Стела Муссолини и стела Маркони

Людмила Хаустова
 (Из цикла «Азбука Рима»)
   
    Предваряя рассказ о памятном монументе, посвященном Бенито Муссолини, стоит, пожалуй, оглянуться назад и сказать несколько  слов о том непростом  времени. После первой мировой войны Италия пребывала в состоянии крайнего экономического и политического упадка. В стране царила безработица, процветала преступность, на юге Италии безраздельно хозяйничала мафия. Все это неизбежно  вызывало всеобщее недовольство и требование немедленных    перемен.
    Оценив настроение масс,  бывший социалист Муссолини в 1919 году создал новую партию «Итальянский союз борьбы».    По мысли Муссолини, его сторонники должны были быть едины  подобно плотно связанным  пучкам прутьев («fascio») древнеримских ликторов  с карающей секирой внутри. От «фашей» пошло  название «фашизм», а Италия стала родиной фашизма. Впрочем, поначалу это слово не носило   одиозного смысла. Выступая с пламенными речами перед многотысячными толпами, Муссолини призывал к сплочению нации и  наведению порядка путём установления жесткого режима. Он обещал покончить с несправедливостью и привести страну к процветанию и благополучию. Пропаганда его сторонников получила одобрение в кругах аристократии, среди значительной части предпринимателей, жаждущих порядка, и военных. Муссолини приобретал популярность.  В октябре 1922 года,  Муссолини  организовал «Поход на Рим» созданных им военизированных отрядов, прозванных в народе по цвету их формы «чернорубашечниками». В сущности это был мятеж. Однако широкие слои населения поддержали его.  Король Виктор Эммануил   вынужден был вступить в переговоры с Муссолини и вскоре предоставил ему должность премьер-министра страны. 
    Новое правительство приступило к проведению реформ, Действовало оно жёстко, используя все возможные на то время средства массовой пропаганды, ширящиеся ряды фашистской партии, а в случае противодействия – не только органы государственной власти, но и своих чернорубашечников. Укреплению власти Муссолини в первые годы его правления способствовали довольно ощутимые социальные улучшения: налаживалось производство и строительство, сокращалась до того безмерная  безработица, улучшились условия труда на предприятиях, приподнялся уровень жизни заметной части населения. Велеречивому лидеру удалось заручиться поддержкой церкви, что было весьма важно для глубоко религиозного итальянского общества, в первую очередь для крестьян. Когда его партийцы ввели наименование «Дуче»  от лат. Dux – вождь, то это легко вошло в общественный оборот. (По этому образцу позднее германские нацисты назвали Гитлера «Фюрер).
      Со времени возникновения фашистского движения  год от года  яростнее шла борьба с антифашистами, террором и насилием жестоко подавлялась политическая и интеллектуальная оппозиция.   К 1923 году фашистская партия получила большинство голосов в парламенте. Не обошлось без фальсификаций, о чем заявил тогда социалист Джакомо Маттеотти. По негласному приказу Муссолини он был арестован и убит.    Спустя малое время в стране установился авторитарный режим правления.  В 1928 году были запрещены все политические партии, кроме  фашистской, отменены местное самоуправление и выборы.
    При этом неустанно, с непременными ссылками на две тысячи лет итальянской истории, пропагандируя идею избранности итальянцев, заявляя о возрождении сильной и здоровой нации, Муссолини сделал мощный упор на спорт.   В стране насаждался культ  спорта, строились  стадионы, спортплощадки, бассейны. В конце 20-х годов   на берегу Тибра у подножия высокого римского холма Монте Марио приступили  к возведению громадного Олимпийского комплекса. Тогда же, по инициативе Муссолини, Италия  подала заявку на проведение  летних Олимпийских игр 1940 года.
     Дуче, мечтавший возродить былое величие древнего Рима, ратовал за создание сооружений в духе   имперской архитектуры Вечного города. Его идеи подхватили и воплотили в жизнь архитекторы  Энрико дель Дебио и Луиджи Моретти. В грандиозный  спортивный  комплекс входили многочисленные арены, легкоатлетические и   теннисные площадки, и даже Водный стадион. На трибунах могли разместиться около пяти тысяч зрителей, а для лидеров фашистской партии была отведена специальная трибуна.
    Стены и полы сооружений  были декорированы  схожими с древнеримскими,  черно-белыми мозаиками  с  изображениями  людей и животных.  По сей день среди них уцелели надписи с именем Муссолини – (DVCE-DUCE). Вокруг огромной арены знаменитого Мраморного стадиона, над трибунами, в качестве стимулирующего, наглядного пособия  установили 64 мраморные псевдоантичные скульптуры.  Правда, в отличие от классических образцов, они лишены изящества, а монументальная мощь их граничит с недвижной угловатостью.     Наконец, по всей территории  высадили римские  пинии, и 15 декабря 1938 года строительство спортивного комплекса было официально завершено.  Чтобы облегчить подход к сооружению, через Тибр специально  перекинули новый мост.
    В духе все большего возвеличивания   лидера,    форуму  дали имя Муссолини. Мало того, приспешники Дуче вознамерились, в полном смысле слова, «поднять его на пьедестал». В горах Каррары, где некогда  брал материал для своих шедевров великий Микеланджело, вырубили  гигантский мраморный монолит.  Предварительно его для сохранности обшили деревом. Сохранившиеся документальные киноматериалы,  воспроизводят сцены транспортировки монолита, которые напоминают ритуал перевозки  древнеегипетских обелисков. Дорогу  в карьере предварительно выкладывали бревнами, по которым с использованием стальных канатов и воротов катилась мраморная 300-тонная глыба. Тянули её 80 мощных, запряженных цугом быков, которых направляли и погоняли  многочисленные рабочие. Потом монолит сначала по морю, а потом по Тибру доставили  в Вечный город.
    На четырех  гранях вырубленной из монолита 17-метровой беломраморной стелы  скульптор Артуро Дацци вырезал  одно,  многократно повторяющееся имя - Mussolini Dux  (Муссолини - Дуче). Обелиск установили  на массивном и высоком постаменте из 8 блоков, в результате общая высота монумента  составила почти 40 метров.  Сужающаяся кверху верхушка, как говорили в народе, была покрыта чистым  золотом. (Потом оказалось, что это была подделка «под золото»). Обелиск был установлен   в 1932 году в центре площади перед входом на стадион.   
      Тем временем, фашистский режим  ужесточался. Используя систему доносов и надзора,  фашисты расправлялись с      инакомыслящими. Тысячи (около 21 000) человек оказались в тюрьмах, многие были расстреляны. 30-е годы – это уже апогей фашизма. Муссолини плотно вошёл в роль фашистского деспота.
   Вынашивая утопические мечты о возрождении великой Римской империи, Италия повела захватнические войны в Эфиопии, Албании и Греции.  22 мая 1939 года в Берлине был подписан «Стальной пакт» с Гитлером,   а 22 июня 1941 года Италия  в союзе с нацистской Германией объявила войну Советскому Союзу.
     После падения режима Муссолини  разъяренная толпа  разбила монумент. Но, Вечный город потому и называется вечным, что он хранит память о своих исторических метах. По прошествии десятилетий, в декабре 1959 года,  стелу Муссолини восстановили, собрав по кусочкам. Правда, спортивный комплекс переименовали в «Foro Italico», и спустя всего через 15 лет по окончании Второй мировой здесь провели летние Олимпийские игры 1960 года, потом чемпионат мира по футболу 1990 года  и чемпионат мира по водным видам спорта  в 2009 году.
   Но и поныне, словно историческое назидание потомкам, стела  Муссолини  высится на прежнем месте,  перед глазами  идущих на стадион фанатов.

