Глава 1. Святой пророк Иосия покровитель Донского

Новосельцев Григорий Петрович
1.Святой пророк Иосия покровитель Донского казачества.

Поскольку мы с вами живём на Дону, будет интересно поближе познакомиться со святым покровителем Донского казачества и с историей возникновения войскового праздника Донского казачьего войска.
В октябре 1888 года император Александр III и члены его семьи по железной дороге возвращались из Крыма в Санкт-Петербург. 17 (29) октября 1888 года у станции Борки под Харьковом с императорским поездом произошла катастрофа. Путь в месте крушения проходил по высокой насыпи, и с железнодорожных путей сошли 10 вагонов. При крушении поезда пострадало 68 человек, 21 из них – погиб, подвижный состав, в том числе и императорский вагон, оказался сильно повреждён, но ни император Александр III, ни члены его семьи, включая цесаревича Николая Александровича (будущего российского императора Николая II), не пострадали.
В официальной печати и в церковной традиции спасение императорской семьи было названо чудесным. Уже ночью 17 октября был отслужен первый благодарственный молебен за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности, а на месте крушения, впоследствии, был воздвигнут православный храм.
17(30) октября по церковному календарю является днем памяти святых пророка Осии и Андрея Критского, поэтому Александр III распорядился о строительстве в Анапе храма во имя этих святых и определил ветхозаветного пророка Осию святым покровителем Донского казачества.
О личности пророка Осии известно не много. В Христианской традиции он является первым из двенадцати малых пророков. Жил и пророчествовал он в Самарии (столица Северного Израильского царства) во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля в 722г. до рождества Христова. Проповеди и поучения Осии мы можем найти в Ветхом Завете, в книге, подписанной его именем.
Сама книга представляет собой краткое изложение речей пророка без соблюдения какой-либо системы и хронологии. Она состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части.
Первая часть (с 1 по 3 главу) иногда называется: «Урок семейной жизни Осии» и разделена на подтемы:
— жена и дети: притча об осуждении (Ос.1:2-11, Ос.2:1)
— неверность и наказание: примирение и восстановление (Ос.2:2-23)
— возвращение любви (Ос.3:1-5).
В этой части книги через символы, которыми являются брак с блудницей и рождение детей с «говорящими» именами, пророк Осия обличает народ Израиля в греховности и предупреждает об отвержении от Бога.
Главы с 4 по 14 составляют вторую часть книги и являются уже, собственно, пророческими. Там возвещается о будущем суде Божием, плене и возвращении к Богу остатка. Осия предсказывает прекращение ветхозаветных жертвоприношений и конец Ааронова священства (Ос.3:5), распространение истинного Богопознания по всей земле (Ос.2:19-20) и приход Спасителя. О Христе Осия говорит, что  Он возвратится из Египта (Ос.11:1; ср. Мф.2:15), тридневно воскреснет (Ос.6; ср. 1 Кор.15:4) и победит смерть (Ос.13:14; ср. 1 Кор.15:54-55).
Сам пророк Осия, по некоторым предположениям, был священником или близким к этому кругу человеком. Об этом свидетельствуют его познания в области религиозного состояния народа Божия и богослужебной практики. Личная жизнь Осии и его общественное служение тесно переплелись. Пророк не принадлежал себе и делал то, что велел ему Бог. Так он женился на блуднице, и в этом браке родилось трое детей. Каждому Осия дал символическое имя, показывающее взаимоотношения Бога и его избранного народа. Старший сын – Изреель. Так назывался город, в котором царь Ииуй должен был уничтожить идолопоклонство, но вместо этого сам впал в язычество. Дочь Лорухама, что значит «Непомилованная». То есть через ее рождение Бог объявляет об отнятии Божией милости от дома Израилева: «Я уже не буду более миловать дома Израилева…» (1:6). И, наконец, младший сын Лоамми – «Не Мой народ», «потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом…» (1:9). В этих именах поэтапное отпадение Израиля от Бога.
Пророки часто использовали символические действия, чтобы привлечь внимание народа к своей проповеди, так и личная жизнь пророка Осии стала символом происходящего с народом Израилевым. Блудница Гомерь (жена Осии) – народ израильский, дети блудницы – современное пророку поколение Израиля. Преступная жизнь Гомери (имя означает – законченная совершеннейшая дочь сластолюбия) – образ идолопоклоннической жизни Израиля. В примирении между супругами и возвращении Гомери, Осия усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом.
Через мучительный личный опыт Осия понимает, что чувствует Господь, которого предает Его народ. Пророки Илия и Амос  проповедовали Бога справедливости, требующего от человека верности и правды. Тогда это было необходимо, чтобы очистить душу древнего человека от язычества, чтобы привести к осознанию своей греховности. А пророк Осия, первым из ветхозаветных пророков, несет миру откровение Бога любви и милосердия: « Бог есть любовь». Эта новозаветная истина впервые прозвучала за восемь веков до прихода на землю Христа.
Осия не свергал династий, подобно Елисею, не воевал со жрецами Ваала, подобно Илии, а выступал только как религиозный учитель. Он проповедовал против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу. Пророк Осия прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости.  Его пророческое служение продолжалось более 60 лет. По преданию, он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее за 820 лет до Рождества Христова.
Таково житие святого покровителя Донского казачества, ветхозаветного пророка Осии. День его памяти и по ныне является официальным войсковым праздником для Донских казаков и отмечается ежегодно 30 октября. Слова пророка: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»,  как нельзя более, близки духу Донского казачества с его любовью к свободе, веротерпимостью и истинно христианской системой ценностей.
·       Татьяна Сингина
Источник.