Еврейский фестиваль

Вера Василева
В первый год переезда в Петербург попала  на еврейский фестиваль в концертный зал «Октябрьский», вход был свободный, к тому же зал для меня был нов.

У меня сложное отношение к евреям: я их уважаю и ценю за талант и ум и
невысокого мнения об их человеческих качествах. Я имела многолетнюю  возможность наблюдать за своими коллегами и убедиться в этом, хотя я, может, и не права.  И  это сомнение  заставило меня переступить порог концертного зала.

Еврейский  народ перенёс столько горя, сколько, опираясь на мои знания истории, не выпадало на долю ни одного народа. Поэтому меня вело ещё и сочувствие к этим людям. Захотелось послушать их музыку, причём, великолепную, и понаблюдать за их поведением. Это трагический народ, но в зале я этого не почувствовала – они веселились, как малые дети, бурно встречая артистов. Это надо было видеть и слышать! Сколько радости было в глазах и на лицах слушателей!  Они проживали целую жизнь в эти короткие мгновения. Это был их праздник.

Мы, русские, особенно люди старшего  поколения, так радоваться и веселиться не умели и не умеем. Мне очень нравились песни, я наслаждалась ими, но была сдержанна в своих симпатиях.
 
Но что творилось с молодёжью! Они соскакивали со своих мест, танцевали,
хлопали в ладоши, тянули вверх руки с растопыренными пальцами, кричали
«Аллилуйя!» вслед за артистами после каждой песни и радовались так, будто много лет их держали взаперти и вдруг выпустили…

Если народ умеет так веселиться, с человеческими качествами у него всё в порядке.

Санкт-Петербург, 1994