Охотники JG52. Часть седьмая

Андрей Грачев 2
Хельмут Липферт.

Завершить нашу серию обзоров мы хотим разбором побед Хельмута Липферта. Начнём мы этот обзор с заявок аса в небе Ясс.

30 мая ас заявляет две победы над "Яками". В том бою было сбито четыре самолёта из состава 152-го гиап, и два из них сбил Липферт. 31 числа он заявил Пе-2 и Ил. Ил был из состава 9-й гшад, которая потеряла три своих штурмовика в указанный период, один из них сбил Липферт. По поводу Пе-2 у нас точных данных нет. Затем 4 июня ас сбил Як из состава 156-го гиап, пилот Малахов.

Удачный день у аса был 5 числа, он заявил четыре победы. Сначала заявлена была "Кобра". Это был бой против 104-го гиап, с первой атаки немцы не добились успеха и завязали бои на виражах, которые Липферт любил. В итоге был подбит самолет Брюханова, совершил вынужденную посадку на брюхо, но позже был отремонтировать. После этого боя ас провел ещё один - с 427 иап, сбил лётчика Бокова. Очередную победу он одержал в бою с 6 иап, снизу в разгар боя атаковав лётчика Шевченко и сбив его. Наконец, ас заявил "Бостон". Немцы сбили в тот день четыре таких машины из состава 2-го гбак, все эти заявки подтверждены советской стороной. В общем, ас не то чтобы блистал в небе Ясс, однако его заявки отлично соотносятся с потерями.

Затем ас блеснул в небе Западной Украины в июле 44 года. 14 числа утром он заявил "Кобру". Это был самолёт из состава 100-го гиап, понесшего одну потерю примерно в указанное время. Мы также должны отметить, что в статье о Вольфруме нами была допущена небольшая ошибка: он заявил в тот день "Кобру", и она подтверждается данными о потерях, был сбит пилот Шевкунов из 69-го гиап.

15 числа ас заявил "Як". Бой этот очень любопытен. Обратимся к воспоминаниям Звонарева Константина Григорьевича, пилота 106-го гиап.

"Запомнился вылет 15 июля 1944 года. Тимошенко повел эскадрилью - две шестерки -сопровождать двенадцать "илов" на немецкие склады. Кто их вел, не помню, но заместителем у него был Костя Макавейчик. В первой шестерке вверху была пара Волошина. Мы его Куртом звали: он на немца был похож - высокий костлявый. "Илы", обычно, один-два захода делали, а здесь 6 заходов. Штурмовики склады разбили, они начали рваться - дым до 4000 метров стоял. "Фоккеров", причем каких-то новых, я таких ни до, ни после не видел, пришло 14, а нас 12. Они с первого захода сбили пару Волошина и Каштанова: они прозевали атаку - и еще четверых внизу. Тимошенко кричит ведущему "илов": "Уходи, я больше не могу тебя спасать!" "Сейчас, - говорит, - еще один заход". Троих мы все же сбили. Ширяков одного сбил, а его ведомого Кольку Попова подбили. Попали в патронный ящик пушки и оставшиеся снаряды сдетонировали. Всю приборную доску выбило, ремни плечевые перебило, парашют весь изрешечен, а ему хоть осколок бы попал! Ведущий наших "илов", кричит: "Возьмите маленького в кучу!" Колька Попов так с ними и дошел. И еще сумел посадить самолет на аэродроме. Подогнали трактор, и самолет сразу на свалку. Даже Ким (инженер полка Альберт Никифорович Ким - прим. Артем Драбкин) не подошел к этому самолету, а он собирал все самолеты, какие попадались, на вынужденной. У него все время в запасе были самолеты. Так вот, Колька Попов списался сразу: стал бояться летать. Его перевели на наземную работу. Пока война не закончилась, ходил дежурным по столовой. А Волошина, Каштанова, Лешу Пенизя (забыл, кого еще) подбили - они дотянули до линии фронта, и выпрыгнули... В общем, 6 самолетов оставили. А к утру все собрались. Наше звено осталось целым.

Только после этого вылета Волошину хоть и дали Героя Советского Союза, но ему никто не простил, что зевнул. Так его с эскадрильи сначала перевели в другую эскадрилью. Но там же тоже летчики не захотели с ним летать, и он ушел в Академию".

Вроде бы, полный разгром. Но в оперативных документах бой описан иначе.

15:30 - 16:30 группа майора Тимошенко двумя группами прикрывала 10 Илов. Группа напосредственного прикрытия шла вровень с" Илами", ударная группа находилась выше.

