Перед последней чертой

Игорь Кон
В доме пахло лекарствами, тяжёлым духом человека, давно прикованного к постели и моющими средствами, которые должны были с этим «духом» бороться, но получалось у них плохо. Ещё в доме пахло смертью….
Ольга Викторовна сняла пуховик, привычно помыла руки в ванной комнате, вытерла насухо чистым вафельным полотенцем, которое всегда висело на специально выделенном для этого месте и прошла в комнату – с тез пор, как онкологической больной прописали наркотику, она бывала здесь регулярно.
- Замучила я вас доктор совсем, да? – Высохшее, бледное лицо, жёлтые круги под глазами, взгляд, привычно-беспомощно ожидающий нового приступа невыносимой боли. – И чего гоняют человека? Всем ведь всё ясно….
- Порядок такой, ничего не поделаешь. – Привычно одевая манжету тонометра на безвольную руку женщины, ответила доктор. – Помолчим…. Хорошо. Давайте теперь сердце ваше послушаем…. Вот так….
- Смешно…. – Скривила губы в усмешке умирающая. – Всю дорогу чего-то хочешь, добиваешься, крутишься…. А теперь и не надо ничего. Бессмыслица какая-то получилась, а не жизнь. Уже даже и её не надо…, поскорее бы. А всё что-то никак….
- Не торопитесь…, к Богу в гости опозданий не бывает. – Ольга Викторовна закончила с нехитрым обследованием, убрала тонометр с фонендоскопом в сумку и внимательно посмотрела на женщину. – Вы крещёная?
Она, в ответ, с удивлением посмотрела на врача:
- Нет. – Покачала головой. – Какое там крещение в то время? Пионерка, комсомолка, потом в партию…. А в Кодексе строителей коммунизма про Церковь ничего написано не было.
- Это точно. – Улыбнулась доктор. – Не было…. Хотя Кодекс – один в один те же самые десять Заповедей…. А сейчас…, не хотите креститься?
- Нет. Не хочу. – Твёрдо ответила женщина, словно долго думала над этим вопросом и с ответом давно определилась. – Я всегда старалась быть честной и сама с собой, и с людьми, которые меня окружают. В том, что делала, во что верила, к чему стремилась…. А тут что получается? Только фигура в плаще с косой нарисовалась перед тобой в полный рост, так сразу в кусты? За помощью к Тому, в Кого никогда не верила? Как-то это, - она повела плечом и скривилась. – неприлично, что ли…. Да и…, такого было за все эти годы наворочено…. Одних абортов пять штук. А остального всякого, по мелочи…. Как мне со всем этим к Нему, даже если Он существует?
- Вот как раз к Нему со всем этим только и дорога. – Ответила Ольга Викторовна, склонившись над тумбочкой и проверяя разложенные на ней лекарства. Выпрямилась, посмотрела на женщину. – Вы…, правильно меня только поймите. Я вас не агитирую и ни к чему не склоняю. Подумайте. Я вот, например, не просто верю…, я знаю, что смертью жизнь не заканчивается. Так получилось, что именно ЗНАЮ - давно в медицине работаю…. И с грузом нераскаянных грехов ТУДА лучше не попадать. ТАМ возможности покаяния уже не будет….
- Да кто может знать, сколько слёз я выплакала о моих не рождённых детях? – Женщина поджала губы и нахмурилась, сдерживая слёзы. – Сколько раз во сне головки их гладила, несуществующие? Прощения у них просила? Перед кем мне ещё каяться? Зачем?
- Перед Тем, у Кого ваши дети - те дети - сейчас. Перед Тем, кто о них заботился всё это время. Разве Он не достоин хотя бы благодарности…? Да даже и не в этом дело…. – Ольга Викторовна поправила одеяло и присела в ногах у женщины. - Единственный человек, который никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет вас простить – вы сами. Ни один из живущих на это не способен…. Договориться с самим собой – да, закрыть глаза на содеянное – легко, но не простить. Только Он способен снять груз с вашей души, если, конечно, вы Ему это позволите. Вот и весь секрет….

***

Двух дней не прошло, как Ольгу Викторовну, участкового врача-терапевта первого терапевтического отделения третьего участка четвёртой муниципальной городской поликлиники, снова вызвали к умирающей женщине. Пуховик, руки, полотенце, кровать больной…. Всё, как обычно.
- Сил моих уже нет. – Еле слышно прошептала женщина. – Ни таблетки, ни уколы не помогают…. Только вы не подумайте, не из-за этого…, дотерпела бы…. – Она тяжело сглотнула и так посмотрела на доктора, что у той сердце захватило. – Вы не представляете, кого я вижу…, когда…, глаза закрываю. Приблизилось всё…, вплотную. Я покрещусь…. Только ни одного батюшки не знаю…, кого звать? Дети тоже в Церковь не ходят….
- Если ваше решение осознанное и окончательное, за батюшкой дело не станет. – Ответила Ольга Викторовна, сдерживая эмоции. – Ближайший к вам Храм, во имя Успения Пресвятой Богородицы, на Берёзовой…, там всегда дежурный священник есть, а у меня есть его телефон…. Я звоню?
Женщина кивнула….

***

На следующий день дочь женщины пришла к Ольге Викторовне в поликлинику за справкой о смерти. Выглядела она уставшей, опустошённой и несколько растерянной:
- Когда поп этот пришёл, простите, батюшка…, толстый, в этой, как его, рясе…. Ну, вы представляете…. – Она словно выговаривалась, сама с собой, пока доктор заполняла соответствующий бланк. – Закрылся с мамой…, а там двери-то - всё слышно…. Крестил её…, потом разговаривали…, мама говорила…, он всё больше слушал, а потом, я уж не выдержала, вошла, с ложечки её…, чем-то. Ага…, Причастие, типа…. Перекрестил её и ушёл…. Ночью тихо было, против обыкновения, а утром зашла…. Умерла мама! Лежит, спокойная такая, умиротворённая…. Ведь сколько мучилась…, а тут. В голове не укладывается….

Ольга Викторовна улыбнулась и пожала плечами: неисповедимы пути Господни. Значит принял Он её душу, поверил в искренность, снял с плеч тяжкий груз…. Может быть и сыну привет передаст, если пересекутся их райские пути-дорожки…. Кто знает…?