Стелла Маркони
     На  южной  окраине Вечного города есть интересный современный район ЭУР. Название свое он получил от намечавшейся здесь на 1942 год Всемирной выставки  (Esposizione Universale di Roma - EUR). Проект района был разработан еще в 1938 году группой талантливых архитекторов под  руководством Марчелло Пьячентини, которые мечтали построить рядом с древним Римом величественный город будущего. Потом в связи с войной и послевоенной разрухой проект был на долгое время заброшен, и  в  полную  меру начал осуществляться лишь с 1951 года. В это время в ЭУРе появились многочисленные виллы, огромные офисные здания и великолепные музеи. Здесь можно увидеть современные "реплики" основных монументов Вечного  Города. Пологие ступени поднимаются к стоящему на холме монументальному храму Св.  Петра и Павла, который перекликается с ватиканским собором Св. Петра. Колоннада Зала Конгрессов напоминает колоннаду Бернини, а окруженный оливковым садом стеклянный Дворец Спорта повторяет контуры Пантеона. Правда, подчиненные рациональному духу 30-х годов, они также похожи на оригиналы, как засушенный гербарий на живые цветы. В четырех одинаковых сторонах "Квадратного Колизея"  монотонно, 216 раз повторяется  арочный мотив. К стоящему на возвышении монументальному строению ведут широкие помпезные лестницы, на четырех углах застыли четыре статичные группы Диоскуров. В арках нижнего пояса установлены  скульптуры, посвященные различным видам человеческой деятельности, под плоской крышей – составленное Муссолини посвящение: «Нации поэтов, мастеров, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей, переселенцев».
     Украшая Вечный город  накануне  олимпийских игр 1960 года, вспомнили об уникальных, но традиционных для Рима  обелисках. В самом центре ЭУРа, на пересечении дорог, в 1959 году была установлена стела  в честь итальянского изобретателя радио, Нобелевского лауреата Гульельмо Маркони. Правду сказать, славой первооткрывателя радио в разных странах пользуются Александр Попов, Никола Тесла, Эдуард Бранли, Оливер Лодж и еще ряд ученых. 
   На  железобетонной стелле,  высотой в 45 метров архитектор Артуро Дацци (который приступил к работе еще в 1937 году)  разместил 92 беломраморные панели с аллегорическими сценами и барельефными изображениями, отображающими деятельность ученого.
    В новом районе среди зелени парков  появились непривычные для Вечного Города небоскребы,  огромное  искусственное озеро с бьющими из-под воды высокими струями фонтанов и Луна-парк  с колесом обозрения. От района ЭУР дорога ведет в античный город-музей Остию и на берег моря.