище, и заканчивая аллеей Героев в гарнизоне Новофёдоровка (Саки). Кстати, вчера Леся Севирикова, вдова Апакидзе, прислала вечером фотографии с теми, кто приехал помянуть с ней Тимура, а утром, когда я поздравив её с праздником, порекомендовал пока не ехать в гарнизон, где у Леси квартира, в связи с подрывом Крымского моста. Леся пообещала этот мой наказ выполнить, пока в Крыму не нормализуется обстановка. (А то в прошлом году мы с ней совпали и попали под взрывы в Новофёдоровке. У Леси тогда тогда вышибло железную входную дверь и стекло на балконе, хорошо, что её не было дома. А мою Ирину спасла кошка, её беспокойное поведение отговорило от желания идти за посылкой на почту, которая располагается на улице, самой ближней к аэродрому, и пострадала больше всего, в некоторых домах даже балконы послетали!!!

    На мой вопрос о детях Леся ответила: "Женя со мной, дочь далеко, а у нас сейчас живёт женщина - учительница из Шебекино, у которой дом разрушили "нацики"... (Это ещё одна тема для размышления...) Кстати, в прошлом году в Саках она показала нам книгу, посвящённую Апаккидзе, в которой около 5000 страниц (по памяти), и весом около 5 кг, где собрано всё, что когда-то было написано о её муже...
 
     В этой связи, насколько правильно Заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Юрьевич Гарнаев в своей замечательной книге «Аэроузел – 2» нашёл и привёл, как пример, несколько высказываний Антуана де Сент Экзюпери: «Мы будем счастливы только тогда, когда осознаем свою хотя бы и самую скромную роль. Только тогда мы сможем жить и умирать в мире. Ибо то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти».

     …кто борется за технику лишь в надежде на материальные блага, не пожинает ничего, ради чего стоило бы жить. Но машина — не цель. Самолёт — не цель, а орудие. Такое же орудие, как и плуг…
                Антуан СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Щукин погиб за три дня до долго готовившегося воздушного парада в честь Дня авиации, официально отмечавшегося в том году двадцать первого августа. На этом же параде они вместе с Сергеем Тресвятским должны были на СУ-двадцать седьмых сделать два прохода в строю дозаправки с Ил-76, командиром которого был Виктор Константинович Александров, а затем продемонстрировать парный пилотаж. Сейчас кажутся поразительно роковыми сочетания людей и обстоятельств в те дни! Кто бы мог предполагать тогда, что через два с небольшим года, в октябре девяностого, Виктор Александров полетит в задней кабине на спарке МиГ-23УБ, которую из передней кабины будет пилотировать Сергей Тресвятский. После безуспешных попыток выйти из штопора, при их катапультировании, из-за нештатного отстрела кресел Виктор получит сильные ожоги…

      А тогда, в августе 1988 года вокруг предстоящего праздника разгорелись страсти: проводить его или не проводить, летать или не летать? Раздавались даже голоса, что когда в морге лежит непохороненный наш товарищ, праздновать — всё равно, что «танцевать на крышке гроба».

      И всё же мучительно родилось окончательное решение: летать! Если всё отменить — мало кто из обывателей что-то узнает и поймёт. А если же провести праздник, упоминая в комментариях о недавно ушедших друзьях, если выполнить эти проходы с остающимся незанятым местом Щукина в строю дозаправки слева от Ил-76, то наше лётческое горе станет горем и для десятков тысяч собравшихся зрителей.

       Праздник прошёл успешно. Полёты и вся сопутствующая обстановка получились именно такими, как и задумывалось. Традиционно воздушный парад замыкали групповые прыжки парашютистов. После окончания показа я, по старой памяти, недолго посидел с «прыгунами», мы поговорили понемногу обо всём.

       У Сани Сперанского, как и у всех, настроение было хотя и приподнятое, но, естественно, не соответствующее праздничному в обычном понимании. Когда речь зашла о Левченко и Щукине, он сказал, что неплохо бы так же собраться и сходить на их могилы, помянуть на сорок дней.

       Но судьбе было угодно распорядиться иначе — мы все пришли туда через две недели! Пришли, чтобы навсегда рядом с Анатолием Семёновичем и Александром Владимировичем оставить нашего Саню…

                ХЕНК

      «13 декабря при выполнении испытательного полёта потерпел катастрофу вертолёт Ми-26. Погибли 5 членов экипажа — командир лётчик-испытатель 1-го класса полковник А. Разбегаев, второй лётчик, лётчик-испытатель 2-го класса майор Н. Чуркин, штурман, заслуженный штурман-испытатель СССР полковник Л. Данилов, бортовой техник капитан С. Охотников, бортовой механик прапорщик А. Метельский. Военный совет и политическое управление Военно-Воздушных Сил выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших, до конца выполнивших свой воинский долг. Светлая память о верных сынах Отчизны навсегда сохранится в наших сердцах…»
                «Красная Звезда», 15.12.1989
       Бывают ли вещие сны?