Первые атаки немцев по "Илам" были неудачны. Но затем немцы связали ударную группу боем, как раз в момент, когда "Илы" заходили на цель. Затем они внезапно атаковали ударную группу сверху в самый разгар боя и с первой же атаки сбили Волошина, который успел спастись с парашютом. Волошин, как уже отмечалось, был успешным асом. Очевидно, группа фв-190 в этом случае выполняла отвлекающую роль, а бф-109, найдя подходящий момент, действовали как ударная сила. Тимошенко, который был ведущим нижней группы, своей парой пошёл на выручку паре Волошина. Впрочем, немцы не стали вести бой на уничтожение, продолжая прятаться в облаках и совершать "тычки". Был подбит Каштанов, ещё один пилот верхней группы, но, как отмечено, огнём ЗА. Он совершил посадку на брюхо, но самолёт был неремонтоспособен. Учитывая обстоятельства, действительно есть повод усомниться, что его подбили именно зенитки.

Итак, про оперативным данным, потеряно всего два самолёта, а никак не шесть. Звонарев действительно путает, хотя бы в том, что Волошин ушёл в академию. Уж точно никаких семи самолётов (именно столько получается по его воспоминаниям) потеряно не было. Также Каштанова и Волошина сбили вовсе не в одной атаке. Впрочем, в оперативных данных тоже есть одна неточность: действительно, в том бою был и третий подбитый самолёт. Пилотировал его Пенязь Алексей Иванович, он посадил его на вынужденную. Видимо, это не был безвозврат.

Так что, как видим, так называемые "не лакированные" мемуары тоже стоит читать с осторожностью, порой они даже более не объективны, чем "героические". Как в данном случае. Хотя бой был действительно неудачный.

Стоит заметить, что немцы оформили всего две заявки. Что совпадает с реальными потерями. Волошина сбил Рудольф Тренкель. Мы уже посвящали статью этому асу и его победам над Советскими асами, но этот случай не упоминали. Однако Тренкель в очередной раз сбил Советского аса, причём в своей манере: только после того, как другие пилоты создали для этого благоприятные условия, он атаковал самого опасного советского пилота. Ну, а Липферт, судя по всему, сбил Каштанова.

16 числа ас заявил две победы над "Яками". Пострадал 513 иап, погиб пилот Кузнецов, а лётчик Рабинович спасся с парашютом. 18 числа ас заявил Як и Ла-5. Ла-5 из состава 299 шад точно подтверждается, а вот по поводу "Яка" такой информации нет.

19 числа ас оформил две "Кобры" за один бой. Впрочем, хотя немцы и заявили 4 победы над "Кобрами", 6-я ВА потеряла всего одну. Не исключено, что Липферт принял за Кобры Яки с выпуклым фонарём, но в целом у нас маловато данных для того, чтобы разобрать эти заявки аса. 21 числа ас сбил самолёт из состава 122-го иап. 24 числа Липферт отличился в последний раз в том месяце. Вечером он сбил один из самолетов 5-го ИАК, который в указанное время потерял три своих машины при сопровождении Пе-2. Любопытно, что, если количество сбитых Яков немцы оценили верно, то Пе-2 они заявили пять штук, сбив всего один в реальности. К тому времени I группа уже начинала болеть синдромом вранья.

В августе, прежде чем покинуть данный участок фронта, в небе Сандомира ас заявил две победы. 14 числа "Кобру", но на самом деле это был "Як" из 6 гиад, лётчик Петросян. В 16 августа он заявил "Як", но таких потерь в тот день не было. Эта заявка ошибочная.

После этого ас перебрался в Румынию, где довольно регулярно пополнял счёт. Так, 23 августа, как раз в день, когда сбили Захсенберга, он заявил "Як". Пострадал 659 иап. Вместо с Отто Фённекольдом Липферт провел разящую атаку, сбиты были пилоты Морозов и Локтев.

После этого ас отличился только 17 октября, заявив фантомный Як-11. Мы видим, что эти самолёты немцы периодически заявляли. Это была единственная подобная заявка в тот день, и она подтверждается: сбит был пилот Малявин из 73 гиап. 21 числа ас подкараулил одиночный Ла-5, отбившийся от своих, лётчик Грушкин из 486 иап, и сбил его. Лётчик, к счастью, выжил. 23 числа он заявил два "Ила", которые, очевидно, действительно сбил, мы упоминали этот случай в статье о Дюттманне. 24 числа в бою с 150-м гиап ас заявил одну победу. Немцы заявили три победы по итогам боя, в том числе две "Кобры", коих здесь не было. Но реально сбит был только один самолёт, лётчик Сисько. 27 числа ас оформил Ил и Як. В том бою также одержал победу Штайнс, ведомый Липферта. Действительно, были сбиты два Яка и Ил из 207 окрап, летавшие на разведку.