Кто я?

Альбина Говорина
                (О творчестве О.П. Голубевой)
Кто я? Вероятно, каждый читатель задавал себе этот философский вопрос, желая понять самого себя, понять, на что он способен, что он сможет в этом бренном мире, в жизни, полной неизвестности. Ольга Павловна отвечает на этот вопрос так:
Я – это точка сияния,
Я – это чья-то душа,
Я – это мир понимания,
Я – это мысль не спеша.
Я – это чувства и знанья,
Я – это космоса мир,
Я – это бога дыхание,
Я – это высший эфир.
(“Кто я?”)
Вот чем дорожит, чем живёт поэтесса, о чём пишет в стихах. Тематика её творчества глубока и красива. А начиналась её жизнь девчонкой – паутинкой. Благодаря этому метафорическому образу, сразу представляешь тоненькую, очень тоненькую девочку, ладно скроенную и “с сердцем чистым, как снег алмазный”, которая росла трудясь день-деньской. Трудом воспитывались деревенские дети, потому что и родители не знали от работы покоя.
Зачем же родилась паутинка? “Родилась, чтобы стать полезной, чтобы радовать люд простой”, – так отвечает героиня. Проходят годы, девчушка окрепла душой, не чета паутинке лесной. А главное:
Да и сердце всё же осталось
Чистым, добрым и очень простым.
В нём всегда прорывается жалость.
Сострадание к бедам чужим.
(“Девочка-паутинка”)
В этом и кроется ответ на вопрос: Кто я? Девчонка-паутинка осталась в прошлом. Она испытала и любовь, и разочарование, а став взрослой женщиной, скажет о любви так: “душа к полёту рвётся, к порыву танца и страстей” (“Любовь”)
“Всё начинается с любви”, – заявляет поэт Роберт Рождественский. Нельзя не согласиться с ним. С пронзительной искренностью звучат стихи о любви. Все мечтают о ней – так создан человек, но не каждый может с таким откровением, с озорством и страстью сказать о своей голубой мечте, о птице счастья с победным гимном:
И нежной музыки сюиты
Меня преследуют давно,
И тела жаркого флюиды
Я чувствую через окно.
(“Страсть”)
Лирическая героиня спрашивает себя: всё ли она сделала для того, чтобы быть счастливой?  Неужели счастье – это категория избранных? Любуясь разведёнными цветами, она воскликнет:
Разрастаются всем на диво,
Каждый месяц будут цвесть,
Будет в комнате красиво,
Значит счастье в доме есть!
(“Маленькая радость”)
Мелодии жизни поэтессы, её судьбы тесно связаны с творчеством. Они-то и диктуют ей нравственные опоры, на которых строится вся жизнь. Жизнь порой многотрудная, не всегда счастливая, но жизнь-судьба, и никуда от этого не деться. Не в нашей власти изменить то, что даровал господь.  И всё же:
Буду карму чистить рьяно,
Чтоб остаться без изъяна.
(“Гадание на судьбу”)
В душе своей лирическая героиня свято хранит любовь к Отчизне, вскормившей и вспоившей её. Трудности, жизненные лишения остались позади, святая вера подсказывает ей, что родина в опасности, которую называет нежно и трепетно “моя застенчивая, праведная Русь”, и заявляет:
Героями, умами – я горжусь.
Горжусь, что рождена я русской,
Горжусь, что мы умеем воевать.
И стыдно мне, что есть у нас и трусы,
Которые стараются сбежать.
(“Истоптана, растерзана”)
Используя стилистический приём повтора одних и тех же слов и выражений, Ольга Павловна добивается глубины понимания того, о чём пишет:
Ты маленькой звёздочкой светишь вдали,
Ты чудо одной из великих чудес,
                Ты ярче синих и чистых небес,
– так она восторженно, с упоением, эмоционально говорит о планете Земля и верит, что земля не погаснет во мгле, потому что её, “как любимую, космос ласкал, и не обжёг Солнца страстный накал”.
С надеждой и твёрдой убеждённостью заявляет она читателю, что жить голубой Земле вечно: “И это чувствую я!” – с гордостью произносит лирическая героиня своё волшебное я.
Луну она славит риторическим обращением, восклицая: “О, звездоликая и лучезарная! Владычица неба ночного”. Метафоричность – свойство поэзии Ольги Павловны, с помощью которой она смело раскрывает значимость луны в жизни человека:
Ты солнца великого чудо-невеста…
                Ты, словно мать, сон ночной охраняешь.

Здесь снова повторы играют существенную роль в определении Луны, а простое сравнение “словно мать” – это ли не самоотверженная любовь матери к своему дитя?!
Лучезарное – Я – героини растворяется в лирике природы каждого времени года. Это и “Осень”, и “Листопад”, и “Прощание с зимой”, и “Март”, и “Ивушка”, и многие другие. И что же дорого её душе в картинах русской природы, если название сборника “Душа моя, родная Русь?” Моему изумления нет предела, когда читаю:
Когда ветра траву сырую косят,
Когда дождями серыми дышу,
Когда уносит ветер вместе с облаками
Гнездовья перелётных птиц…
И вдруг так неожиданно:
А мы всё так же каблуками
Листаем книгу жизненных страниц
(“Осень”)
Этой метафорой лирическая героиня утверждает быстротечность жизни и заставляет читателей всмотреться в явления природы, подумать о своём жизненном пути.
Весна – праздник в природе и в душе человека, поэтому в стихах такая удивительная образность:
Растают белоснежные сугробы,
Сосульки с крыш заплачут хрусталём,
С деревьев снег стряхнётся от озноба
И запоёт весёлым ручейком.
(“Март”)
А солнце, без которого нет жизни на земле, “приласкает макушку теплом и мимозою брызнет в лукошко.”
Растворяешься весь в творчестве Ольги Павловны, с упоением, с надеждой глотаешь этот чистый воздух, по названию поэзия. Её дух – это высшее проявление души. Однако нет-нет да с грустью произнесёт героиня:
Мне неведомо райское счастье,
Мне неведомо чувство любви,
Но зато знаю краски ненастья
Да жгучее чувство скорби.
Велика лирической героини энергия преодоления трудностей. С надеждой обращается она к Могучему Высшему разуму, чтобы найти ту таинственную тропку “из жуткой чёрной полосы.” Может, вспыхнет огонёк?  А может быть, “сбежать от себя в никуда?” И отвечает: “Да разве это утеха для сердца, души и ума?”
Вот и подошли мы к концу выяснений: Кто я? Хозяйка ли своей жизни? Есть ли сила во мне, которая руководит моей жизнью? Довольна ли я собой?
А как вы, читатели, думаете?
А я думаю, что стихи Ольги Павловны, сложенные в традиционной русской манере, отличаются свежестью мысли и первозданной новизной. По-моему, её поэтический голос, как в поле вызревший колос.

    Альбина Говорина,
                филолог.