       И вообще, что стоит за всеми так широко сейчас распространившимися суждениями о реальности невидимого «параллельного мира», загадочных явлениях и многом другом?

      Безусловно — изрядная доля мистики. Говорят, что во все времена тяжёлое моральное состояние того или иного общества сопровождалось резким возрастанием массовых психозов: люди инстинктивно пытались отыскать хоть какое-то «нечто» и верить в него, вне зависимости от бурно и настойчиво навязываемых и следом рушащихся догм и идолов. Пожалуй, то общество, в котором мы сейчас живём, целиком соответствует такой модели…

       Уже позднее, перечитывая книгу Сент-Экзюпери «Земля Людей», совершенно неожиданно я наткнулся на слова, написанные в 1933 году и потрясающе точно отразившие те мои чувства в 1990-м:

       «…никто никогда не заменит погибшего. Ведь старых друзей не создашь себе сразу. Что может быть дороже сокровищницы стольких воспоминаний, стольких трудных часов, пережитых вместе, стольких размолвок и примирений, душевных порывов! Таких друзей не заведёшь снова. Ведь, сажая дуб, бесполезно мечтать, что вскоре укроешься под его тенью.

       Так идёт жизнь. В течение многих лет мы насаждаем деревья, обогащаемся, но приходят годы, когда время разрушает нашу работу и корчует лес. Один за другим оазисы дружбы лишают нас своей тени. И к нашему трауру отныне примешивается грустное сознание, что мы стареем».

       …Словно и по сей день Хенк живёт во мне. Или, быть может, частица меня умерла вместе с ним…»
   
       Невольно вспоминаются слова Сент-Экзюпери:
«… И душевную ясность, и кратковременное владычество над миром нельзя купить за деньги!»
       Небывалый праздник духовного очищения!

     Все эти цитаты я счёл уместным взять из книги Александра Гарнаева «Аэроузел – 2», поздравляя всех с днём Морской авиации России, и вспоминая тех, кто не дожил до этого праздника…   http://proza.ru/2011/10/12/1294

       В общем, вы видите,  даже по этим отрывкам, что я наугад, не выбирая, взял из книги А.Ю.Гарнаева, что она интересна не только лётному составу, но и тем, кто только мечтает о лётной профессии, а лётчикам – испытателям, на мой взгляд, она просто обязательна к прочтению.  Единственное - поясню, эти эпизоды я специально  взял из главы "Аэроузел-2", которая уже была напечатана ранее, а здесь она предваряет "Аэроузел-3". Ну, и чтобы не было кривотолков:
 
    Александр Гарнаев: Василий Чечельницкий ®;ПОВТОРЯЮ: Вам лично даю разрешение за собственноручной подписью НЕОГРАНИЧЕННО перепечатывать ЛЮБЫЕ мои публикации (и из i-net, и газетные, журнальные, книжные и пр… бумажные и др…)!

       Всем Удачи, Будем жить!!! ВВЧ.   

   Напрасно Запад нас «свободой» манит.
Он проиграл! Гореть ему в аду,
Коль православные и мусульмане
За Родину стоят в одном ряду.

А как они на Западе мечтали
Нас подчинить то мёдом, то хлыстом,
Но тут им на пути стеною встали
Рамзан с Аллахом да Иван с Христом!

Опять ошибся Запад в нашей силе,
Поскольку непонятно чудаку:
Мы никогда народы не делили
По вере в Бога и по языку.

И если мы стоим в одной шеренге,
Нас не купить за подлые гроши!
Мы — русские, калмыки и эвенки,
Чеченцы, белорусы, чуваши…

Европу мы давно уж раскусили:
Облезлый Тролль! Ни сердцу, ни уму.
У нас одна лишь Родина — Россия!
Россия неподвластна никому!

Пусть брызжет враг слюной осатанело!
Бог с нами! Он глядит на нас с небес!
Мы делаем одно святое дело!
Аллах акбар, друзья! Христос воскрес!
                Константин Фролов-Крымский 

     На фото - Владимир Григорьевич  Дейнека. С 1994 г. по 2000 г. — командующий Морской авиацией ВМФ России. Руководил морской авиацией в сложный период реформирования Вооруженных Сил страны после распада СССР. Сохранил все рода авиации ВМФ, продолжал работу по созданию авиационных комплексов. Генерал-полковник. Заслуженный военный летчик РФ. Летал на самолетах ЯК-18, ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-142, вертолете КА-25. Общий налет — более 3 тысяч часов. Кандидат военных наук.