Названия и несчастья

Владимир Врубель
Всё же что-то в суевериях есть! Я писал о кораблях с одинаковым названием, которых постигала одна и та же судьба:  (http://proza.ru/2022/05/20/1380) и (http://proza.ru/2023/06/23/1073), а сейчас вспомнил ещё одну историю.

Первый лайнер с именем «Laconia» водоизмещением 18 000 тонн возвращался из Соединенных Штатов в Англию с 75 пассажирами (34 - первого класса и 41 - второго класса) и экипажем из 217 человек под командованием капитана Ирвина.

25 февраля 1917 года его торпедировала подводная лодка U-50, которой командовал капитан-лейтенант Герхард Бергер. На «Laconia» погибли 13 человек, в том числе трое американцев, что подтолкнуло США к вступлению в войну.

Подлодка через полгода погибла при невыясненных обстоятельствах вместе с экипажем из 44 человек. Волны выбросили на берег тело командира подводной лодки, которое месяц находилось в воде.

Место крушения «Laconia» в 160 милях от Ирландии обнаружила в ноябре 2008 года американская коммерческая археологическая компания «Odyssey Marine Exploration, Inc.». Как оказалось, на борту ««Laconia» имелись немалые ценности.

Кроме того, американцы обнаружили место затопления и другого британского торгового судна времен Первой мировой войны, «Cairnhill», но держали это в секрете. Правительство Великобритании заявило, что корабли являются его государственной собственностью.

Дело рассматривается в суде. С «Laconia» подняли 852 слитка серебра и 132 коробки серебряных монет на сумму около 3 миллионов фунтов стерлингов.

Кстати, эта компания обнаружила останки корабля  «Victory», предшественника корабля Нельсона, с португальским золотом на сумму 700 тысяч фунтов стерлингов, и 80-пушечного корабля «Sussex», затонувшего у побережья Гибралтара в 1694 году с 300 миллионами фунтов стерлингов на борту.

Второй лайнер «Laconia» осенью 1942 года шёл из Египта вокруг Африки в Англию. Его потопила немецкая подводная лодка. Подробно эту историю я рассказал на Прозе.ру (http://proza.ru/2018/11/20/2130), поэтому повторяться не буду.

Третий лайнер «Laconia» во время Второй мировой войны  служил войсковым транспортом. Можно представить себе восхищение солдат и офицеров, которых на нём перевозили, потому что он был отделан с большой роскошью.

Интерьер создали художник Карел Каше и скульптор Ламбертус Зейл. Они использовали мебель из чёрного дерева, тиковые панели, полированный мрамор и панели из меди. Внутреннее пространство корабля украшали  статуи, мозаика, гобелены и роскошные хрустальные люстры.

На спортивной палубе имелся бассейн со стеклянной крышей. Корабль неоднократно подвергался перестройке и модернизации.

19 декабря 1963 года, в 19:00 «Laconia» отправилась из Саутгемптона в одиннадцатидневный рождественский круиз на Канарские острова. На борту находились 1022 человека (646 пассажиров и 376 членов экипажа).

Почти все пассажиры были англичане, а экипаж  состоял из греков и немцев. По поводу материального положения пассажиров можно было не беспокоиться, билеты стоили немало.

Командовал лайнером грек, опытный морской волк, 53-летний капитан Матиос Зарбис.
В 22 часа 23 декабря стюард обнаружил, что из-под двери парикмахерской валит дым.

Он распахнул дверь и увидел, что всё помещение объято пламенем. Попытки погасить огонь оказались безрезультатными. Сообщили на капитанский мостик.

Это случилось в 180 милях к северо-западу от Мадейры.
 
Капитан включил сигнал пожарной тревоги, но он был слабым, а в это время в танцевальном зале гремела живая музыка, дамы и господа в вечерних туалетах веселились от души. А те, кто отправились смотреть кино, решили, что сигнал тревоги относится к вступительным титрам кинофильма.

А между тем огонь распространялся с невероятной быстротой. Те, кто уже легли спать, не могли выбраться из своих кают. Люди прыгали в воду с палубы и из иллюминаторов. Спасаясь от огня, они погибали в воде.

В 23:30 радист Антониос Калогридис отправил первый вызов о помощи. В полночь еще один, а в 00:22 послал последнюю радиограмму: «Последний SOS из «Laconia». Я больше не могу оставаться в радиорубке. Выходим из корабля. Нам срочно нужна помощь, пожалуйста, помогите нам».

Часть спасательных шлюпок сгорела, часть шлюпок оказалось невозможно спустить: проржавели шлюпбалки. Две спасательные шлюпки опрокинулись, одна разбилась о борт лайнера.

Через четыре часа после объявления пожарной тревоги на место аварии прибыло аргентинское пассажирское судно «Salta», затем  британский танкер «Moncalm» . Они приняли на борт основную часть выживших.

Подошли ещё несколько судов, принявших участие в спасательной операции.

Британские и американские военные самолёты сбрасывали плававшим людям спасательные жилеты и плоты. Пассажиры, плававшие в воде, были рассредоточены в радиусе трёх миль, потому что горящий лайнер дрейфовал по течению.

Подходить близко к лайнеру спасатели опасались из-за возможного взрыва топлива. Оказалось, что греческая компания обманула, выдавая  из рекламных соображений «Laconia» за «быстроходный турбинный корабль».

На самом деле дизельный агрегат лайнера опасности не представлял. Всего в результате пожара на «Laconia» погибло 128 человек. Лайнер попробовали буксировать, но он перевернулся и затонул.

Следствие шло два года. Восемь офицеров "Laconia" обвинили в халатности. Капитана Зарбиса, его первого помощника и сотрудника службы безопасности судна обвинили в грубой халатности. Остальные пять человек подсудимых из числа экипажа были обвинены в простой халатности.

Установили, что причиной пожара стало короткое замыкание неисправной электропроводки.

Вот и не верь после этого приметам! Лучше не называть корабли именами их погибших предшественников.