Ставрополье. 3. Лето в хуторе Фельдмаршальском

Таисия Фоменко
 Вот и закончился учебный год, закончился нормально, учитывая, что новая школа, новый язык, новый иностранный. По всем предметам у меня четвёрки, по математике пятёрка, а по французскому тройка.  Я не расстроилась, подумала, что в следующем году всё исправлю.  Написала большое письмо Саше, я так за ним соскучилась.   В первый же приезд к нам Миши я уехала с ним в Фельдмаршальский, как мы и договаривались с мамой. Меня там уже ждали,  надеялись на мою помощь по хозяйству.  Любочка подросла и требовала много внимания, её нельзя было оставлять без присмотра.  Да и я соскучилась по свободе. Место, где они жили, было уединённое, один дом на вершине холма, а внизу пруды, чем-то напоминало Плавистое. Снова поехали с Мишей знакомым маршрутом на попутке. Тогда, в ноябре, всё было серое, а сейчас пейзажи приятно изменились, кругом была зелень. Кругом были поля, засеянные хлебами, поля разделяли на прямоугольники абрикосовые посадки. Мне показалось, что доехали мы быстрее, чем в прошлый раз, и дошли быстрее. Нас с холма бежали встречать Витя и Лёня.  Вот и знакомый дом. Юля вышла с Любочкой на руках, дала мне её подержать. Она была улыбчивая, крикливая и довольно тяжёленькая. Тётя Дуся приготовила вкусный обед. И потекла жизнь деревенская. У нас у всех были обязанности.  Утром Миша выпускал коз и овец пастись в посадку. Корову отводили в другую посадку.  Гусей и уток отгоняли на пруд. Мы с мальчишками вставали, завтракали и ехали на велосипедах в посадки за травой для кроликов и для поросёнка. Траву грузили на багажники и возвращались. Делали несколько ходок за день. Там же в посадках собирали абрикосы, привозили домой. Вечером мы всю живность собирали домой. Только корову домой приводили взрослые. Абрикосы сушили для компота, а особо вкусные тётя Дуся возила в район на базар. Ещё она туда возила яйца, мясо птицы и кроликов, рыбу. Рыбу Миша ловил в пруду, у него там была своя лодка и сети для рыбы. Так они выживали. Миша один работал, на одну зарплату такой большой семье было не прожить. У них у каждого свой велосипед.
  У них я научилась ездить на велосипеде. Без приключений не обошлось. Поехала с нашей горы, а внизу ручеёк. В нём больше ила, чем воды. Следом бежит мой племянник, Лёня, учит меня ездить. Следом за ним Витя, он младший. Я разогналась, с горы ехать легко. Мне Лёня кричит: «Тормози!»  А я словно лечу, только ветер свистит в ушах. Он опять кричит: «Тормози! Тормози!». Я начинаю тормозить, но не тут-то было. Тормоза не слушаются, а ручей совсем близко. Я со страху закрываю глаза и влетаю в ручей. Велосипед и я падаем в ил, который на дне ручья. Лёня с Витей прибегают ко мне. Я не могу выбраться из под велосипеда, они его с трудом поднимают вдвоем, они младше меня, одному восемь лет, другому шесть. Я разбила колено, больно, но терплю. Вытаскиваем велосипед на берег, пытаемся его очистить. На колесе «восьмёрка», половины спиц нет. Лёня с грустью говорит: «Да, папа точно не обрадуется». Потом я отмываюсь слегка сама. Возвращаемся домой, велосипед кантуем втроём. У Миши прибавится работы.
  У них проблема с водой. Вода только привозная, цистерной привозят и наполняют бетонный колодец. Туда же собирают дождевую воду с крыши дома. Надо уследить, когда начнётся дождь и слить первую, грязную, воду на землю, только потом лоток направляют в колодец. В колодце плавают лягушки, говорят, что они очищают воду.
