Сказ о Полянских умельцах

Наталия Николаевна Самохина
Судьба раздаёт людям любовь, наугад доставая запечатанные конвертики из потёртой сумочки-ретро. Вот именно так кому-то и достаётся лёгкая любовь-однодневка, а кому-то – роковая любовь-приговор. Одна-единственная на всю жизнь, та, что не только целует, но и отрезает от сердца кусочек за кусочком, оставляя ровно столько, чтобы хватило сил медленно гнать кровь по венам…

Девушка, сидящая закинув ногу за ногу на ветхом казённом стуле в одной из комнат мужского общежития Абрамцевского художественно-промышленного училища, о своем приговоре ещё не знала. Насмешливо прищурив и без того продолговатые, нефритово-зелёные русалочьи глаза, она пропускала через изящные пальцы пряди своих светлых вьющихся волос. Первой красавице «Абрамцевки» были смешны признания влюблённого сокурсника, уже получившего от судьбы чёрную метку несчастной любви. Девушке становилась скучно и она уже собиралась было уйти и тем самым прекратить муки воздыхателя, когда дверь внезапно открылась и за шторами импровизированной прихожей раздался весёлый голос всеобщего любимца Славы Иванкова: «А посмотрите, кого я привёз!». Из-за шторы, словно из глубины театрального занавеса, появилось сияющее, будто яблоко сорта «белый налив», лицо молодого брюнета с лукавыми карими глазами и какими-то уж очень красивыми губами. Глаза незнакомца накрыли студенческую комнату излучением осознания собственной неотразимости.  Губы, изогнутые, точно деки старинной скрипки, произнесли: «А вот и я!». И всё – девушка пропала… Покатилось её сердце с хрустальным звоном прочь из общежития, и чтобы его найти, красавице Ларе пришлось дойти аж до села Поляны Рязанской области. Да так навсегда в нём и остаться.

Поляны – далеко не самое примечательное место на просторах Рязанщины.  Когда-то здесь были болотца и охотничьи угодья. Затем пришла мелиорация и песчаные бури. Появилось несколько дорожных ремонтно-строительных управлений, началась стройка промзон и жилых зданий. Короче, так себе местечко: уже не деревня, но ещё и не город. Вот только Ларе лучше ничего такого не говорить, а то она сразу грудью встанет на защиту родного села. И расскажет вам про три детских садика, три современные школы, новый спорткомплекс и магазины на любой вкус. А ещё Лара является собирательницей курьёзных историй, происшедших за последние тридцать лет на Полянской земле. Из которых самой примечательной является легенда об исчезнувшем башенном кране.

Попала эта история в Ларину копилку благодаря соседке Рае Блох, представляющей в Полянах информационную службу «Одна баба сказала». Соседка, выгуливающая своего мопса ранним утром, резко затормозила рядом с Ларой, поливающей цветы в палисаднике перед подъездом их пятиэтажки. Белокурая красавица попыталась Раю проигнорировать, ибо имела к мадам Блох большие претензии из-за сооружённой соседкой гигантской углепластиковой кормушки для птиц. Кормушка эта привлекала исключительно чаек и галок, слетающихся на Раино щедрое угощение со всей округи. Каждое утро они будили Лару ором, сопровождаемым стенаниями углепластика, прогибающегося под тяжестью птичьих тел. Но языкатая баба не уходила. Судя по всему, ей было просто необходимо поделиться с соседкой очередной сенсационной новостью, чтобы не лопнуть, как воздушный шарик, от информационного переизбытка.

С трудом удерживая рвущегося с поводка мопса, Рая сразу же пошла «с козырей», надеясь стереть с лица соседки выражение холодной отстранённости. «Представляешь, Лар, каких я сегодня чудиков встретила! Вроде бы приличные мужики и одеты хорошо. Сказали, что башенный кран разыскивают. Спросили, не видала ли я где его. Как можно кран потерять?! Это же не иголка, чтобы теряться!», - выдала ходячая новостная лента. Лара особого значения словам соседки не придала, пока они совершенно неожиданно не получили подтверждения.

Случилось это во время семейного ужина, когда Ларин свёкр, с аппетитом прихлёбывающий огненный от жгучего перца наваристый борщ, поведал о том, что встретил в местной пивнушке мужиков, заливающих пивом потерю башенного крана. Монументальный кран, высотой с пятиэтажный дом, использовался при возведении отдельных зданий промышленной зоны, отделённой от жилого района обширным пустырём. Из-за нехватки средств строительство было приостановлено, а грузоподъёмная машина оставлена без присмотра почти на год. И вот теперь, хозяева крана, которые по слухам списали его где-то втихую с бюджета, оплакивали исчезновение своей собственности.

