Механический Пушкин

Машин
В Швейцарии на самой границе с Францией в городке Сент-Круа (Ste-Croix) со дня своего рождения в 1959 году и до настоящего времени живёт и работает Франсуа Жюно (Fran;ois Junod) – мастер по созданию механических кукол, редкого на сегодня, вымирающего вида искусств. Его куклы почти полностью имитируют все основные движения живого человека. У любителей этого вида искусств андроиды старинного образца пользуются сегодня повышенным спросом, тем более, что Франсуа Жюно является одним из бесспорных мастеров своего дела.
Одними из наиболее известных в мире работ Франсуа Жюно являются механические имитации Леонардо да Винчи и Александра Сергеевича Пушкина. На создание механического Пушкина у швейцарского мастера ушло семь лет и более трёх тысяч шестисот деталей. Мастер не только “помог” механической копии поэта имитировать большинство человеческих движений, но и “научил” её писать стихи. Кукла может воспроизвести на бумаге около 1500 стихотворений и – более того… способна подписать их “пушкинским” автографом!
Эта история имела продолжение. После того, как я узнал о механическом Пушкине, я написал письмо господину Франсуа Жюно с просьбой прислать мне материалы об истории создания швейцарского механического Пушкина, точного, как швейцарские часы, и умеющего подписываться под стихами подлинной копией его подписи. Вскоре пришёл ответ от мастера Жюно, завязалась переписка. Господин Франсуа сообщил мне однажды: “Доброе утро, Эльдар! Вы можете посмотреть видео на YouTube, канал Франсуа Жюно, на этой платформе есть несколько фильмов. Кроме того, у меня есть книга, которую я мог бы отсканировать для вас”.
От предложения мастера Франсуа я не отказался. Заодно вкратце ознакомил его со своими предыдущими книгами и удостоился его высокой оценки.
Пушкин швейцарского мастера потрясающе похож на оригинал: макет головы делался вначале из глины, затем была отлита гипсовая форма, а по ней, с помощью формовочного гипса был вылеплен оригинал. Жюно следует методам минувших эпох, работая только со старинными натуральными материалами, соответствующих идее самого автомата, популярной двести и триста лет назад. Глаза у андроидов из стекла, а веки – из кожи ягнёнка. После того, как голова механизма готова, в дело вступают декораторы, портные и кутюрье. Столиком Пушкина занимались мастера краснодеревщики и позолотчики. Профессиональный модельер исторической одежды работала над костюмом пушкинского времени: бархатный сюртук, вышитая золотом жилетка, шелковая рубашка с перламутровыми пуговицами, и, наконец, трость и цилиндр!
Для Франсуа Жюно дорога театральность образов его андроидов, он убеждён в том, что только внешне красивый автомат может прекрасно функционировать. Вершиной мастерства Жюно считает умение заставлять механизмы двигаться так же, как двигаются живые люди, и признаётся, что движения Пушкина – шедевр для самого мастера, чудо, которое состоялось, вероятно, не без влияния и благосклонности небес…
 
Движения первого в мире автомата-андроида “Пушкин” определяет бог-изобретатель по имени «Случай», удивляющий иногда и самого создателя уникального механизма Франсуа Жюно – часовщика и скульптора из швейцарского Сент-Круа, человека, способного на невероятное сочетание точной механики с поэзией! Дело в том, что движение пера механической копии поэта случайны, и предугадать их невозможно. Изящный письменный столик из орехового и эбенового деревьев, на котором пишет андроид по имени “Пушкин”, - живой свидетель возникновения чуда, когда на обычном листке бумаги механическая рука выводит знакомые с детства всем российским школьникам рисунки, строки и подписи. Андроид, способный делать произвольные движения и создавать случайные рисунки и тексты был создан мастером для американского клиента. Жюно – создатель системы для автоматов с нетрадиционной механикой. Однажды клиент спросил его: может ли его автомат нечто неподвластное расчётам? И Франсуа добился того, что стал создателем механизма, способного творить нечто непредсказуемое! В течение семи лет мастер Жюно довёл до совершенства плод своего труда: наделил своё детище полной свободой творчества! Его механический Пушкин – первый в мире андроид, которым управляет Господин Случай! Пушкин из Швейцарии обладает запасом слов, достаточным для того, чтобы сложить из них в произвольном порядке 1458 различных стихотворений, каждое из которых по форме напоминает японские хайку. Мастер признаётся в том, что идея механизма, движения которого определяются абсолютно случайно, не давала ему покоя многие годы. Механизмы швейцарских часов всегда отличались строжайшей точностью и потому не годятся для использования в данном конкретном случае. И однажды мастера осенило: принцип “русской рулетки”! Так называлось испытание судьбы и собственного духа в определенных дворянских кругах русского общества 19 века, когда вращение барабана револьвера и выстрел решали исход “русской рулетки”: окажется ли выстрел холостым либо вращение револьверного барабана остановится на боевом патроне и выстрел окажется смертельным. Кстати, всё это сложилось в ассоциацию с трагической гибелью великого русского поэта! В этой связи шкатулка с аксессуарами – ключами, пером и запасными частями была сделана в форме, напоминающей специальный фанерованный орехом ящик для дуэльных принадлежностей, обтянутый изнутри бархатом и шелком, в том же стиле, какой использовался дуэлянтами пушкинской поры.