 Юля уделяет много времени своей маленькой дочке, Любочке. Она всеми любимая и долгожданная. Когда у них родился первый Лёня, они хотели вторую девочку, но родился Витя. Они верили, что третья будет точно девочка, но родился Толик. Верили, четвёртая будет точно девочка. Так и получилось, Родилась Любочка. Большая семья – большие заботы. Но Миша очень ответственный человек. Он весёлый и добрый. Успевает работать электриком, делать домашнюю работу, заботиться обо всех и всех любить. Миша в выходные от дежурства  дни заготавливает сено на зиму.  У него есть прицепная телега к велосипеду, которую он сделал сам из двух велосипедов. На ней он возит траву, возле дома кругом  сушится трава и стоит такой пьянящий запах сена. Сена надо много. Которое высыхает, он складывает в копны.  Мне больше всего нравятся  кролики. Для них Миша сделал загородку из сухих стеблей подсолнуха в несколько рядов, связанных проволокой. Каждая кроличья семья роет для себя нору, и там появляются маленькие крольчата и их так хочется потискать. Я как-то хотела через ограду поймать крольчонка, подставила себе скамейку под ноги, наклонилась, скамейка упала, а я занозила себе ногу большим осколком от стебля подсолнуха.  Пошла к Юле. Мы с ней пытались вытащить занозу иголкой, но ничего не выходило, она застряла наглухо. Длиной сантиметра три и в диаметре пол сантиметра. Что делать, мы не знали. Миша с мальчишками ушли на рыбалку. Тётя Дуся посоветовала нам с Юлей ехать к врачу. До медпункта в хуторе километра три. Сели мы с Юлей на велосипеды и поехали. Приезжаем, а там замок. Что делать? Постояли и поехали домой. Приехали и решили делать операцию сами. Нашли бритвенное лезвие, промыли его и мою ногу водкой. Только Юля приготовилась сделать разрез над занозой, и ей сразу же стало плохо, закружилась голова, затошнило. Тётя Дуся нашла нашатырный спирт и давай её отхаживать. Пришлось мне самой сжать зубы и резать свою ногу до самой занозы. Получилось. Занозу вытащили, ногу промыли ещё раз водкой и намазали зелёнкой. Утром ранка уже затянулась.
  Когда бывало в доме жарко, мы стелили одеяла на сено и ночевали на улице. Как здорово лежать и смотреть в звёздное небо. Звёзды кажутся совсем близко и так таинственно мерцают. Но лето заканчивалось, надо было готовиться в школу. Я вернулась в станицу Новоалександровскую.  Теперь будем с мамой видеться каждый день. Летом она приезжала к тёте Дусе только на выходные. А доехать было совсем не просто. Автобусы не ходили, ехать надо было на попутной машине в кузове, в то время это было нормально. Дома меня ждало моё письмо, которое я писала Саше. Оно вернулось назад с припиской, что по адресу никто не проживает. А я так ждала от него ответ. Я, конечно, расстроилась. Оказывается, Плавистого больше нет, все разъехались кто куда. Я не знаю, куда он уехал, он не знает куда я уехала. Я не могла представить, что мы больше не увидимся. Слёзы сами потекли из глаз. Мама всё поняла и сказала, что мы их найдём обязательно, когда придёт время, надо подождать. У меня появилась возможность с ним увидеться через долгих сорок пять лет. Но увиделась я только с его мамой, Саши уже не было в этом мире и не было моей мамы. Но об этом я ещё не знала. Впереди у нас была целая жизнь. У меня заканчивались летние каникулы и надо было собираться в школу. За лето я соскучилась по школе, по одноклассникам. Дома всё, вроде, нормализовалось. Дядя Вася устроился на работу и, кажется, забыл обиду. Но, неожиданно заболела мама. Её положили в больницу.  Лечение не помогало. Врач рекомендовала ей пить чай с лимоном. Я искала лимоны, где только можно, но их нигде не было. Кто-то подсказал, что бывают в вагоне-ресторане московского поезда. И, действительно, я их там нашла и стала покупать. Маме немножко стало лучше, но не совсем. Врачи сказали, что ей не подходит климат. Маму выписали из больницы, и мы задумались, как поменять этот климат. Мама написала письмо своему старшему брату, Степану, который жил в Приморье.  Пришёл ответ, дядя Стёпа написал, чтобы мы приезжали, он нас ждёт. И мы стали собираться в дорогу. Решили ехать на каникулах, когда я закончу первую четверть.
 А пока я готовлюсь в шестой класс. Панна Андреевна сшила мне красивую школьную форму, платье и два фартука, чёрный и белый. Я не могу на неё налюбоваться, постоянно примеряю. Ткань для неё мне подарили в Фельдмаршале за помощь. Я уже купила все книги. Все пролистала и самое интересное прочитала. Я всегда до начала занятий стараюсь заглянуть вперёд, что-то прочитать, выучить какие-то стихи. Потом легче учиться. Зададут, а я уже знаю, и могу выучить что-нибудь ещё заранее.   Первое сентября для меня всегда праздник. Встреча со всеми одноклассниками после долгого лета. У всех столько новостей. Будем ещё долго вспоминать.
  Первая четверть пролетела быстро. И вот уже у меня в руках мои школьные документы. Жаль, по французскому у меня так и осталась тройка, а по русскому языку четвёрка. Все остальные - пятёрки. Прощаюсь со всеми, обещаю написать о своей новой школе.