Галин. Сирена и Виктория. 23. 06. 2023

Ольга Немежикова
СИРЕНА И ВИКТОРИЯ

Спектакль «Сирена и Виктория» (23.06.2023) по пьесе А. Галина. В рамках «Большие гастроли» в Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина: драматический театр «Колесо» им. Глеба Дроздова (г. Тольятти).

Режиссёр-постановщик — народная артистка России Наталья Дроздова.

«Сирена и Виктория» — всеми любимая комедия Александра Галина, неизменно беспроигрышная на предмет посмеяться до слёз и порадоваться счастливому финалу. Однако сила данного спектакля не в смешном, хотя здесь оно выше всяких похвал. За кулисой безудержной потехи, если сдёрнуть её довольно плотную пелену, недолго сойти с ума от отчаяния. А если заглянуть глубже, уткнёшься в античный миф — потрясающую аллюзию пьесы, заявленную в названии: имена символичны буквально. Виктория, как Одиссей, устояла перед призывом Сирены. Только выдержать испытание ей помогли не верёвки, а любовь, которой пришёл на помощь счастливый случай.

Актёрский ансамбль фантастический. Пожалуй, этот спектакль из тех, что остаются в памяти на всю жизнь: забыть впечатление от такой игры невозможно; объёмное содержание, поданное создателями постановки ненавязчиво и без эпатажа, делает спектакль художественным событием.

Сирена (Светлана Саягова, г. Москва) из когорты демонических женщин — не знаешь, чем ещё удивит и когда. Харизмой подвинет любого. Со дна выбилась в калашный ряд: поселилась с видом на кремлёвские звёзды. Но что ей делать в этом ряду, ума не приложит. Всё есть, даже рояль в углу, а счастья как не было, так и нет. Не факт, что мужчина сделал бы её счастливой; в самом деле, «к чему»?

Из мутных соображений Сирена придумала учить английский язык. Может, потому и пригласила в репетиторы доктора наук, человека, живущего духовным, как она характеризует Викторию (Ирина Малышева) мужчинам, что Сирене, как воздух, нужно духовное. Только она об этом не знает. Вот и мается, пьёт от тоски, пока Виктория играет на рояле (Чайковский. Времена года), стремясь облагородить свою ученицу, отвлечь от стола с бутылками.

Да только Сирена озабочена вовсе не музыкой и не английской грамматикой. Она истово призывает Викторию пить, и бедняжка отбиться не в силах! А кто устоит против такого натиска, без пяти минут принуждения? Вот так, во имя приятельской компании, и спаивают отзывчивых, добрых людей…

Пьёт Сирена, надо признать, заразительно. Отдаваясь процессу самозабвенно, она виртуозно балансирует на грани эстетики. Её возлияния — поразительное мастерство в обращении с питейной посудой, изощрённое дионисийское искусство, исполняемое с лёгкостью необычайной и поданное с таким комическим пафосом, что градус застольных сцен просто зашкаливает!

Закусывать Сирена тоже пытается изысканно. Тыкала-тыкала палочками, как журавль клювом, тарелку, всё зацепить кусочек пыталась — не уцепила, бросила палочки да быстро слизнула кусочек! Во втором действии эти палочки разовьются в восточный мотив: Сирена выйдет в кимоно, с громадными булавками в пышном парике с трепетной чёлкой.

От невыносимой скуки и в благодарность за дружбу Сирена взялась устроить судьбу Виктории. Обоих бросили мужья, но Сирена решила, что её долг подруге помочь, ведь та ничего для себя сделать не в состоянии! Плюс ко всему, теперь и на родине процветает невиданная свобода нравов, нельзя отставать, надо соответствовать времени. Сирене — надо. Это Виктория не нуждается в подобном «соответствии». Однако Сирена слушать её не будет, она приготовила очередной вариант: заказала встречу с молодым козерогом, который с минуты на минуту должен явиться.

Пока насмерть перепуганная Виктория от неожиданного сюрприза скрывалась за дверью, Константин (Игорь Супрунов) потряс Сирену до самых основ. Желание немедленно приступить к работе неважно где, хоть на балконе, добило женщину окончательно. Какая уверенность, какой напор! «Соседи возражать не будут, если к ним в окна шерсть полетит? Но ветра, вроде, нет…» — «Ну, Константин… ты… силен… Ничего не скажешь… Дай-ка я ещё мадерки выпью…»

Не мудрено, ведь Константин — типичный научный сотрудник из советских ещё времён, в самом каноническом воплощении. Его достояние — учёная степень, несколько монографий да живая пока каморка-лаборатория, дороже которой нет ничего на свете. Так что товарищ он совершенно безвредный. Перебивается на подножном корму — подкожного жира никогда не бывало. В его случае подножный корм — тримминг фокстерьеров, но дамы об этом узнают не сразу.

На Викторию Константин тоже произвёл огромное впечатление непреднамеренным манёвром — телефонным звонком, в котором давал указания по гравитационным расчётам. С этого места страх Виктории отступает, начинается интерес, вскоре взаимный.

Виктория и Константин — родственные души. Оба доктора наук, о своих предметах готовы говорить бесконечно; оба, похоже, не столько работоголики, сколько энтузиасты, подвижники; у них не кураж, а внутреннее достоинство, и оно как магнит. Оказалось, Константин открыл новую звезду и теперь назовёт её Викторией! От избытка чувств, от безумного желания счастья Виктория и Константин исполняют в спектакле по красивой песне — любовь не может не петь, и она побеждает!

Именно в мифологическом контексте совсем не загадочны последние слова Сирены о том, что она была, есть и будет. В финале Сирена и Виктория стоят рядом, как неразлучные подруги — картина символическая, парадоксальная лишь на первый взгляд. Потому что редкий человек рождается свободным и сильным, зависимости вечны и многолики, а путь избавления от них прихотлив и нескончаем. Лишь любовь — талисман на этом пути. Спектакль об этом.