Если расстегнуть сюртук механического Пушкина, то можно увидеть весь замысловатый механизм, изобретённый мастером Жюно. Пружина, запускающая рычажок, вращающий специальное “колесо удачи”, приводится в действие специальным моторчиком. Сила, толкающая колесо, зависит только от упругости пружины и скорости моторчика, регулирование кторых способно видоизменять точность движения, причем конечный результат этого действия каждый раз угадать не представляется возможным никому: ни человеку, ни программе. А для того, чтобы вероятность этого движения была абсолютно непредсказуемой, движению “рулетки” препятствует специальный механизм хаотического движения, тормозящий вращение самым непредвиденным образом.  Таким образом, выбор слов для создания “пушкинского” стихотворения становится непредсказуемым, как само вдохновение поэта!
Едва лишь мастер прикасается к определенной точке своего детища, многочисленные зубчатые колёсики на спине механического Пушкина приходят в головокружительное броуновское движение… В зависимости от того в какое мгновение останавливается “колесо фортуны” внутри механического поэта, приходит в движение одно из 24 определенных звеньев, воспроизводящих единственное из 24 слов “известных” швейцарскому Пушкину. В отличие от случайного выбора слов грамматика стихотворений запрограммирована заранее: последовательность выбора слов такова, что сначала идёт наречие, затем существительное, два прилагательных, ещё одно существительное и глагол. После этого, механический образ поэта на свободном месте возле первой строки делает набросок рисунка. Не случайный: зависящий от того, каким существительным завершается последняя строка! В распоряжении Пушкина господина Франсуа по шесть существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Грамматика автоматического поэта настроена так, что вторым словом в стихотворении всегда будет существительное, каждому из которых соответствует свой персональный рисунок. Среди шедевров поэтической механики силуэт молодого человека, целующего руку девушки – ассоциация к слову “печаль”, рисунок змеи с головой поэта, приближающейся к цветку – символ слова “желание”. Эскизный автопортрет Пушкина – символ к слову “мудрость”, а перо в чернильнице, горящая свеча и конверт – символы слова “память”, плачущая за столом девушка – символ безнадежности, а женский игривый профиль – символ страсти. Все используемые андроидом слова встречаются в подлинных стихотворениях покойного Александра Сергеевича. Подпись механического двойника не просто хорошо узнаваема, но и реально воспроизводит стиль гениального русского поэта.
Над тем, чтобы «научить» механизмы автомата писать красивым узнаваемым пушкинским почерком пришлось кропотливо работать, вырезая словарный запас андроида на вращающихся шайбах. Алгоритм движения, которое нужно придать механизму, чтобы на бумаге появились слова, записанные (точнее, вырезанные) по окружностям плоских шайб, соответствует определённым словам. Скользящий по плоским шайбам валик повторяет форму резьбы, как бы “считывая” информацию, передаваемую движению правой руки механического Пушкина. Рука умеет двигаться в трёх плоскостях: вправо, вниз, вверх, назад, вперёд, влево. Необходимо было “научить” руку писать каждое слово плавными движениями. Мастер сначала рисовал в увеличенном размере каждую букву, дабы лучше понять, какую именно форму нужно придать той или иной шайбе, чтобы рука поэта нарисовала конкретное слово. Мало того, нужно было правильно рассчитать время каждого движения, чтобы механизм в целом работал синхронно! К примеру, нужно было знать не только то, что написание буквы “А” занимает 10 секунд, но и сколько времени займет написание в этой букве каждой отдельной чёрточки.
Выбор ручки для механического Пушкина был не очень прост, но удачен.  Изначально он писал ручкой Mont-Blanc, однако, почерк был неразборчивым и жирным. И тогда Жюно отправился к директору компании “Карандаш” (Caran d’Ache), который в ответ на просьбу посоветовать что-нибудь достал из кармана свою ручку и вручил её создателю механического Пушкина. И эта ручка подошла андроиду идеально. Воистину, трудоёмкая, требующая терпения и везения работа стоит за каждым лёгким росчерком пера механического гения.
Для того, чтобы многочисленные микродвижения механизма не мешали друг другу, а происходили, как единое целое, был необходим скрупулёзный расчёт! Верный хронометраж каждого движения! Когда Пушкин пишет очередное стихотворение, одновременно с этим происходит масса микрособытий! Каких? Каждые 7 секунд Пушкин моргает, он дышит, он следует взглядом за своим пером, в то время, когда он выводит одно слово, он уже «думает» о следующем. Его чернильница на письменном столе открывается, когда он начинает писать, и закрывается, когда его рука замирает. После завершения процесса написания весь механизм в целом должен вернуться точно в исходное положение. 
Механизм не программировался с помощью компьютера, весь процесс движений и их порядок, был рассчитан и исполнен, как говорится, вручную – колёсиками и рычагами, и гармонией каждого движения. Это колоссальная работа!