У молодой женщины не было причин не доверять своему свёкру, высокообразованному сварщику с мышлением философа. Все знают, что сварщики в подавляющем большинстве – народ пьющий, но весьма уважаемый. Свёкр был человеком надёжным, и Лара всегда с лёгкой душой оставляла детей на него. Знала, что они будут под присмотром и накормлены. Да и вообще, привыкла прислушиваться к его всегда дельным советам. Правда, что-то такое в тоне голоса и выражении глаз свёкра заставило Лару думать, что об исчезновении крана он знает больше, чем сказал. И тогда она решила провести собственное расследование.

Путь дознавательницы лежал на пустырь между промзоной и кладбищем, где Лара когда-то заметила рельсы, проложенные через дорогу к недостроенным зданиям индустриального вида. Нужно сказать, что отправилась она в поход не одна, а вместе с группой сопровождения, состоящей из московской сторожевой Виты и чёрной пуделихи Дины.  Достигнув пустыря, заросшего кустарником и высокой травой, в которой, потеряв голову от июньской жары стрекотали в любовном угаре многочисленные кузнечики, Лара спустила собак с поводка. Бестолковая пуделиха тут же исчезла в зарослях душистого донника, предполагая, что именно там и притаились зловредные коты, с которыми у Дины были особые счёты. А вот московская сторожевая незамедлительно направилась к кустам волчьего лыка у дороги, где и остановилась, принюхиваясь к чему-то.
 
Поравнявшись с собакой, Лара почувствовала себя палеонтологом, только что совершившим открытие века. Ибо среди густой зелёной травы лежало нечто, напоминавшее своими очертаниями останки доисторического животного. Правда, составляющие гигантского остова имели явно неорганическое происхождение, поскольку являлись кусками тронутого ржавчиной железа. Железа, без сомнения бывшего в недавнем прошлом стрелой башенного крана. Теперь оставалось найти опорную раму с поворотной платформой и башню с кабиной управления. Одним словом, дело за малым!

Методично прочесав по квадратам больше половины огромного пустыря и не найдя ничего, даже отдалённо напоминающего останки грузоподъёмной машины, усталая Лара присела на нагретый солнцем ковёр из гибких стебельков спорыша. Разминая длинными пальцами изящную кисточку донника, молодая женщина закрыла глаза, стараясь систематизировать неясные ассоциации, извлечённые сознанием из глубины памяти. Лучи солнца, проникая через сомкнутые веки, трансформировались в светлые точки, которые перемещаясь, принимали форму знакомых предметов. И озарение пришло! Лара поняла, что продолжать поиски останков крана бессмысленно, ибо она знает, где они находятся. По крайней мере, некоторые из них.

Весной прошлого года свёкр удивил Лару, соорудив на даче миниатюрный, но какой-то удивительно уютный и компактный сарайчик, в котором чудесным образом поместилась крошечная лежанка и даже откидной столик. Столик этот при необходимости можно было трансформировать в ставенку для единственного окна импровизированного садового домика. Лара тогда поломала голову над происхождением уникального сооружения, да и забыла о нём в повседневной суете. Теперь же воображение художницы подсказало ей разгадку: сарайчик был ничем иным, как ловко поставленной на бок кабиной управления башенного крана, которую неутомимые руки свёкра покрыли двускатной крышей из рубероида и досок. Ещё позже этот умелец-виртуоз вместе с сыном, Лариным мужем, навозил откуда-то целую кучу кусков бетона и железок, из которых и был возведён гараж с почти метровой толщиной стен, где нашлось место не только закуту для свиней, но и курятнику.

Встав на ноги, женщина оглядела окрестности промзоны новыми глазами. И увидела несметное количество гаражей, выросших, словно грибы после дождя вокруг места исчезновения крана. А над крышами индустриальных зданий и чёрными силуэтами гаражей высоко в небо поднимались светлые очертания напоминающей Эйфелеву башню грузоподъёмной машины со стрелой, теряющейся в облаках. Вернувшись домой, Лара незамедлительно перенесла это видение на холст. Необычная картина привлекла моё внимание во время посещения персональной выставки талантливой художницы. Вот так я и узнала удивительную историю о Полянских умельцах, которую решила перенести на бумагу. Ибо всё преходяще, и только Слово нетленно.